Оценка земельного участка на примере совхоза Черновский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

В данной работе на тему «Определение стоимости земельного участка, расположенного в совхозе «Черновский»» Будут рассматриваться следующее:
- земля как объект экономической оценки;
- доходный подход к оценке земельных участков (метод прямой капитализации, капитализация доходов по периодам, техника остатка дохода для земли);
- сравнительный подход к оценке земельных участков (метод сравнения продаж (способы типичного участка и единицы сравнения), метод персонала);
- затратный подход к оценке земельных участков (метод изъятия, метод определения затрат на освоение, оценка по затратам на инфраструктуру).

Содержание работы

Введение 4
1 Земля как объект экономической оценки 8
1.1 Правовые основы земельных отношений 8
1.3 Подходы к оценке земельных участков. 36
2 Общая характеристика социально-экономического положения Самарской области и анализ рынка земельных участков 57
2.1 Основные территориально-экономические характеристики Самарской области 57
2.2 Описание Волжского района Самарской области 62
2.3 Земельный рынок России и его особенности 65
2.4 Рынок земельных участков в Самаре 67
3 Определение стоимости земельного участка 76
3.1 Характеристика объекта оценки и его описание 76
3.2 Оценка рыночной стоимости сельскохозяйственных угодий ОАО СХП «Черновский» 78
3.3 Расчет итоговой рыночной стоимости 86
Библиографический список 92

Файлы: 1 файл

Оценка земельного участка на примере совхоза Черновский.doc

— 668.50 Кб (Скачать файл)

2. Юридические  лица – коммерческие и другие  организации, в том числе иностранные.

3. Граждане и их объединения, семьи, народы и в, определенных случаях, иностранные граждане.

Учет специфики рынка недвижимости позволяет более обоснованно оценить текущее влияние основных ценообразующих факторов на величину стоимости по аналогам и оцениваемому объекту в рамках сравнительного дохода.

Земельный рынок может сегментировать по следующим критериям.

В зависимости от категории земель различают земли:

- сельскохозяйственного значения;

- населенных пунктов;

- водного фонда;

- промышленности и иного специального  назначения;

- особо охраняемых территорий;

- лесного фонда;

- земли запаса.

По законодательству допускаются сделки купли-продажи из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земель промышленности и иного назначения, отдельных объектов водного фонда. Земли лесного фонда по Лесному кодексу допускается вовлекать в арендные отношения.

В зависимости от вида разрешенного использования земельные участки могут быть предназначены:

- для индивидуального жилищного  строительства;

- ведения личного подсобного  хозяйства или крестьянско-фермерского;

- коттеджного строительства;

- ведения садово-огороднического  хозяйства;

- размещения объектов коммерческого  назначения;

- размещения промышленных, коммунальных  и складских объектов;

- прочего использования.

В зависимости от права на земельные участки:

- право собственности;

- право постоянного бессрочного  пользования;

- право пожизненно наследуемого  владения;

- право аренды;

- сервитут.

Право собственности на земельный участок, зарегистрированное в установленном порядке, определяет возможности проведения сделок с данным участком на земельном рынке. В настоящее время граждане Российской Федерации имеют земельные участки на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды. Юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях Российской Федерации.

Правовой режим земельного участка включает в себя: целевое назначение, форму собственности, разрешенное использование. Формы собственности после перехода к новым рыночным отношениям в России образовались следующие: федеральная, региональная, муниципальная, частная и др.

 

2.4 Рынок земельных участков в Самаре

 

Земля – уникальный природный ресурс, обладающий целым рядом специфических, только ему присущих свойств, во-первых, он количественно ограничен, во-вторых, произвести искусственно его невозможно; в-третьих, каждая его часть, представляющая собой отдельно взятый земельный участок, используемый для тех или иных целей, различна по своему плодородию (качеству) и местоположению. И, наконец, что самое главное, земля - это основное средство производства в сельском хозяйстве, от качества и интенсивности использования которого во многом зависит эффективность аграрного сектора экономики.

Важнейшей особенностью земли, как средства производства, является ее способность при рациональном использовании сохранять и улучшать свои производственные качества. В то же время пренебрежительное отношение к земле приводит к ее деградации, снижению плодородного слоя и, как следствие, выбытию земель из сельскохозяйственного оборота. Тяжелое финансовое положение, в котором оказалось большинство сельскохозяйственных организаций, привело к тому, что площадь посевов сельскохозяйственных культур из года в год сокращается и, по сравнению с 1990 годом (начало проведения аграрной реформы), уменьшилась на 613 тыс. га и в 2009 году составила 2067 тыс. га. На сегодняшний день в области по разным причинам не используется 243 тыс. га пахотных земель или 8,6 % общей площади пашни, при этом наибольший удельный вес неиспользуемой пашни приходится на паевые земли и земли фонда перераспределения.

Проблема сохранения и повышения производственного потенциала земель в реалиях нынешнего времени должна решаться не только собственниками земельных участков, заинтересованными в долгосрочном использовании земель и получении от ее использования стабильного дохода, но и при активном участии органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из механизмов решения данной проблемы является создание действенного земельного рынка, способного стимулировать вложение денежных средств в АПК и повысить заинтересованность крестьян в эффективном и рачительном использовании земельных угодий.

Ликвидация монополии исключительной собственности государства на землю и передача в собственность граждан и юридических лиц свыше 70 % земель сельскохозяйственного назначения создала реальные предпосылки для развития рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Если проанализировать сделки с землей, совершенные в 2009 году в Самарской области, то приведенные данные свидетельствуют о том, что основной формой земельных отношений на сегодняшний день является аренда земельных участков (рисунок 2).

В 2009 году действовало 22,3 тысячи договоров аренды на площади 273,2 тыс. га, заключенных органами местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами, что составляет 61 % от всех сделок.

Значительный удельный вес занимает продажа права аренды государственных и муниципальных земель и земельных участков – 12%. Остальные сделки с землей (купля – продажа земли гражданами и юридическими лицами, наследование, дарение, залог) в 2009 году составили 27 % от всех сделок с землей.

 

Рисунок 2 – Структура сделок с земельными участками в Самарской области

 

Передача в аренду государственных и муниципальных земель позволяет ежегодно пополнять бюджеты всех уровней дополнительными источниками доходов (таблица 2).

 

Таблица 2 – Сумма арендных платежей по Самарской области за 2007-2009 годы

Годы

Арендная плата за земли городов, поселков,

сельскохозяйственного назначения, млн.рублей

Всего

в том числе

федеральный бюджет

местные бюджеты

2007

292,1

87,6

204,5

2008

308,1

92,42

215,68

2009

677,4

102,4

575


 

Незначительное число сделок купли – продажи земельных участков вызвано отсутствием необходимых финансовых средств у сельского товаропроизводителя. Таким образом, эффективный собственник, заинтересованный в долгосрочном использовании земли, не имеет возможности приобрести участок у неэффективного для увеличения размеров земельного надела своего хозяйства. Возможность же аренды, пусть даже и на длительный срок (до 50 лет), не может побудить арендатора к долгосрочным инвестициям, направленным на коренное улучшение качества почв (орошение, дренаж, гипсование и т.п.), из-за существующей вероятности досрочного прекращения договора аренды по различным причинам.

Запрет на ипотеку сельскохозяйственных угодий не дает возможности совершать залоговые операции с землей. В условиях дефицита финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей ипотека сельскохозяйственных угодий явилась бы действенным фактором, обеспечивающим привлечение инвестиций в экономику области. Банки, другие кредитно-финансовые учреждения и хозяйствующие субъекты могли бы перейти к более активному кредитованию крестьян, желающих самостоятельно организовывать производство сельскохозяйственной продукции.

Первым этапом по формированию рынка земель сельскохозяйственного назначения должно стать завершение работы по документальному закреплению прав общей собственности граждан на земельные участки. При этом границы земельных долей отдельных граждан не определяются. Для совершения сделок с земельными долями (участками) необходимо их выделение и регистрация прав собственности. Многие владельцы земель сельскохозяйственного назначения (пенсионеры, безработные, сельская интеллигенция) не имеют денежных средств для того, чтобы оплатить все издержки по изготовлению планов границ земельных участков, находящихся в долевой собственности. Около 22,5% сельского населения Самарской области – это лица старше трудоспособного возраста, а уровень доходов на селе – самый низкий по отраслям экономики, поэтому частичное решение задачи оформления права собственности на землю должны взять на себя органы государственной власти и местного самоуправления.

В целях ускорения формирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, часть затрат по оформлению прав собственности на земельные доли могут взять на себя областной и местные бюджеты. По примерным подсчетам, общая сумма средств, необходимых на погашение около 30% затрат на закрепление земельных долей в собственность, составит 68580 тыс. рублей.

Нерешенным остается до настоящего времени и вопрос взаимодействия между различными организациями, вовлеченными в систему управления земельно-имущественным комплексом. Информация об объектах недвижимости и оформленных на них правах рассредоточена по базам данных различных ведомств, в число которых входят Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерство юстиции Российской Федерации.

Гражданам Российской Федерации приходится получать справки о состоянии земельного участка, оформленных на него правах и обременениях в различных учреждениях. Данный процесс является затратным и растянутым во времени, а также предоставляет целый ряд неудобств для собственников земли, что, следовательно, тормозит развитие экономического оборота земель.

Быстрому протеканию и юридически корректному оформлению сделок купли-продажи земельных участков и иной недвижимости будет способствовать создание единого информационно-коммуникационного пространства государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, налоговых органов, органов управления и распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью, органов государственного управления, а также автоматизация их деятельности.

Кадастр является одним из основных факторов, которые обуславливают развитие земельного рынка. Ведение государственного земельного кадастра составляет непременное условие обеспечения, в том числе и правового, рационального использования и охраны земель, а также функционирования рынка земли. Земельный кадастр создает юридически значимую информационную основу, необходимую для охраны права собственности и иных прав на землю, для обеспечения и развития земельного оборота (в частности, земельного рынка). Земельный кадастр является основой функционирующего рынка земли и инфраструктурной основой привлечения финансовых средств в экономику, без которой невозможно развитие страны.

В 2009 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.99 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель»  выполнены работы по государственной кадастровой оценке сельскохозяйственных угодий Самарской области.

Кадастровая стоимость земель определена в границах бывших колхозов и совхозов существовавших до реорганизации.

Кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий в целом по области 10840 рублей. Самая низкая - 5640, 6100, 6880 рублей в Большечерниговском, Пестравском, Алексеевском районах соответственно. Одиннадцать районов области имеют уровень оценки выше среднеобластного, десять районов – значительно ниже (таблица 3).

Проведенная кадастровая оценка земель учитывает материалы почвенных обследований и внутрихозяйственной оценки земель, показатели оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий, затрат на их использование, объемы реализации сельскохозяйственной продукции, а также приобретенные промышленные товары и другие материальные ресурсы, необходимые для производства этих объемов продукции, расстояние перевозки основных видов продукции с учетом групп дорог по объектам оценки.

 

Таблица 3 - Группировка сельских районов Самарской области по кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения

Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения

от 5500 до 9000 руб./га

от 9100 до 13000 руб./га

от 13100 до 17500 руб./га

Нефтегорский район

Безенчукский район

Ставропольский район

Елховский район

Шенталинский район

Челно-Вершинский район

Клявлинский район

Борский район

Кинель-Черкасский район

Сызранский район

Камышлинский район

Кошкинский район

Шигонский район

Сергиевский район

Волжский район

Большеглушицкий район

Красноармейский район

Богатовский район

Алексеевский район

Хворостянский район

Кинельский район

Пестравский район

Исаклинский район

Приволжский район

Большечерниговский район

Красноярский район

Похвистневский район

Информация о работе Оценка земельного участка на примере совхоза Черновский