Мониторинг использования земель Карабудахкентского района РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Уровень управления земельными ресурсами и его вспомогательная информационная инфраструктура можно считать одними из показателей уровня организации общества. В тех странах, где система управления земельными ресурсами не получила достаточного развития, могут иметь место хаотичный и неконтролируемый рост населенных пунктов, отсутствие безопасности в плане здоровья и физической неприкосновенности в районах неофициальной застройки, чрезмерное использование сельскохозяйственных земель, коррупция и ухудшение состояния окружающей среды. Положение усугубляется ростом спроса со стороны населения на земельные, водные и природные ресурсы. Эти проблемы являются следствием постоянного изменения статуса общества, а также уровня развития и экономических возможностей различных стран. Эффективное управление земельными ресурсами ‑ это инструмент, посредством которого правительства могут проводить политику, направленную на создание условий для устойчивого развития своих стран и обеспечивающую экономическую безопасность населения.

Файлы: 1 файл

ДП Исаев.docx

— 194.33 Кб (Скачать файл)

Полезные ископаемые представлены месторождениями нефти, горючих газов, мергелей, кварцевых песков, минеральные источники.

Административно Дагестан состоит из 41 района и 10 городов. В его составе находятся 18 поселков городского типа, 685 сельских Советов, 1603 населенных пункта. Столица Дагестана - г.Махачкала, в котором сосредоточена почти пятая часть населения.

Крупнейшие города: Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Каспийск, Буйнакск. Население республики (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.) составляет 2577 тыс. чел. (1,78% от численности населения РФ). При этом доля городского населения составляет 42,8%. Плотность населения - 51,38 чел./кв. км.

Население крупнейших городов (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., тыс. чел.): Махачкала - 466,8; Хасавюрт - 122,0; Дербент - 100,8.

Этнический состав: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасараны, азербайджанцы, чеченцы, ногайцы, евреи, рутульцы, агулы, украинцы, армяне, татары, цахуры.

Основу экономического потенциала республики составляют сельское хозяйство и пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс, промышленность строительных материалов и легкая промышленность, транспортный комплекс и связь, рекреация.

Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики Дагестан, доля которого в 2002 году в ВРП составила 28,8%. В аграрном секторе работает около трети занятых в экономике, из которых 27 % - в животноводстве, а 73 % - в растениеводстве. По производству сельскохозяйственной продукции на душу населения республика занимает 8 место по ЮФО и 54 место по РФ.

Сельское хозяйство в республике представлено животноводством и растениеводством. Животноводство ориентировано, прежде всего, на удовлетворение продовольственных нужд местного населения, а также на беспечение сырьем (шерсть, кожевенное сырье) товаропроизводителей как внутри республики, так и за ее пределами.

Численность поголовья крупного рогатого скота в 2002 году составила 760,1 тыс. голов, мелкого рогатого скота 3174,4 тыс. голов. Поголовье птицы на сельхозпредприятиях республики в 2002 году составило 1518,0 тыс. штук, что на 10,9 % превысило уровень 1998 года.

Важнейшими видами сельхозпродукции, производимой в растениеводстве, являются зерно, картофель, плоды и виноград. В республике более 57 процентов посевной площади занимают зерновые культуры. Все технические культуры и более 90 процентов зерновых выращиваются в сельскохозяйственных предприятиях.

Основными производителями картофеля, овощей, плодов и ягод (кроме винограда) являются хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Значительный удельный вес в сельскохозяйственном производстве имеют сады и виноградники, посадки которых распределены повсеместно. Наиболее крупные массивы виноградников сосредоточены в Дербентском, Каякентском, Кизлярском, Хасавюртовском районах и около г. Махачкалы, а крупнейшие садоводческие районы расположены по долинам рек Самур, Гюльгерычай и четырех Койсу.

В республике традиционно хорошо развивается овощеводство. Общий сбор овощей за 2002 год составил более 490 тыс. тонн, средняя урожайность составляет по овощам 153,4 , картофелю – 95,0 , плодам – 20 центнеров с гектара. Сохраняется большая доля ввозимой сельскохозяйственной продукции, что тормозит ускоренное развитие сельского хозяйства республики. Из регионов РФ в республику ввозятся большинство категорий продовольственных товаров (зерно, мука, крупяные, макаронные, растительное и животное масло, кондитерские, сыры, чай, сахар, соль, пиво, безалкогольные напитки, консервы, соки, вина и т.д.). Более 75 % потребляемого зерна и 80 % муки ввозится из других регионов РФ. Потребности в мясе птицы покрываются за счет собственного производства лишь на 36 %. Частично покрываются собственные потребности в хлебобулочных, кондитерских, макаронных, вина, ликероводочных, минеральных вод, безалкогольных напитков, цельномолочной продукции.

Ежегодно в республику ввозится около 50 тыс. тонн мяса и мясопродуктов и примерно 10 тыс. тонн затем поступает в Азербайджан и Грузию. Из Дагестана в другие регионы РФ и за рубеж вывозятся алкогольные изделия, рыбные и плодоовощные консервы.

Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности республики в 2002 году произведено продукции на сумму 3058,6 млн. руб., или 131,6 % к уровню 2001 года и 182,3% к уровню 1998 года, в т.ч. консервной промышленности –105,0 млн. рублей (91,3 % к уровню 2001 года), молочной – 119,7 млн. рублей (190% к уровню 2001 года).

Одним из традиционных производств республики является виноделие. В Дагестане производится более 90 % коньячной продукции Российской Федерации. В 2002 году предприятиями рыбной промышленности добыто 8,4 тыс. тонн рыбы (или 77,8 % к уровню предыдущего года), произведено 7,3 муб рыбных консервов (54,9 %), 88,3 тонн муки рыбной (46 %).

Предприятиями мукомольной отрасли в 2002 году было произведено 3,1 тыс. тонн муки (11,6 % к уровню 1998 года), 8 тыс. тонн крупы (100 % к уровню 1998 года). Производство комбикормов составило 4,4 тыс. тонн, что в 3,2 раза ниже уровня 1998 года.

Каспийское море является важнейшим рыбохозяйственным бассейном страны, биоресурсы которого включают мировые запасы редких и ценных рыб осетровой породы. Здесь сосредоточено 70% мирового запаса осетровых рыб, более 60% крупного частика. Протяженность дагестанской части береговой линии Каспийского моря составляет 540 км.

Гидроэнергетический потенциал в республике составляет 55,2 млрд. кВт. ч. или почти 40% потенциала рек Северного Кавказа. Экономически высокоэффективная часть их сконцентрированная в наиболее крупных водотоках и достигает 16 млрд. кВт. ч. Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами – нефть, газ, торф, каменный уголь и горючие сланцы, твердое минеральное сырье (руд черных и цветных металлов, нерудного минерального сырья и т.д.).

Важнейшими ресурсами для республики являются нефть и газ. Потенциальные запасы нефти и газа достаточно велики и составляют: нефти с конденсатом – 509 млн. тонн, из них на суше - 169,3 млн. тонн; естественного газа – 877,0 млрд. м3, из них на суше 337,2 млрд. м3. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является акватория Каспийского моря. В Южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди. Эксплуатационные запасы месторождения оцениваются в 60953,6 тыс. тонн медноколчедановых руд и 3428,3 тыс. тонн цинкоколчедановых руд.

В Дагестане выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод: углекислые, сульфидные, бромные, йодо-бромные, кремнистые, железистые, мышьяковистые и слаборадоновые.

 

 

 

 

2.2 Характеристика  использования земельных ресурсов  в районах с применением методов  государственного мониторинга земель

 

Наиболее важным разделом мониторинга земель в республике можно считать мониторинг мелиорированных земель. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систему непрерывного слежения за параметрами состава, свойств и режимов почв, оросительных, грунтовых (подземных) и др. вод в границах мелиоративной системы и прилегающих территорий. Он является составной частью Государственного мониторинга земель Российской Федерации и имеет общие объекты наблюдений с Государственной системой учёта вод и Государственным мониторингом подземных вод.

Целью ведения мониторинга является наблюдение за состоянием земель для своевременного выявления деградации и загрязнения мелиорированных почв, их оценки, предотвращения и устранения последствий негативных процессов, обеспечения экологической безопасности производственной деятельности и осуществления своевременных и эффективных мероприятий по охране мелиорированных и прилегающих к ним территорий.

Задачи мониторинга мелиорированных земель заключаются в: получении своевременной и достоверной информации о их состоянии и прилегающих территорий, а также показателях технического состояния; обеспечении пользователей на всех уровнях управления своевременной и полной текущей, ретроспективной и прогнозной информацией; разработке мероприятий (эксплуатационных, производственно - технологических и др.) по окультуриванию почв, предотвращению их деградации и загрязнения; оценке эффективности осуществляемых мероприятий по мелиорации земель, охране водных и земельных ресурсов мелиоративных систем и прилегающих территорий.

Мониторинг распространяется на все орошаемые земли, независимо от их правового режима и характера использования, а также другие категории земель в границах мелиоративной системы или в зоне ее влияния, которые включают земли: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, водного фонда, запаса. По уровням он разделяется на: федеральный мониторинг, охватывающий все мелиорированные земли Российской федерации; региональный, охватывающий край или область, локальный мониторинг, охватывающий мелиорированные земли административных районов и земли оросительных систем. Орошаемое поле является самым низким уровнем мониторинга.

Объектами мониторинга орошаемых земель являются почвы, грунтовые и оросительные воды и гидротехнические сооружения в границах мелиоративной системы, а также водоисточники и прилегающие территории.

Перечень основных мероприятий, рекомендуемых по ведению мониторинга земель следующий:

  1. Наблюдения за состоянием мелиорированных и прилегающих к ним земель с выявлением и оценкой степени засоления, переувлажнения почв и подтопления земель и их загрязнения.
  2. Ежегодная оценка эколого-мелиоративного состояния орошаемых и прилегающих к ним земель.
  3. Выявление причин и прогноз негативных природно-техногенных процессов.

Содержание мониторинга земель определяет данные тематических съемок, обследований и режимных наблюдений, фиксирующих дискретные значения параметров состава, свойств и режимов объектов мониторинга в границах природных, природно-техногенных и административно - территориальных участков суши, а также определяет использование гидрометеорологической информации существующих гидрометеопостов и станций.

При ведении мониторинга учитываются и постоянно уточняются границы полей, севооборотов, участков с группой близких по водопотреблению или устойчивости к переувлажнению культур. По технологическим, организационным и экономическим соображениям особенно целесообразно выделить приоритетные показатели, в том числе: засоленность, солонцеватость, кислотность почв в слое 0-100 см, глубина залегания уровня грунтовых вод, минерализация и химический состав солей в водах, сроки отвода избыточной влаги из пахотного слоя, водопотребление на орошение и т.д.

Комплексная оценка состояния орошаемых и осушенных земель выполняется в границах мелиоративной системы в разрезе землепользователей и землевладельцев. Последующий учет состояния этих земель на уровне района, области, климатической зоны, бассейна реки или озера заключается в агрегировании результатов оценки состояния земель на мелиоративных объектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ НА ПРИМЕРЕ КАРАБУДАХКЕНТСКОГО РАЙОНА РД

3.1 Анализ осуществления  методов ведения государственного  мониторинга земель

 

Единая методология ведения мониторинга земель основана на принципе взаимной совместимости информации, предполагающей применение единых государственных систем координат, высот, картографических проекций, единых методических и нормативно-технических документов в области мониторинга земель. Ведение мониторинга земель осуществляется с помощью периодических наземных обследований, регулярных наблюдений в рамках специализированной сети службы мониторинга, включающей полигоны, стационарные участки и пункты наблюдений, а также с помощью анализа материалов дистанционного зондирования.

Общими методами при осуществлении ГМЗ служат:

  1. наземные специальные съемки, обследования и наблюдения;
  2. дистанционное зондирование (аэро- и космическая съемки).

Условно в качестве самостоятельного метода выделяют современный и ретроспективный анализ данных, получаемых в результате инвентаризации земель, проверок, обследований, контрольно-ревизионной работы.

Перечисленные общие методы относят к макрометодам собственно мониторинга земель. При оценке отдельных аспектов состояния земель применяют специальные методы расчета разнообразных показателей, характеризующих их - микрометоды, используемые при ведении мониторинга земель. Их много, в соответствии с числом показателей: например, весовой метод определения влажности грунтов при анализе подтопления земель; метод бурения при анализе формирования техногенных грунтов; атомно-абсорбционный, спектрофотометрический и газохроматографический методы определения содержания химических загрязняющих веществ в почве.

Наземные наблюдения и аэрофотосъемка при ведении МГЗ носят в настоящее время традиционный характер; возможности космической съемки для городских условий исследованы меньше и, в настоящее время, не обеспечивают в полной мере предъявляемых требований.

Результаты мониторинга выражаются количественными и качественными показателями, характеризующими изменения состояния земель и развитие негативных процессов. Перечень показателей МГЗ приводится в нижеприведенной таблице 1.

Разнообразные показатели мониторинга определяются с различной для конкретных наблюдений периодичностью. Мониторинговые наблюдения могут быть, с этой позиции: базовыми (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга); оперативными, или дежурными (систематические, на текущий момент); периодическими (проводимые через определенный промежуток времени - неделю, месяц, год и т.д.); ретроспективными (проведенные до момента начала ведения мониторинга).

Таблица 1

Система основных показателей мониторинга городских земель

 

Показатель

Единицы измерения

Способ определения

Периодичность определения

1

Показатели геологической среды

11

Уровень залегания грунтовых вод

м

Изм.

1 раз / 5 лет

12

рН Н2О грунтовых вод

ед.

Анал.

1 раз / 5 лет

13

Мощность техногенных грунтов

м

Изм.

1 раз / 5 лет

14

Количество карстовых и суффозионных воронок

ед./км2

Изм.

1 раз / 5 лет

15

Площадь оползня

м2

Изм.

1 раз / 1 год

16

Глубина оползня

м

Изм.

1 раз / 1 год

17

Количество перемещаемого оползневого материала

т/км2/год

Расч.

1 раз / 1 год

2

Почвенные показатели

21

Мощность профиля

см

Изм.

1 раз / 10 лет

22

Мощность гумусового (органогенного) горизонта

см

Изм.

1 раз / 10 лет

23

Содержание гумуса в поверхностном горизонте

%

Анал.

1 раз / 5 лет

 

Информация о работе Мониторинг использования земель Карабудахкентского района РД