Мониторинг использования земель Карабудахкентского района РД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Уровень управления земельными ресурсами и его вспомогательная информационная инфраструктура можно считать одними из показателей уровня организации общества. В тех странах, где система управления земельными ресурсами не получила достаточного развития, могут иметь место хаотичный и неконтролируемый рост населенных пунктов, отсутствие безопасности в плане здоровья и физической неприкосновенности в районах неофициальной застройки, чрезмерное использование сельскохозяйственных земель, коррупция и ухудшение состояния окружающей среды. Положение усугубляется ростом спроса со стороны населения на земельные, водные и природные ресурсы. Эти проблемы являются следствием постоянного изменения статуса общества, а также уровня развития и экономических возможностей различных стран. Эффективное управление земельными ресурсами ‑ это инструмент, посредством которого правительства могут проводить политику, направленную на создание условий для устойчивого развития своих стран и обеспечивающую экономическую безопасность населения.

Файлы: 1 файл

ДП Исаев.docx

— 194.33 Кб (Скачать файл)

 Тaблицa 8

Рaспределение земель запаса Карабудахкентского рaйoнa 2013-2014 гг., га

Нaименoвaние земель

2013

2014

1

пески

557

557

1.1

Овраги

50

50

1.3

Другие земли

100

100

 

Итого:

707

707




 

Рaссмaтривaя выше приведенные тaблицы, мoжнo сделaть вывoд, чтo за 2 гoда изменения   прoизoшли, но не значительные.

 

3.3 Мероприятия по улучшению  ведения государственного мониторинга земель

 

В последнее время в регионах активизировались работы по формированию информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании. Интерес к этому направлению связан с необходимостью повышать адресность государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям при усилении ответственности регионов, с необходимостью расширять налогооблагаемую базу, сохранять пахотные земли, как важнейший национальный ресурс, развивать инвестирование в агробизнесе, развивать страхование в АПК. Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий» «Далее Концепция госмониторинга земель сельскохозяйственного назначения») и это также способствовало усилению значимости этого направления работ.

Положения утвержденной Правительством «Концепции госмониторинга земель сельскохозяйственного назначения», будут реализованы в результате создания Системы государственного мониторинга земель» (СГМЗСХН), которая охватит все уполномоченные органы государственной власти (федерального и регионального уровня) и местного самоуправления. Региональный и муниципальный уровни такой системы, наряду с федеральными центрами агрохимической службы, будут иметь важнейшее значение.

На текущем начальном этапе создания всей Системы важно правильно выбрать оптимальные решения по нормативной базе, регламентам функционирования, архитектуре, функциям, стандартам информационного взаимодействия, которые будут реализованы во всех элементах Системы. Важно отработать такие решения в рамках плотных проектов в опорных зонах.

При проведении государственного мониторинга сельскохозяйственных земель необходимо проводить регулярные наземные наблюдения, дистанционное зондирование земли и формируются государственные информационные ресурсы, призванные решать следующие задачи:

  1. своевременное выявление изменений состояния сельскохозяйственных земель, оценка этих изменений,
  2. прогноз и выработка рекомендаций по повышению их плодородия, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  3. получение данных на основе систематического обследования плодородия почв и наблюдений за качественным состоянием и эффективным использованием сельскохозяйственных земель как основного ресурса сельскохозяйственной деятельности с использованием географической привязки сельскохозяйственных полигонов и контуров;
  4. мониторинг состояния растительности сельскохозяйственных угодий;
  5. ведение реестра плодородия почв сельскохозяйственных земель и учет их состояния;
  6. формирование государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях в целях анализа, прогнозирования и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и эффективного использования таких земель в сельском хозяйстве, а также использования в статистической практике в РД;
  7. обеспечение доступа органам исполнительной власти, осуществляющим государственный земельный контроль, юридических и физических лиц к информации о состоянии сельскохозяйственных земель; в том числе в рамках представления государственных услуг.

Итогом государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначение должно быть не столько формирование баз данных и ГИС-проектов, сколько предоставление актуализированной, юридически значимой информации, используемой в том числе в хозяйственной и судебной практике. Необходимо, чтобы система была многоуровневой, и будет создаваться не автономно, а вплетаясь в действующие административные структуры. Для эффективного функционирования такой Системы важно, чтобы ее функции учитывали бы действующие полномочия и интересы для каждого участника Системы, на каждом уровне. Система должна своими возможностями дополнять те обязанности, которые уже возложены на административные структуры и их сотрудников. Например, если рассчитывать на получение данных по использованию земель сельскохозяйственного назначения от администраций сельских поселений, то необходимо, чтобы эти данные формировались наряду с похозяйственным учетом, регистрацией пребывания, мониторингом налогооблагаемой базы, с автоматизацией выдачи справок гражданам, списков в вышестоящие организации и с другими операциями. Только такая «дружественная» архитектура многоуровневой Системы обеспечит ее функционирование, востребованность и точность работы. Кроме этого, в Системе должен быть заложен технологический механизм саморазвития по мере уточнения задач и потребностей в процессе эксплуатации. Такой подход имеет принципиальное значение, так как только региональный и особенно муниципальный уровни являются наиболее действенным источником первичной информации о земельных ресурсах.

Информация, предоставляемая Системой юридическим и физическим лицам и органам государственной власти должна обеспечивать решение различных задач, и этот перечень будет только уточняться по мере эксплуатации Системы:

  1. Паспортизация земельных угодий и сельхозтоваропроизводителей, обеспечение процедур по разграничению (изменению) границ или категорий земель сельхозназначения и земель других категорий.
  2. Мониторинг правового режима использования земельных угодий.
  3. Предоставление официальных данных о землепользовании при оформлении государственной поддержки, реализации инвестиционных проектов, заключении договоров страхования в АПК и др.
  4. Безопасность производств при выращивании сельхозпродукции и кормов.
  5. Выявление земель, подвергающихся негативным факторам – опустынивание, эрозия ландшафта, заболачивание, антропогенные загрязнения, анализ источников и механизмов и информационное обеспечение разработки проектов по предотвращению негативных воздействий.
  6. Формирование заданий на проведение мелиоративных работ и мероприятий по восстановлению плодородия почв с контролем результатов таких мероприятий.
  7. Выявление неиспользуемых земель и инициализация мероприятий по их изъятию и перераспределению.
  8. Разработка сценариев и информационное обеспечение работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  9. Формирование прогнозов в соответствии с доктриной продовольственной безопасности.
  10. Планирование социального развития села и развития социальной инфраструктуры АПК.

Многоплановость этого перечня показывает, что важнейшие потребительские качества системы будут связаны с ее возможностями гибко встраиваться в различные информационные процессы, с возможностями воспроизводства административных регламентов и интеграции данных из самых различных источников. В «Концепции ….» также отмечается, что формирование государственных информационных   ресурсов будет осуществляться на базе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с использованием данных как Министерства сельского хозяйства   Российской Федерации, так и других федеральных органов исполнительной власти, и региональных источников. Для этого с одной стороны важно провести апробацию разных вариантов и выбрать наилучшие решения, но важно не допустить процесса лавинообразного появления разных субъектовых систем, что приведет к территориальному разнобою и структурной раздробленности информационных ресурсов. А такая опасность существует, когда в отдельных субъектах федерации начинают проводить независимые разработки Систем.

В Минсельхозе России в рамках полномочий по учету и эффективному использованию закрепленной за отраслевыми организациями федеральной собственности создана и эксплуатируется автоматизированная информационная система «Реестр федеральной собственности АПК».

Эта система зарегистрирована как федеральная информационная система. В системе реализован механизм актуализации информации, получаемой почти от 500 подведомственных организаций, размещенных по всей территории России. Учтено около 11 тыс. участков, 30 тыс. строений-сооружений, правоустанавливающие документы, формы использования, данные о финансово-хозяйственной деятельности организаций, инвестиционные проекты, документооборот по земельно-имущественному комплексу организаций.

Реализованные и отработанные решения можно отнести к двум группам: методические и организационные и технологические.

Методические и организационные:

  1. Документирование всех потоков данных, вошедших в информационный ресурс по землям всех категорий РД.
  2. Обеспечение полноты информации за счет первичной консолидацией данных из всех источников и последующей “ответственной верификацией”.
  3. Только “электронное” взаимодействия с “источниками данных” и участниками работ (терорганы Росреестра, Росимущество,   подведомственные организации).
  4. Технологические:
  5. Использование ПО “коробочного типа”. Установка и эксплуатация в подведомственных организациях силами самих организаций.

ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

4.1 Эффективность мероприятий по государственному мониторингу земель

 

В настоящее время в большинстве районах Республики Дагестан субъектов Российской Федерации продолжается снижение плодородия почв, ухудшается состояние земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Почвенный покров, особенно сельскохозяйственных угодий, подвержен деградации и загрязнению, теряет устойчивость к разрушению, способность к восстановлению свойств и воспроизводству плодородия.

В связи с приватизацией земельных участков, появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности задачи управления сельскохозяйственным производством стоят как никогда остро, а эффективное их решение невозможно без осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 846, необходимо осуществлять сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработка и хранение, ведется непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования, анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг земель осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Однако проводимый мониторинг в РД не обеспечивает наблюдение за земельными участками и полями севооборота как производственным ресурсом и не осуществляется по ряду параметров, характеризующих плодородие почв, имеющих существенное значение для сельскохозяйственного производства.

Специфика учета сельскохозяйственных земель как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве, требует иных подходов и более широкого перечня показателей состояния таких земель и их плодородия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Однако без осуществления государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования), невозможно эффективное управление агропромышленным комплексом страны, что является на сегодняшний день первостепенной задачей.Настоящая Концепция определяет цели, задачи и направления работ по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, данные которого являются основой формирования государственных информационных ресурсов о состоянии и использовании этих земель.

В Концепции используются следующие понятия:

- «государственный мониторинг сельскохозяйственных земель» — система оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью;

Информация о работе Мониторинг использования земель Карабудахкентского района РД