Экологические мероприятия современного землеустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Землеустройство, как инженерно-экономический комплекс, представляет собой многогранную систему мероприятий социально-экономического, правового, экологического и технического характера. Эти мероприятия осуществляются землеустроительными органами как часть государственной политики и подчиняются определенным закономерностям. Общие закономерности функционирования земли и организации территории изучаются землеустроительной наукой, которая рассматривает землю в качестве средства производства и природного ресурса, необходимого для функционирования всех отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы народного хозяйства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие землеустройства и порядок осуществления землеустроительных мероприятий
2. Мониторинг земель
3. Современное землеустройство: проблемы и решения.
Заключение
Список литературы
сельское водное лесное хозяйство землеустройство

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ТЕОРТ.ОСНОВЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА. смотр doc.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

Более 28 тыс. семей военнослужащих, уволенных в запас, получили земельные  участки на площади 48,6 тыс. га.

 

Землеустроительные мероприятия  обеспечивали также оборот земельных  участков, выделение земель для нужд промышленности, транспорта и иного специального назначения и под застройку.

 

Широкомасштабные землеустроительные работы, осуществленные в 1991-2003 гг., тем  не менее, не привели к ожидаемому результату — включению земли  в качестве активного фактора в развитие экономики страны. Наоборот, в области землепользования появилась масса проблем, касающихся разграничения государственной собственности на землю, границ административно-территориальных образований, выделения земельных долей в натуре, переоформления земельных участков под приватизированными объектами в собственность или аренду, вывода земель из сельскохозяйственного оборота, обоснованного перевода земель из одной категории в другую, угрожающих размеров деградации земель и др.

 

Реформирование существовавшей ранее системы землепользования, перераспределение земель, проводимые без предварительно разработанной  землеустроительной документации, привели  к разрушению организации территории и возникновению недостатков  в использовании земель: излишней парцелляризации, чересполосице, вклиниваниям и вкрапливаниям, дальноземелью, что предстоит устранять впоследствии многие годы.

 

Экономически развитые государства стараются не допускать  таких негативных последствий земельных  преобразований, усиливая государственное воздействие на земельный строй, прежде всего, методами  землеустройства .

Для этих целей используются следующие механизмы:

— нормативно-правовое обеспечение  землеустроительных работ;

— осуществление сквозного  комплексного планирования использования и охраны земель (федерация-регионы-муниципалитеты), прежде всего, в государственных и общественных интересах;

— проведение любых земельных  преобразований только на основе землеустроительной, а в городах — землеустроительной и градостроительной документации;

— государственная поддержка  и финансирование общественно значимых землеустроительных работ, связанных  с инфраструктурным обустройством  территории, мелиорацией земель, борьбой  с эрозией почвы и др.;

— обязательное присутствие  на рынке землеустроительных услуг государственных землеустроительных организаций или аттестованных государством землемеров и жесткий контроль технологии выполнения землеустроительных работ по единым нормам и правилам;

— контроль за проведением  землеустройства .

 

Так, существующие федеральные  законы о  землеустройстве  в Германии действуют фактически с 1953 года. Они  подвергались некоторой корректировке  в 1976, 1988 и 1997 гг., при которой совершенствовалась лишь технологическая сторона процесса  землеустройства . Федеральные земли имеют свои аналогичные законы, увязанные с федеральным законодательством о землеустройстве .

 

Земельное законодательство всех стран Европейского Союза, США, Канады, Австралии устанавливает  обязательность проведения  землеустройства  при любом перераспределении земельных участков или изменении характера и условий землепользования, определяет технические и технологические параметры землеустроительных действий и виды землеустроительной документации, регулирует отношения между участниками  землеустройства , делая их социально справедливыми.

 

После 10 лет проведения земельной реформы и практически  полного перераспределения земель законодательство о  землеустройстве  появилось и в нашей стране.

 

С принятием Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.) и Федерального закона «О  землеустройстве » (№78-ФЗ от 6 июня 2001 г.) правовой вакуум в сфере регулирования землепользования стал постепенно исчезать.

 

Во исполнение Федерального закона «О  землеустройстве »  в 2002 г. были приняты также следующие постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок землеустроительных действий:

почв имеет место  почти на 30% площади сельскохозяйственных угодий, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3% площади сельскохозяйственных угодий. В последние годы получили свое развитие такие негативные процессы, как подтопление подземными водами (около 9 млн. га земель различного хозяйственного назначения, в том числе 5,0 млн га сельскохозяйственных угодий).

Нерациональное хозяйственное  использование земель в аридных зонах привело к возникновению и развитию процессов опустынивания земель на территории 35 субъектов Российской Федерации.

В сельскохозяйственном производстве не используется более 20 млн га пашни, продолжается ее зарастание кустарником и мелколесьем, ухудшается состояние мелиорированных земель и кормовых угодий. Большие территории захламляются отходами производства и потребления, загрязняются нефтью и нефтепродуктами, имеет место радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение территории и др.

 

Поэтому изучение состояния  земель позволит спланировать и осуществить  систему мероприятий по улучшению  земельного фонда страны.

Трудно предположить, что работы по изучению состояния  земель и предотвращению их деградации будут осуществлены за счет средств только отдельных землевладельцев и землепользователей. Они имеют территориальный, межхозяйственный характер, должны осуществляться на основе комплексных проектов  землеустройства , включающих сложные инженерные расчеты, проводимые специалистами, а также должны организовываться и финансироваться государством и органами местного самоуправления.

Земельное  хозяйство  России огромно. В соответствии с  данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда  Российской Федерации на 1 января 2003 г. составляет 1709,8 млн га. Поэтому развитие землепользования должно обязательно планироваться и контролироваться государством. Планирование использования земель во всех развитых зарубежных странах (США и Канаде, государствах ЕС) в последнюю четверть XX века стало основным рычагом государственное земельной политики и регулирования земельных отношений.

Оно проводится под девизами «Первоочередное служение общественным интересам», «Глобализация и создание устойчивого производства», «Зеленая революция» на основе государственных, региональных и муниципальных планов использования к охраны земель, зонирования территории, которые носят обязательный характер и всенародно обсуждаются.

При этом затрагиваются  незыблемые до этого устои частной  собственности на землю и другую недвижимость, а во главу угла ставятся национальные и общественные интересы, происходя! процессы «социализации» землепользования.

 

Возродить систему планирования использования и охраны земельных  ресурсов в системе  землеустройства  — важнейшая задача настоящего времени. Такие планы (схемы)  землеустройства определят характер землепользования на перспективу, который послужит связующим звеном между правами на землю и управлением земельными угодьями.

 

В настоящее время  в Российской Федерации законодатели, специалисты разных ведомств, ученые предлагают различные подходы к планированию использования земель. Так, представители Госстроя РФ считают, что на уровне страны вопросы комплексного развития территорий должны рассматриваться в Генеральной схеме расселения на территории Российской Федерации (или ее частей) с последующей реализацией в территориальных комплексных схемах развития территорий субъектов Российской Федерации (районов,  сельских  округов), а на территории населенных пунктов — в Генеральных планах городских и сельских поселений (ст. 31-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г., №73-Ф3).

Это объясняется тем, что в качестве объектов градостроительной  деятельности, принимаются: вся территория страны; территории субъектов Российской Федерации; территории поселений, других муниципальных образований и даже объекты недвижимости и их комплексы в границах поселений и на межселенных территориях, а также отдельные части всех вышеназванных территорий (ст. 4 Градостроительного кодекса).

При этом застройка территорий городских и сельских поселений  осуществляется на основе проектов планировки, проектов межевания территорий и  проектов застройки.

Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  предложена новая Концепция федеральных законов о планировании развития территорий и о строительной деятельности, поддержанная Минимуществом России. Согласно этой концепции документация о планировании развития территорий должна включать на федеральном уровне — комплексные и отраслевые схемы, на уровне субъекта Российской Федерации — территориальные комплексные схемы, на муниципальном уровне — территориальные комплексные и отраслевые схемы планирования развития муниципальных образований, а также генеральные планы городских и сельских поселений. На уровне Федерации и ее субъектов предусматривается также разработка комплексных схем на части их территорий.

При этом документация о  планировании развития территорий содержит сведения:

— о территориях и  объектах федерального значения, регионального значения и муниципального значения;

 —об установлении  границ категорий земель;

 —о территориях,  в составе которых земли могут  быть переведены из одной категории  в другую;

 —о границах территорий, подлежащих резервированию для  государственных и муниципальных нужд;

—иные положения, предусмотренные  законом. Документация о планировании развития территорий учитывается при: комплексном решении вопросов социально-экономического развития, планировании и организации  рационального использования земель и их охраны, образовании новых и упорядочении существующих объектов  землеустройств а, межевании объектов  землеустройств а, отчуждении земельных участков и их изъятии для государственных и муниципальных нужд, предварительном согласовании места размещения объектов, определении предельных размеров земельных участков, установлении зон сельскохозяйственного использования в поселениях, планировании застройки территорий, формировании градостроительных регламентов; последующей разработке проектной документации, а также при разработке программ социально-экономического раз­вития территорий и поселений, целевых программ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем защиты территорий, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

С точки зрения науки  и практики по своему содержанию и  предназначению данная документация считается  землеустроительной и вписывается  в уже действующее земельное законодательство.

По нашему мнению, комплексное  планирование развития территорий должно осуществляться на основе предпроектной  землеустроительной документации, к  которой, согласно Федеральному закону «О  землеустройстве » (№78-ФЗ от 6 июня 2001 г.) относятся Генеральная схема  землеустройства  территории Российской Федерации, схемы  землеустройства  территорий субъектов Российской Федерации, схемы  землеустройства  муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель.

При этом планирование и  организация рационального использования  земель и охраны в городских и  сельских  поселениях проводится в  соответствии с градостроительной  документацией.

Главным документом, определяющим основные направления развития землепользования в стране, должна являться Генеральная схема  землеустройства  территории Российской Федерации, используемая органами государственной власти страны для принятия решений по управлению земельными ресурсами государства.

В этой связи Генеральная  схема  землеустройства  территории Российской Федерации служит средством:

— для увязки и согласования территориальных и земельно-имущественных  интересов Российской Федерации  и ее субъектов;

 — для оценки  земельно-ресурсного потенциала страны и включения его в экономику государства;

 — для совершенствования  федеральных и региональных систем  землевладения и землепользования  и регулирования земельных отношений;

— для научно обоснованного  и сбалансированного использования  свойств земли как природного объекта, охраняемого в качестве важнейшей составной части природы; природного ресурса, являющегося главным средством производства  в   сельском  и лесном  хозяйстве  и основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории России; и, одновременно, как недвижимого имущества, объекта права собственности и иных прав на землю.

 

В этом отличие Генеральной  схемы  землеустройства  от Генеральной  схемы расселения, рассматривающей  землю (территорию) лишь в качестве объекта градостроительной деятельности, что на практике может привести к неоправданной застройке земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, особо охраняемых территорий и т.п.

Главными задачами Генеральной  схемы  землеустройства  территории Российской Федерации должны являться следующие:

Информация о работе Экологические мероприятия современного землеустройства