Современное экологическое состояние РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлa природной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностью покaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в таких условиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налоги в экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерации и городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не только aгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способна обеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счет откaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков.

Содержание работы

Введение. 4
1. Воздействие отраслей хозяйства на экологическую обстановку 7
2. Экологические проблемы урбанизированных территорий 13
3. Очаги острого экологического неблагополучия 18
4. Особо охраняемые территории - экологический потенциал страны 20
5. Нормативно-правовые основы экологической политики 23
5. Органы управления природоохранной деятельностью 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

экологическое право (контрольная).docx

— 67.52 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ     РАБОТА

 

 

Дисциплина   Экологическое право

 

Тема               Современное экологическое состояние РФ

                                                                                                                       


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец, 2014 г.

 

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ  ОБРАЗОВАНИЯ

    Регистрационный  № студента  0800967/12

Факультет  юридический    Курс    4  Группа   ЮС-10  

Студент    Шевелев Михаил Александрович     

Дисциплина   Экологическое право        

Рецензент             

Дата получения  к/р     Дата возвращения к/р     

Тема курсовой /контрольной работы   Современное экологическое состояние РФ               

Оценка     Подпись преподавателя      

РЕЦЕНЗИЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание:

 

Введение. 4

1. Воздействие  отраслей хозяйства на экологическую  обстановку 7

2. Экологические  проблемы урбанизированных территорий 13

3. Очаги острого  экологического неблагополучия 18

4. Особо охраняемые  территории - экологический потенциал  страны 20

5. Нормативно-правовые  основы экологической политики 23

5. Органы  управления природоохранной деятельностью 28

Заключение 30

Список использованной литературы 32

 

 

Введение.

 

Окружающая среда —  среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и  созданный им материальный мир. Окружающая среда включает как природную, так  и искусственную (техногенную) среду.

Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей среды и полностью зависит  от отношения к этой проблеме жителей  планеты.

Эксплуатация экологического потенциала природных систем традиционно  не входит в категорию природопользования, однако чистый воздух, вода, продукты питания - это тот же самый природный  ресурс, столь же дефицитный на одних  территориях, богатый на других и  точно в той же степени, как  и прочие ресурсы, исчерпываемый. Его  носителем является способность  природы к самовосстановлению. Чем  большим потенциалом устойчивости обладают экосистемы и тем больше чистого воздуха, воды, пищи достанется в конечном счете человеку. Устойчивость экосистем - это сложный комплекс адаптивных реакций, позволяющий ассимилировать загрязнение среды, стабилизировать климатические осцилляции, поддерживать газовый баланс атмосферы и т. д.

Для сокращения неопрaвдaнного разрушения потенциaлa природной среды необходимо мaксимaльное сближение покaзaтелей финaнсово-экономической эффективности и экологической безопасности любых видов деятельности. Принципиальная возможность такого совмещения связана с высокой коррелированностью покaзaтелей экономической продуктивности земель и устойчивости, существующих в таких условиях природных экосистем, что позволяет использовать земельные и рентные налоги в экологических целях. Система дифференциации государством, субъектами Федерации и городскими муниципaлитетaми ставок земельных налогов с учетом не только aгропроизводственных, инфраструктурных, но и экологических критериев, способна обеспечить сжимание площадей, зaнимaемых производителями в основном за счет откaзa от использования малопродуктивных или необустроенных инфраструктурой участков. При этом земля, a с ней и природные экосистемы, приобретают в глaзaх всех кaтегорий упрaвленцев реaльную знaчимость. Цель курсовой работы - дать характеристику экологического потенциала России и воздействие человека на окружающую среду.

С каждым днем все более  актуальной проблемой мирового сообщества становится возрастающий риск для жизни  и здоровья человека из-за снижения качества окружающей природной среды, постоянной угрозы крупных техногенных  катастроф и деградации природных  экосистем, непомерный груз отходов  производства и потребления.

Недостаточным оказалось  развитие ресурсосберегающих технологий, обеспечение технологических процессов  эффективными системами очистки, а  также нормативно-правовыми ограничительными мерами, предусмотренными природноресурсным и природоохранным законодательством.

Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса  стал господствующий в сознании человека потребительский стереотип поведения, и как следствие - безответственное отношение к природе. При этом западный рынок в условиях жесткой конкуренции под разными предлогами требует от России все возрастающего экспорта невосполнимых природных ресурсов и интеллектуального капитала. Полным ходом идет фактическая экспортно-сырьевая специализация страны, точнее - «колонизация» мощными геополитическими конкурентами, угрожающая национальным интересам России.

Рассматривая российские законодательные акты в сфере  экологии в рамках мировой системы  необходимо отметить, что они во многом влияют на внутреннее законодательство в данной области. С 1993 года образован  и действует Комитет Государственной  Думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы относятся федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «О геодезии и картографии», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О гидрометеорологической службе», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».

Большинство экологических  проблем, с которыми сегодня сталкивается Россия, имеют глубокие корни и  достались «в наследство» с советских времен. Радикальные рыночные реформы и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. Результат - повсеместное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновимых и сокращение невозобновимых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Нельзя забывать и о том, что большинство экологических проблем развиваются по инерции.

Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности России. Обеспечение экологической  безопасности и реализация конституционного права граждан РФ на здоровую окружающую среду – вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования российского экологического законодательства.

 

1. Воздействие отраслей  хозяйства на экологическую обстановку

 

Несмотря на спад производства и осуществление ряда природоохранных  мер как на федеральном, так и  на региональном уровне, экологическая  обстановка в наиболее населенных и  промышленно развитых районах страны остается неблагополучной, а загрязнение  природной среды - высоким.

Среднегодовые уровни загрязнения  атмосферного воздуха во многих городах  и поселках превышают санитарные нормы. Не отвечает нормативным требованиям  качество воды в большинстве водных объектов. Усиливаются масштабы эрозии и утраты плодородия почв, деградации полезащитных лесонасаждений, сокращается  численность и исчезают популяции редких видов растений и животных, беднеют ландшафты.

Использование как невозобновляемых, так и возобновляемых природных ресурсов недостаточно регулируется государством, хищническая эксплуатация природных ресурсов ведет к деградации целых природных комплексов, в том числе к деградации и уничтожению территорий традиционного природопользования.

Усугубляются экологические  проблемы городов - территорий, на которых  проживает большая часть населения  России. В результате строительства  в водоохранных и лесопарковых зонах ухудшается качество питьевой воды и санитарное состояние пригородных территорий, сокращаются возможности массовой рекреации.

Значительные территории России опасно загрязнены в результате чернобыльской катастрофы и других радиационных аварий. Растет или остается на неприемлемо высоком уровне заболеваемость населения, обусловленная загрязнением окружающей среды, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям, в местах интенсивного развития промышленности и химизации сельского хозяйства  растет число новорожденных с  врожденными дефектами.

В результате несвоевременно принимаемых (и постоянно сокращаемых  в объемах) противопожарных мер, лесные пожары остаются основным фактором, снижающим эколого-ресурсный потенциал  лесов России. Увеличиваются площади  лесов, погибающих от промышленных выбросов. Органы государственной власти не принимают  мер, обеспечивающих в необходимом  объеме лесовосстановительные работы. Сокращению площади наиболее ценных лесов способствуют неправомерные  и необоснованные решения органов  государственной власти по переводу земель лесов первой группы в нелесные земли.

При организации работ  по ликвидации накопленных опасных  видов вооружений (химического и  ядерного) проблемы обеспечения экологической  безопасности не привлекают должного внимания на государственном уровне. Выведенные из строя атомные подводные  лодки, ракетно-космические системы  и ракетное топливо, места хранения, уничтожения и объекты по производству химического оружия создают в  ряде случаев неприемлемый риск для  населения и экосистем.

Нерешенной и чрезвычайно  острой остается проблема переработки  бытовых и промышленных отходов. Предпринимаются попытки ввоза  в Россию опасных отходов, не пригодных  для употребления продуктов питания  и товаров, переноса на территорию России экологически грязных и опасных  технологий из других стран.

Растет число техногенных  аварий с неблагоприятными экологическими последствиями в промышленности, на транспорте и строительстве. Многие гидротехнические сооружения оказались  бесхозными, технически устарели или  эксплуатируются без соблюдения норм безопасности; растет число разрывов трубопроводов с опасными последствиями  для окружающей среды.

Значительная часть основных производственных фондов не отвечает требованиям экологической безопасности. Доля экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и на транспорте превышает 90 %.

Нередко проекты и программы  принимаются и осуществляются без  требуемой законом государственной  экологической экспертизы, а в  проектах отсутствует раздел “Оценки  воздействия на состояние окружающей среды “ (ОВОС).

Неэффективны экономические механизмы обеспечения неистощающего и рационального природопользования, защиты окружающей среды и связанного с ней здоровья населения. Заниженная исходная стоимость природных ресурсов не стимулирует их бережного использования. В ходе приватизации и разгосударствления остались нерешенными вопросы компенсации ущерба, нанесенного прошлой хозяйственной деятельностью.

За последние годы произошла  деэкологизация государственного управления: сократилась государственная поддержка природоохранной деятельности, перманентные реорганизации (сопровождавшиеся снижением статуса и сокращением штатной численности и объемов бюджетного финансирования) поставили государственную систему охраны природы в критическое положение. Продолжение этого процесса реально угрожает разрушением природоохранных структур. Деэкологизация государственного управления сопровождается усилением секретности и противозаконных ограничений в распространении экологической информации.

Лишь в малой степени  финансируются уже принятые на федеральном  уровне целевые экологически ориентированные  программы; слабеют и оказываются  недостаточными системы государственного экологического, санитарно-эпидемиологического  и радиационного контроля и мониторинга; неоправданно затянулось принятие государственной  стратегии устойчивого развития.

Нарушаются законные права  граждан на благоприятную окружающую среду, компенсацию ущерба в результате ее ухудшения, на объективную и своевременную  информацию о состоянии окружающей среды, право на непосредственное участие  граждан в принятии решений, влияющих на состояние окружающей среды.

Не в полной мере реализуются  возможности решения экологических  проблем на уровне субъектов федерации. Органы местного самоуправления часто  устраняются от участия в решении  экологических проблем территорий.

Правоохранительные органы недостаточно активно способствуют укреплению экологического правопорядка, защите прав граждан и решению  проблем охраны природы; рассмотрение природоохранных дел часто затягивается или необоснованно прекращается; принятые судебные решения не выполняются  или выполняются не в полном объеме.

Федеральные и региональные органы представительной власти недостаточно активно устраняют противоречия и пробелы в природоохранном  и ресурсном законодательстве.

Средства массовой информации не уделяют должного внимания экологическим  проблемам, не дают полной и объективной  информации по проблемам охраны окружающей среды.

Не получает должной государственной  поддержки система экологического образования и просвещения.

Экологический императив  является для нас безусловным  фактором в подходе к таким  регионам, в которых опасное загрязнение  или безответственное уничтожение  природы стало зловещей реальностью. С этой точки зрения наше особое внимание привлекают:

Информация о работе Современное экологическое состояние РФ