Экологические проблемы современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Глобальные масштабы приобретает экологическая проблема. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной среды, разрушительным техногенным влиянием на биосферу, усиливающимися воздействиями парникового эффекта на климат нашей планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.
Ситуация настолько опасна, что обсуждение экологических проблем вышло за рамки научных дискуссий и движения неформалов и превратилось в важную часть мирового политического процесса, в который вовлечены правительства, международные организации, крупнейшие корпорации и финансовые структуры.

Файлы: 1 файл

экологические проблемы современного мира.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Глобальные масштабы приобретает экологическая проблема. Это вызвано деградацией жизненно важной для здоровья человека природной  среды, разрушительным техногенным  влиянием на биосферу, усиливающимися воздействиями парникового эффекта  на климат нашей планеты, необратимыми потерями в генофонде планеты в связи с исчезновением многих видов животных и растений.

Ситуация настолько опасна, что  обсуждение экологических проблем  вышло за рамки научных дискуссий  и движения неформалов и превратилось в важную часть мирового политического процесса, в который вовлечены правительства, международные организации, крупнейшие корпорации и финансовые структуры.

Экологическая политика все более  активно реализуется в экономической  стратегии развитых стран и крупных  компаний. Она охватывает  систему мер направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление внутри страны и за ее пределами. Эта политика проводиться как на уровне государства, которое устанавливает законодательные нормы в области охраны природной среды, так и на уровне компаний которые берут на себя обязательства по соблюдению этих нормативов в своей корпоративной      стратегии развития.

Последние несколько лет особое внимание ЕС, уделяется Северному  измерению. Это комплексная концепция, служащая основой разработки различных направлений политики ЕС и определения его интересов в свете предстоящего расширения союза.

Безопасность, стабильность и устойчивое развитие Северной Европы – это цель Северного измерения. Для достижения этой цели было выделено несколько направлений, в том числе и защита окружающей среды и обеспечение ядерной безопасности. На большей части Северной Европы окружающая среда находиться в хорошем состоянии, хотя и очень уязвима. Здесь расположено несколько крупных источников загрязнения, которые представляют серьезную угрозу в частности для рыбного промысла. Разработка природных ресурсов на северо-западе России (например, на Кольском полуострове) часто усугубляет экологические проблемы из-за использования устаревшего оборудования и неэффективных технологий. Загрязнение Балтийского моря и прибрежных государств негативно воздействует на огромные территории ЕС и России. В Азии социально-экологические проблемы развиты прежде всего на территории Аральского моря и Приаралья.

Финансовое сотрудничество ЕС в регионе будет предусматривать оценку экологического воздействия проектов. В частности, продолжающаяся деградация Балтийского моря может потребовать от союза и его членов заняться причинами загрязнения. Утилизация радиоактивных отходов в регионе – проблема глобального масштаба и требует соответственно глобального  сотрудничества для ее решения. Необходима эффективная экологическая администрация, способная осуществить меры по контролю и снижению уровня трансграничного загрязнения.

В решении проблемы загрязнения  окружающей среды, принимают участие  государственные, общественные, а также  международные организации.

Экономическое развитие индустриальных стран сопровождается углублением глобального экологического кризиса, который в свою очередь обостряет социально-экономическую конфронтацию между странами. Для развитых стран характерно чрезмерное потребление природных ресурсов (перепотребление), а для отсталых – все более глубокое падение среднего уровня потребления.

Скорость потребления природных ресурсов стала многократно превосходить возможности их естественного восстановления. За последние 40-45 лет потеряно до 20% плодородного почвенного слоя, вырублено 20% тропических лесов. Опустыниванием охватывается до 6 млн. га ежегодно. Растет концентрация диоксида углерода в атмосфере. 1,2 млрд. человек испытывают недостаток чистой питьевой воды.

В мире сформировались 3 центра дестабилизации окружающей среды:

    • Северо-американский, где сохранилось не более 4% естественных биоценозов;
    • Европейский (сохранилось 5-10% биоценозов в основном за счет России);
    • Восточно-Азиатский (сохранилось около 7%)

Также распространен  экспорт загрязнений. Он заключается  в вывозе ядовитых и радиоактивных  отходов из индустриально развитых государств в отсталые страны с целью складирования или переработки. За их размещение отсталые страны получают валютные средства. Богатые страны так сохраняют благоприятные экологические свойства природной среды на своей территории.

Опосредованной формой экспорта загрязнений  является вывод экологически опасных предприятий с территории развитых государств. При этом достигается экономический эффект, который достигается рядом факторов: дешевизной рабочих рук, значительным сокращением объемов перевозимого сырья, почти полным отсутствием затрат на перевозку отходов, уменьшение расходов на их захоронение и переработку. На территории метрополии уменьшается острота экологической проблемы, связанной с производством. 

«Зеленые» представляют собой общественно-политиическое  движение, важнейшей целью которого является сохранение окружающей природной среды. Оно возникло на Западе как часть новых социальных движений  в конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ века, его истоки восходят к леворадикальному молодежному протесту конца 60-х гг. и гражданским инициативам в защиту окружающей среды. «Зеленые» отвергают индустриально-технократическую цивилизацию как в той ее форме, которая господствует в западных странах, так и в той которая до недавнего времени существовала в странах «социалистического лагеря». Само движения «зеленых» было альтернативным, т.е. декларировала окончательный разрыв с индустриальным обществом, которому противопоставлялся проект альтернативного экологического общественного строя. Социальную базу «зеленых» составляют молодежь, гуманитарная интеллигенция, служащие, «новые средние слои». Люди, участвующие в движении «зеленых», разделяют, как правило, не традиционную (труд, порядок, благосостояние), а «постматериалистическую» систему ценностей (к которым относятся индивидуальная самореализация, осмысленная трудовая деятельность, признание со стороны других людей, гармоничные отношения между человеком и природой и т.д.).

Движение «зеленых»  весьма неоднородно по составу. В  нем участвуют люди самых разных взглядов – от консерваторов, стремящихся  вернуться «назад к природе», к сельскому укладу жизни, до радикалов, которые выступают против современных форм индустриализма, за сохранение небольших общин, основанных на принципе самообслуживания.

«зеленые» критически относятся  к частной собственности, государству, крупным экономическим структурам, выступают за децентрализацию и самоуправление.

Социально-политическим идеалом многих участников экологического движения является экологический социализм (экосоциализм) – децентрализованный, самоуправляющийся, либертарный социализм, основывающийся на мелком производстве и принципах базисной демократии. С 90-х гг. одним из базовых идеологических концептов «зеленого» движения является устойчивость. Устойчивость, как ее понимают «зеленые» - это проект масштабного социального планирования, «модель будущего, в котором технология и социальное организация обеспечивают использование ресурсов таким образом, что природные экосистемы не истощаются и не разрушаются».

«зеленые», представлявшие собой первоначальное массовое внепарламентское движение, в 80-е гг. ХХ в. сочли для себя возможным участие в парламентской деятельности. Более двух десятилетий «зеленые участвуют» не только в местных и парламентских выборах в отдельных странах, но и в выборах в Европейский парламент; в 1989 г. представители европейских экологических партий образовали в Европарламенте совместную фракцию. Ныне в «зеленом» движении присутствуют как «фундаменталисты», продолжающие настаивать на радикальной перестройке индустриального общества, так и «реалисты», призывающие лишь к его коррекции в соответствии с требованиями экологии. Как показывает опыт последних лет, участие в парламентской, а тем более правительственной деятельности ведет к падению радикализма «зеленых» партий. (Характерный пример – участие немецких «зеленых» в «красно-зеленой коалиции» 1998 – 2005 гг.). впрочем, даже в тех странах, где экологисты имеют более или менее серьезное представительство в институтах власти, они не играют самостоятельной роли, а вынуждены примыкать к какой-либо из политических сил (как правило к левым). Радикальная часть зеленых принимает активное участие в  движении антиглобалистов.

Особой ветвью «зеленого» движения можно считать общественные инициативы и гражданские объединения  по защите прав животных и растений. Некоторые организации этого направления ориентируются на «прямые действия». (освобождение животных со звероферм, из лабораторий и тд.).

 

 

 

 

Глава 3. Международное сотрудничество в целях охраны природы.

Говоря о, международном сотрудничестве в целях охраны природы, можно констатировать то, что человечество наконец осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Кроме того, их создание было обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения.

На данный момент в мире существует несколько групп организаций  занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.

Сегодня становится всё  более очевидной необходимость  более серьёзного взаимодействия между  различным экологическими организациями  для максимально действенной  охраны окружающей среды.

Конечно, здесь приведены сведения далеко не все о всех международных организациях системы ООН в целях охраны природы.Приведены примеры лишь наиболее известных организаций,  деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организаций создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организации системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.

3.1. Международные организации системы  ООН,

системы мониторинга.  Научные и учебные заведения.

ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conference on Environment and Development (UNCED). Год создания: 1989г. Участники: государства-члены ООН. Цели: взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность: подготовка национальных отчетов и рабочих программ

ПРООН - Программа ООН по развитию - United Nations Development Programme (UNDP). Год создания: 1965г. Участники: 189 государств. Цели: помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Основная деятельность: проведение исследований природных ресурсов, создание на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.

КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Год создания: 1992 г. Участники: 53 государства с правом голоса (Африка 13, Азия 11, Восточная Европа 6, Латинская Америка и Карийский бассейн 10, Западная Европа и др. 13). Цели: содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Основная деятельность: привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды; помощь в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды  и развития; поощрение проведения семинаров и конференций

МСОП - Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) – The World Conservation Union.

Однако все вышеперечисленные  организации, а так же другие природоохранные  организации не всегда имеют возможность  следить за всеми изменениями  происходящими в окружающей среде  и тут им на помощь приходят системы мониторинга и наблюдения. Самые известные среди них:

 Всемирный центр мониторинга охраны природы - World Conservation Monitoring Centre (WCMC) Год создания- 1981 г. Участники: МСОП, ВВФ. Цели: поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основная деятельность: формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.

Глобальная  информационная база данных о ресурсах (ГРИД-ЮНЕП) - Global Resource Information Database (CRID-UNEP). Год создания: 1985г. Участники: страны-члены ООН. Цели: сбор и распространение данных о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: обеспечение доступа к новейшим технологиям управления данными по окружающей среде; предоставление странам возможности использования технологии ГРИД для оценки и управления окружающей средой на национальном уровне; разработка методологии и процедуры обработки анализа данных в локальном, региональном и глобальном масштабах; предоставление данных для проведения сравнительных исследований и принятия решений.

Европейская сеть по информации и наблюдению за окружающей средой – European Environment Information and Observation Network. Год создания: 1990г. Участники: государства члены Европейского Союза. Цели: предоставление объективной и надежной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер; информирование общественности о состоянии окружающей среды. Основная деятельность: объединение национальных сетей, осуществление информационного сотрудничества по отдельным проблемам охраны окружающей среды (качество воды, воздуха и других).

Информация о работе Экологические проблемы современного мира