Экологические мероприятия современного землеустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:43, реферат

Описание работы

Землеустройство, как инженерно-экономический комплекс, представляет собой многогранную систему мероприятий социально-экономического, правового, экологического и технического характера. Эти мероприятия осуществляются землеустроительными органами как часть государственной политики и подчиняются определенным закономерностям. Общие закономерности функционирования земли и организации территории изучаются землеустроительной наукой, которая рассматривает землю в качестве средства производства и природного ресурса, необходимого для функционирования всех отраслей как производственной, так и непроизводственной сферы народного хозяйства.

Содержание работы

Введение
1. Понятие землеустройства и порядок осуществления землеустроительных мероприятий
2. Мониторинг земель
3. Современное землеустройство: проблемы и решения.
Заключение
Список литературы
сельское водное лесное хозяйство землеустройство

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ТЕОРТ.ОСНОВЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА. смотр doc.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

За землеустроительными  организациями и гражданами в  случаях, предусмотренных договором  о проведении землеустройства, может  сохраняться право авторского надзора  за выполнением проектов собственниками, пользователями, владельцами и арендаторами земельных участков, относительно которых было проведено землеустройство. Соблюдение землеустроительных документов проверяется также в порядке осуществления государственными органами функций государственного земельного контроля.

 

В свою очередь землеустроительные организации и граждане несут административную ответственность за нарушение требований законодательства о порядке разработки и утверждения землеустроительной документации.

 

Полномочия по организации  и осуществлению работ по землеустройству  возложены на Росземкадастр. Отдельные землеустроительные функции выполняются также местной администрацией, в штате которой учреждается должность инженера-землеустроителя. В частности, местные органы самоуправления издают постановления о проведении работ по межеванию территорий городов и других поселений, а также утверждают подготовленный проект межевания; при межевании территории внутри существующей застройки могут создавать для этого комиссии, состоящие из представителей государственных органов, заинтересованных граждан и организаций.

 

Выполнение проектных  и изыскательских работ в рамках землеустройства осуществляется как  государственными, так и негосударственными коммерческими организациями, а  также физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Для проведения геодезической и картографической деятельности организации и граждане обязаны получить лицензию. Лицензии выдаются по ходатайству заинтересованных лиц Росземкадастром либо его территориальным органом. В остальных случаях землеустройство осуществляется без специальных разрешений. Работы по землеустройству финансируются из государственного и местного бюджетов. Разработка землеустроительных проектов, связанных с организацией земельных участков, их улучшением и охраной от негативных воздействий, проводимая по инициативе собственников, владельцев, пользователей, аренда­торов, осуществляется за их счет.

 

 

2. Мониторинг земель.

 

Это система наблюдения за состоянием земельного фонда для  своевременного выявления и оценки изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

 

Согласно положению  «О мониторинге земель в Российской Федерации», утвержденному постановлением правительства России 15 июля 1992 г., мониторинг земель является составной частью мониторинга окружающей природной среды. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

 

Мониторинг земель имеет  подсистемы, соответствующие категориям земель:

— сельскохозяйственного  назначения;

— населенных пунктов;

— промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики  и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;

— природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

— лесного фонда;

— водного фонда;

— запаса.

 

В зависимости от территориального охвата осуществляется федеральный, региональный и локальный мониторинг земель. В  соответствии с международными научно-техническими программами Российская Федерация может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.

При ведении мониторинга  земель выявляются следующие процессы:

— эволюционные (связанные  с естественно-историческими процессами развития);

— цикличные (связанные  с суточными, сезонными, годовыми и  иными периодами изменений природного характера);

— антропогенные (связанные  с человеческой деятельностью);

— чрезвычайные ситуации (связанные с авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями). Основными задачами мониторинга земель являются:

— своевременное выявление  изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка  рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

— информационное обеспечение Государственного земельного кадастра, рациональное землепользование и землеустройство, контроль за использованием и охраной земель.

 

Содержание мониторинга  земель составляют систематические  наблюдения (съемки, обследования и  изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка:

— состояния землепользовании, угодий, полей, участков;

— процессов, связанных  с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры  почв, заболачивание и засоление), зарастанием и закустариванием сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами;

— состояния береговых  линий рек, морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

— процессов, вызванных  образованием оврагов, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

— состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

 

Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений.

 

Мониторинг земель ведется  Комитетом по земельной реформе  и земельным ресурсам при правительстве  РФ (Роскомземом) и Государственным  комитетом по охране окружающей среды  и при участии Министерства сельского  хозяйства, Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Комитета по геологии и использованию недр при правительстве РФ, других заинтересованных министерств и ведомств.

 

Организация и координация  деятельности указанных министерств  и ведомств, обобщение данных мониторинга земель осуществляются Роскомземом и Госкомприродой России.

 

Мониторинг земель ведется  с соблюдением принципа совместимости  разнородных данных, основанного  на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных  форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.

 

Для получения необходимой  информации при мониторинге земель применяются: дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических  аппаратов, самолетов, средств малой  авиации и др.), наземные съемки и наблюдения, фондовые данные.

 

Главное назначение съемок и наблюдений с космических аппаратов  и самолетов — получение характеристик  состояния земель на глобальном и  региональном уровнях. Съемки и наблюдения с помощью малой авиации производятся для локального мониторинга земель и уточнения аэрокосмической информации. Наземные наблюдения проводятся по всем категориям земель с использованием полигонов, эталонных участков, стационарных и передвижных лабораторий.

 

В зависимости от сроков и периодичности проведения осуществляются три группы наблюдений за состоянием земель: базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель), периодические (через год и более), оперативные (фиксирующие текущие изменения).

 

Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях  за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе Российской Федерации и по Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

 

Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельной  реформе и земельным ресурсам районов, городов и автономных образований  с использованием данных базового и  периодического мониторинга. Полученные результаты накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.

 

Комитеты по земельной  реформе и земельным ресурсам республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Госкомприроды России доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов составляют оперативные сводки. Роскомзем и Минприроды России обобщают и анализируют материалы регионального мониторинга земель и Государственного земельного кадастра и ежегодно, не позднее 30 апреля, представляют в правительство государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации.

 

Предприятия, организации  и учреждения, граждане, международные  организации и иностранные юридические  и физические лица пользуются данными  мониторинга земель в установленном  порядке.

 

Финансирование федеральной, республиканских, краевых, областных и окружных программ мониторинга земель осуществляется за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих  в местные бюджеты от взимания земельного налога и арендной платы за землю.

 

 

 

 

 

3. Современное  землеустройство: проблемы и решения.

 

История и  современная  практика всех государств мира убедительно  доказала, что механизм  землеустройства  является основным в ходе любых земельных  преобразований. Особенно явным и  понятным всем он становится при земельных реформах, когда затрагиваются политические вопросы, осуществляется массовое перераспределение земельной собственности с использованием насильственных методов: принудительной национализации, экспроприации или реституции, конфискации недвижимости и пр.

 

Большие землеустроительные работы были проведены в Российской Федерации в ходе земельной реформы  в 1991-2003 гг. Так на основе проектов  землеустройства , связанных с перераспределением земель, осуществлен переход к  многообразным формам собственности, проведена бесплатная передача земель гражданам. Так, на 1 января 2003 г. в собственности граждан имелось 123,3 млн.га (7,2% земельного фонда России).

 

В ведение органов местного самоуправления передано 36,4 млн.га земель 152,3 тыс.  сельских  поселений, что заложило организационно-территориальные основы развития муниципальных образований.

В результате реорганизации  и приватизации бывших колхозов и  совхозов в ходе землеустроительных работ осуществлена передача земли в собственность сельских жителей путем раздела земли на земельные доли. В итоге этих преобразований земельные доли получили 12 млн. человек на общей площади 112,7 млн га. Сформирован слой крестьянских (фермерских)  хозяйств . С 1991 по 2003 гг. их количество увеличилось с 4,4 до 267,6 тыс., а площадь — с 181 тыс. га до 13,7 млн га.

 

Проведение землеустроительных работ позволило, в основном, решить проблему обеспечения землей граждан  и выделить им земли для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и дачного строительства. Так с 1991 по 2003 гг. в Российской Федерации в этой сфере произошли следующие изменения:

 — площадь личных  подсобных хозяйств увеличилась с 3,24 до 6,81 млн га, а их число сократилось с 16,4 до 15,8 млн ед.;

 —суммарное количество  земельных участков садоводов  и огородников за этот период  возросло с 13,0 до 19,0 млн га, а  их площадь увеличилась с 920 тыс. га до 1,7 млн га;

 —число дачных участков увеличилось с 28,2 тыс. до 79,2 тыс., а их площадь с 2,3 до 11,4 тыс. га.

 

Если в 1992 г. было всего 426,1 тыс. земельных участков, площадью 56,2 тыс. га., выделенных для индивидуального  жилищного строительства, то на 1 января 2003 г. их число увеличилось до 6,64 млн, а занимаемая площадь — до 678,3 тыс. га.1

 

В целом по Российской Федерации для различных вышеперечисленных  нужд имели земельные участки  более 41,8 млн человек на общей  площади 22,9 млн га.

 

На основе землеустроительной документации создан фонд перераспределения земель. На 1 января 2003 г. в фонде перераспределения находилось 4,5 млн га неиспользуемых земель, предназначенных для сельскохозяйственного товарного производства, и находящихся в ведении субъектов Российской Федерации.

 

Кроме этого, в целях предоставления земель вынужденным переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, казачьим обществам, созданы специальные земельные фонды. Так на 1 января 2003 г. в 52 субъектах Российской Федерации для расселения беженцев и вынужденных переселенцев создан целевой земельный фонд на площади более 500 тыс. га. На это время земельные участки уже получили 69,3 тыс. семей.

 

На территории 31 субъекта Российской Федерации создан целевой  земельный фонд для предоставления казачьим обществам на площади свыше 364 тыс. га, из которого 98,0 тыс. га уже выделено для этих целей.

Информация о работе Экологические мероприятия современного землеустройства