Источники аграрного права, и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

В качестве важнейшего направления аграрной политики выделено обеспечение за счет бюджетных средств приоритетного развития социальной сферы села. Решение указанной задачи обеспечивается пропорциями инвестиций на республиканском и местном уровнях, финансовой, кредитной и ресурсной политикой, системой государственной поддержки, демографической политикой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2
Понятие, особенности и классификация источников
аграрного права ……………………………………………………….. 3
1.Понятие источников аграрного права ……………………………….. 3
2.Особенности источников аграрного права …………………………….. 8
3.Классификация источников аграрного права…………………… 12
Заключение …………………………………………………………… 40
Список используемой литературы................................................ 41

Файлы: 1 файл

Аграрное право.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

Для таких комплексных  актов характерна общность коренных положений, единство в юридическом  содержании регулируемых аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в  новую комплексную отрасль —  аграрное право, входят также нормы  гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. В разноотраслевой принадлежности входящих в комплексные нормативные акты правовых норм и проявляется их комплексный характер.

Однако превалируют в  комплексных актах правила, относящиеся  к организации сельскохозяйственного  производства. Число таких специальных  правовых актов, изданных специально для  регулирования отношений, возникающих  в сфере сельскохозяйственной деятельности, за последние годы заметно возросло. С 1991 по 1997 г. по вопросам АПК было принято 23 закона, 25 указов Президента Российской Федерации, 95 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Тридцать законопроектов и пять проектов постановлений Правительства Российской Федерации находилось в апреле 1997 г. в стадии рассмотрения или завершения разработки.

Многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие аграрные отношения, можно разделить на несколько  групп.

Во-первых, это правовое обеспечение  аграрных преобразований в рамках общего курса экономических реформ, проводимая аграрная реформа, направление и  ход которой определили принятые законы и указы Президента и постановления  Правительства Российской Федерации. В результате создана определенная правовая база для формирования новой  аграрной структуры в рыночных условиях, реализации земельной и аграрной реформ.

Во-вторых, современный курс на формирование рыночной аграрной экономики  имеет много особенностей, связанных  с тем, что в аграрном праве  находят отражение не только частноправовые, но и публично-правовые интересы. В  связи с этим обосновано усиление регулирующих функций государства, создающего необходимые правовые предпосылки  для развития рыночной среды всех участников хозяйственного оборота  независимо от форм собственности.

Можно выделить, таким образом, вторую группу законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих экономические  условия функционирования АПК. Ими  закрепляются специальные правила  по вопросам стабилизации агропромышленного  производства, формирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, государственного регулирования его функционирования, меры государственной поддержки  сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствования организационной  структуры государственного управления и хозяйственно-экономического самоуправления в АПК Российской Федерации.

В-третьих, переходу аграрной экономики на рыночный путь в значительной мере способствовали специальные нормативно-правовые акты по вопросам селекции, семеноводства, племенного животноводства, ветеринарии, мелиорации земель.

В-четвертых, общей тенденцией развития аграрного права при  переходе к рыночной аграрной экономике  стало повышение роли закона в  регулировании сельскохозяйственных договоров, связанное с освобождением  сельскохозяйственного договорного  права от административных начал. Это  касается как договоров в сфере  реализации сельскохозяйственной продукции  и продовольствия, так и договоров  в сфере материально-технического обеспечения сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Наконец, особое значение для  стабилизации и развития АПК имеет  та группа специальных нормативно-правовых актов, которые решают вопросы социального  развития села. В этой сфере, как  и ранее, преобладают до сих пор  подзаконные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию федеральных  и региональных целевых программ по электрификации, газификации и  водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности.

Однако одновременно по мере укрепления парламентаризма неуклонно  возрастает роль законодательных актов  в решении проблем социального  развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Министерством  сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации разработана  новая редакция Федерального закона «О социальном развитии села», проект которого дважды рассматривался на заседании  Комитета Совета Федерации по аграрной политике. Наряду с этим разработаны  проекты Федеральных программ на 1998 — 2000 гг. по жилищному и культурно-бытовому строительству на селе, строительству  дорог, электрификации, газификации, водоснабжению, развитию связи.

Специализированность нормативного материала, регулирующего аграрные отношения, дает основания отнести подобные акты, которые не входят ни в одну из основных отраслей права, к аграрному праву.

Именно этим отличается аграрное право от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно  из норм, рассредоточенных в различных источниках других отраслей права. Поэтому лишь с известными оговорками можно признать положение о том, что комплексные отрасли права не имеют собственных источников и соединяют в себе лишь разноотраслевые правовые нормы4.

Наряду со специализированными  нормативными источниками, регулирующими  аграрные отношения, ту же задачу призван  решить комплекс норм, содержащихся в  отраслевых актах гражданского, трудового, административного, земельного, водного, лесного законодательства, регулирующих определенные стороны аграрных отношений  с применением присущих им методов. Это, прежде всего нормы, касающиеся многочисленных экономических связей, складывающихся с участием сельскохозяйственных коммерческих организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в сфере отношений собственности, товарно-денежного обмена, договорных и обязательственных отношений.

В российской аграрно-правовой доктрине нормы основных отраслей права, регулирующие аграрные отношения, рассматриваются  как нормы с «двойной пропиской». В наличии таких правовых норм, относящихся одновременно и к  основной, и к комплексной отрасли  права, и состоит одна из особенностей источников аграрного права как  комплексной отрасли права.

Однако акты основных отраслей законодательства, регулирующие аграрные отношения, не входят в состав аграрного  законодательства. Аграрное право, в  состав которого входят нормы других отраслей права, шире, нежели аграрное законодательство, которое состоит  из нормативных актов, имеющих одну отраслевую прописку. 

1.3. Классификация  источников аграрного права

В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная  классификация источников аграрного  права. Они делятся по способу  правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества.

В аграрном праве в большей  степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и  делегированного правотворчества. Санкционирующая деятельность —  многообразная правовая деятельность государства по утверждению, рассмотрению, одобрению нормативных актов  сельскохозяйственных коммерческих организаций  и органов общественного самоуправления крестьян — Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР).

Если санкционирование в  узком смысле тождественно правовой деятельности государства, придающей  юридическую силу уже выработанным нормативным актам сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов  общественного самоуправления крестьян, то поручение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам, аграрным товариществам, АККОР издавать нормативные правовые акты для регулирования  аграрных отношений должно рассматриваться  в качестве делегированного правотворчества. Такая трактовка делегированного  правотворчества в полной мере учитывает  специфику правотворческой деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций  и органов общественного самоуправления крестьян, которая осуществляется на основе общего полномочия государства.

Специфика делегированного  правотворчества выражается в том, что уполномочивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство, тем не менее, не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование  аграрных отношений. Делегированное правотворчество  в сфере государственного управления связано, как правило, с временным  предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа.

Совершенно по-иному осуществляется делегированное правотворчество по линии сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов крестьянского  самоуправления. Сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, товарищества, органы крестьянского  самоуправления, осуществляя деятельность по нормативному регулированию аграрных отношений, разрабатывают нормативные  акты, содержащие нормы аграрного  права, от своего имени, а не от имени  государства. Это означает, что сельскохозяйственные коммерческие организации и органы крестьянского самоуправления реализуют  собственную, а не чужую компетенцию, которая может расширяться в  связи с предоставлением дополнительных полномочий, осуществлявшихся ранее  государственными органами.

Существенное значение для  регулирования аграрных отношений  имеет деление актов санкционированного и делегированного правотворчества  по органам, принявшим указанные  источники аграрного права. По этому  признаку могут быть выделены принятые по поручению компетентных органов  государства или санкционированные  ими постановления АККОР, локальные  нормативные акты сельскохозяйственных кооперативов, акционерных обществ, товариществ.

Особое место среди  делегированных источников аграрного  права занимал утвержденный 13 февраля  1992 г. Съездом колхозников России Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива)5, который закреплял специфику правового положения колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) с учетом общих закономерностей правового регулирования аграрных отношений.

Санкционированное и делегированное правотворчество отражает в себе новые процессы, связанные с все  более широким распространением договорного регулирования аграрных отношений. Это находит, например, закрепление  в договорах Правительства России и АККОР, которыми определяется система  рыночного регулирования, включая  контроль за ценами на продукцию промышленных предприятий-монополистов, компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям затрат на горюче-смазочные материалы, возмещение из федерального бюджета СБС-АГРО (ранее Россельхозбанку) и другим коммерческим банкам разницы в процентных ставках по льготным кредитам и др.

Классификация источников аграрного  права может быть проведена также  в зависимости от юридической  силы актов государственного правотворчества. В соответствии с Конституцией РФ 1978 г. по указанному признаку можно было выделить следующие виды федеральных источников аграрного права: постановления Съезда народных депутатов РФ, Законы и постановления Верховного Совета РФ, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, включая приказы и инструкции Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

Конституция РФ, принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г., устанавливает новую систему органов государственного правотворчества. На вершине письменных источников аграрного права с принятием Конституции РФ 1993 г. находятся, прежде всего, сама Конституция РФ, а затем законы Государственной Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ. С вступлением в действие Конституции РФ 1993 г. на территории РФ по-прежнему применяются правовые акты федеральных органов государственной власти и управления, принятые до роспуска 21 сентября 1993 г. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. Основания и пределы применения указанных актов определены Указом Президента от 7 октября 1993 г. «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации»6. Указ подтвердил действие на всей территории России принятых Верховным Советом РФ до 21 сентября 1993 г. и вступивших в установленном порядке в силу законов РФ, постановлений Съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, а также законодательства бывшего Союза ССР в части, не противоречащей законодательству РФ, принятому после 12 июня 1990 г.

В области аграрного права  преобладают по численности и  важности законы и иные нормативные  акты республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономных образований  как субъектов РФ, что полностью  согласуется с нормами ст. 5, 65 — 79 Конституции РФ. Система источников аграрного права отражает также  характерный для организации  и деятельности современного государства  принцип местного самоуправления, которое  выступает как децентрализованная форма управленческой деятельности. Вполне закономерно потому повышение  роли и престижа правовых актов органов  местного самоуправления как источников аграрного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аграрно-правовая наука прошла этап осмысления кардинальных проблем, относящихся к раскрытую сущности и основных принципов организации правового регулирования аграрных отношений. Многочисленные дискуссии по важнейшим теоретическим проблемам формирования аграрного (сельскохозяйственного) трава позволили сформулировать основные понятия этой новой отрасли права, более четко определить предмет и систему аграрного права, системообразующие факторы его формирования, источники и принципы, а также основополагающие институты самого аграрного права. Было убедительно показано, что оптимальное правовое регулирование аграрных отношений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей сельского хозяйства, прежде всего многоукладности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности.

Информация о работе Источники аграрного права, и их классификация