Государственный мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

При планировании использования земель области в диссертации разработан прогноз распределения земель по категориям на 2015-2020 годы с использованием нелинейного метода нейронных сетей. Результаты прогноза показаны в табл. 4 и на рис. 5.

В диссертации рассчитан ежегодный ущерб от сокращения площадей сельскохозяйственных угодий и их деградации, который составил 3080,5 млн. руб. Если считать, что недополученный чистый доход с общей суммой ущерба будет составлять 30%, то есть равняться 924,2 млн. руб. (3080,5*0,3=924,2), а процентная ставка, используемая для капитализации ренты (процент капитализации), составит 3%, то снижение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий Белгородской

Таблица 4

Распределение земель по категориям (тыс. га)

№№ п/п

Категории земель

1975 г.

2006 г.

Прогноз

2015

2020

     

1

Земли сельскохозяйственного  назначения

2429,4

2015,6

2013,7

2013,0

2

Земли поселений

17,7

328,2

326,6

326,6

3

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения

45,9

35,1

35,2

35,2

4

Земли особо охраняемых территорий и объектов

2,4

22,5

30,4

5

Земли лесного фонда

218,2

215,0

213,1

212,3

6

Земли водного фонда

2,2

2,2

2,2

7

Земли запаса

2,2

114,6

100,1

93,7

 

Итого

2713,4

2713,4

2713,4

2713,4


области за 1975-2006 годы будет равняться 30,8 млрд. руб. или (924,2*100)/3=30,8 млрд. руб.

При ставке земельного равной 0,3%, с  этой суммы местные бюджеты ежегодно будут недополучать 92,4 млн. руб. (30800*0,003=92,4 млн. руб.). Учитывая то, что в 2005-2006 годах  в Белгородской области было получено в среднем за год 210 млн. руб. земельного налога, то можно считать, что земельно-ресурсный  потенциал области уменьшился за 1975-2006 годы на 46,1%.

К этому также следует добавить потери продукции, связанные с существенным сокращением внесения органических и минеральных удобрений, средств  защиты растений, объемов известкования, гипсования и фосфоритования почв.

В диссертации разработаны предложения  по предотвращению данного ущерба за счет осуществления комплекса землеустроительных мер на межселенных территориях.

Анализ построенных в диссертации гистограмм показал, что земли второй зоны дают возможность получать наиболее высокие и стабильные урожаи всех рекомендуемых сельскохозяйственных культур. На землях третьей зоны эта величина снижается, в среднем, на 30 % по всему рассматриваемому ассортименту сельскохозяйственных культур, и в 2 и более раза ниже – на землях четвертой зоны, поэтому, земли четвертой зоны предлагаетсяиспользовать под кормовые угодья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Динамика площадей различных  категорий земель во времени

 

На основе проведенного зонирования  межселенных территорий определены затраты на осуществление комплекса  противоэрозионных мероприятий  и их соотношение по выделенным эрозионным районам, а также рассчитана экономическая  эффективность размещения посевов  основных товарных сельскохозяйственных культур Белгородской области (зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника).

Затраты на противоэрозионные мероприятия  в целом по области составят – 12,25 млрд. руб., в т. ч. на агротехнические – 2,96 млрд. руб., лесомелиоративные – 1,0 млрд. руб., гидротехнические – 8,29 млрд. руб.

Данные затраты окупятся приростом  чистого дохода в размере 4,56 млрд. руб. примерно за три года. Общий прирост чистого дохода складывается из эффективности осуществления агротехнических противоэрозионных мероприятий – 1,93 млрд. руб., лесомелиоративных мероприятий – 1,46 млрд. руб., гидротехнических мероприятий – 1,17 млрд. руб.

Кроме того, за счет дифференцированного  размещения только сахарной свеклы и подсолнечника по территории различных зон будет увеличена стоимость валовой продукции полеводства на сумму 137,4 млн. руб.

Зонирование земель сельскохозяйственного  назначения позволяет раскрыть также  ресурсный потенциал сельскохозяйственного  производства на основе совершенствования  структуры угодий, оптимального размещения посевов сельскохозяйственных культур, формирования севооборотных массивов, совершенствования специализации  хозяйств, выявления малопродуктивных земель, проведения мероприятий по улучшению и мелиорации земель.

Выводы и предложения

Проведенные исследования позволили  сделать следующие выводы.

1. Основные площади земель Российской Федерации (более 95% территории) находятся за чертой населенных пунктов. Поэтому организация рационального использования этих земель и их охраны является важнейшей задачей государства. В диссертации показано, что в настоящее время межселенные территории не являются полноценным объектом государственного управления и должным образом не охватываются территориальным планированием и землеустроительным проектированием, что не позволяет включить земельные ресурсы в активный экономический оборот на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

2. На основе изучения теоретических положений планирования развития землепользования в Российской Федерации и практических методов его осуществления в различных областях (краях) и муниципальных образованиях установлено, что принятая концепция территориального планирования исходит из интересов развития поселений, а также в некоторой части – из планируемого размещения объектов капитального строительства промышленного, транспортного, энергетического и иного назначения.

Это приводит к нерегулируемой застройке, росту городов, а в условиях дефицита земель и высокой плотности населения – к нарушению экологической стабильности территории.

Поэтому в диссертации разработаны  теоретические положения и доказана необходимость планирования развития землепользования в системе землеустройства.

3. Проведенные исследования показали, что градостроительные регламенты, как составные части Правил землепользования и застройки не устанавливаются для земель лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому до 90% межселенных территорий не могут быть охвачены соответствующими нормами и правилами землепользования, а следовательно, и находиться в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. Поэтому для всех выше названых категорий земель, не охватываемых градостроительными регламентами, планирование использования земель и их охраны должно являться областью землеустроительной деятельности и осуществляться на основе землеустроительной документации.

4. В целях эффективного управления межселенными территориями на основе землеустроительной документации для установления целевого назначения и разрешенного использования каждого земельного участка в диссертации предлагается осуществлять зонирование межселенных территорий. При этом впервые в землеустроительной науке определено понятие, установлено экономическое значение и доказана целесообразность и необходимость землеустроительного зонирования межселенных территорий. Показано, что зонирование межселенных территорий ставит задачу разработки на уровне субъектов Российской Федерации, а затем в информационной, технологической и логической взаимосвязях – на уровне муниципальных районов и муниципальных образований, схем зонирования межселенных территорий и схем (дежурных карт) зон с особыми условиями использования территорий.

В связи с этим в диссертации  разработано содержание и порядок  составления указанных схем.

Определено, что схемы зонирования  необходимо разрабатывать в составе  схем землеустройства территорий субъектов  Российской Федерации, схем землеустройства  территорий муниципальных образований  или в качестве самостоятельных  землеустроительных документов. Установлено, что основная задача схем зонирования территорий – произвести распределение земель по категориям, подкатегориям, формам собственности и угодьям на перспективу и обосновать виды и параметры разрешенного использования земельных участков.

5. Учитывая особую роль земель сельскохозяйственного назначения в обеспечении населения продуктами питания, а промышленности в сырье, необходимость приоритета в их использовании и особой охране, выполнения требований воспроизводства плодородия почв, в работе предлагается планировать и осуществлять хозяйственное использование этих земель на основе землеустроительных регламентов.

В диссертации показано, что землеустроительный регламент должен являться частью Правил землепользования (использования и охраны земель). Он разрабатывается для каждой территориальной зоны, отграниченной в Правилах землепользования конкретного региона (субъекта Российской Федерации) и отдельных муниципальных образований.

В результате исследования разработан механизм, методика и инструментарий формирования землеустроительных регламентов  межселенных территорий.

6. Проведенный анализ состояния и использования земель Белгородской области за 1975-2006 годы показал, что за время земельной реформы площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 50,8 тыс. га, площадьпашни уменьшилась на 78,2 тыс. га, увеличились площади земель, подверженных водной эрозии и дефляции – на 19,8 тыс. га. Более 60% земельных участков сельскохозяйственных организаций, находящихся в долевой собственности, и участков граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством, не поставлено на государственный кадастровый учёт и не находится в сфере землеустройства.

Из-за этого, общая расчетная кадастровая  стоимость земель сельскохозяйственного  назначения области за анализируемый  период снизились на 30,8 млрд. руб. Поэтому  намечаемые в диссертации мероприятия  по совершенствованию управления земельными ресурсами на основе землеустроительной документации, являются определяющими  в повышении эффективности использования  земельно-ресурсного потенциала данного  субъекта Российской Федерации.

7. В основу зонирования межселенных территории в работе предложено положить оценку качества земель, которую рекомендуется проводить на основе расчета интегрального показателя, позволяющего дать комплексную характеристику земель по уровню плодородия, по их производительной способности, раскрывающей ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства Белгородской области и отдельных ее частей. Данная оценка свидетельствует о пригодности использования земель под различные виды сельскохозяйственных угодий, о возможности выращивания и потенциальной урожайности основных сельскохозяйственных культур, о потенциальной эффективности различных отраслей сельского хозяйства.

  1. Актуальность темы исследования. В настоящее время положение в области продовольствия в нашей стране, как известно, характеризуется тем фактом, что около 35 % его товарных объемов продолжает ввозиться из-за рубежа. И это, несмотря на то, что Россия, в том числе и рассматриваемая Белгородская область, имеет преимущества в наличии земельных площадей в расчете на одного человека, а, следовательно, и в потенциальных возможностях роста производства продовольствия. 
     
    Мониторинг, проводимый в регионах Российской Федерации, выявил две основные негативные тенденции в использовании сельскохозяйственных земель: 1) выведение пашни из оборота и 2) деградация почв. Эти тенденции характерны и для Белгородской области, несмотря на то, что это один из наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации.  
     
    Основные виды почвенно-деградационных процессов в Белгородской области - сильная эродированность почвенного покрова, высокая кислотность, низкое содержание органического вещества и элементов питания.  
     
    На процессы деградации почв оказывает влияние неблагоприятная социально-экономическая обстановка в сельском хозяйстве в целом. Продолжается тенденция увеличения диспаритета цен, что ведет к убыточности и закредитованности сельскохозяйственных предприятий. Удельный вес убыточных предприятий и организаций сельского хозяйства в области составил в 2008 г. - 31,4%. 
     
    Убыточность приводит к замораживанию процесса технического обновления производства, к снижению объемов проведения необходимых агротехнических, мелиоративных и других мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв сельскохозяйственных земель, снижению уровня материальной обеспеченности и социального положения жителей села.  
     
    В результате низкого уровня издержек на экологические цели, доля эродированной пашни в области составляет 53,6% от общей площади сельскохозяйственных угодий (при средней доле по Центрально-Черноземному району - 20,1%). Зарплата на селе почти в 2,5 раза ниже, чем в среднем по отраслям народного хозяйства.  
     
    Вышеизложенное обусловливает актуальность темы и проведенного исследования.  
     
    Состояние изученности проблемы.  
     
    Разработке различных аспектов данного вопроса посвящены работы многих ученых: Абалкина Л.И., Арашукова В.П., Беленького В.Р., Вершинина В.В., Заворотина Е.Ф., Иванова А.Л., Карманова И.И., Каштанова А.Н., Кирюшина В.И., Комова Н.В., Котляревой О.Г., Кувшинова А.И., Миндрина А.С., Панкова Б.П., Печенкиной В.В., Родина А.З., Романова А.Е., Соловиченко В.Д., Ушачёва И.Г., Черникова В.А., Югай А.М. и многих других. 
     
    Интерес со стороны ученых к вопросу эффективного использования сельскохозяйственных земель и его стимулирования свидетельствует о важности проблемы и множестве аспектов ее проявления в самых разных областях. Тем не менее, многие вопросы, относящиеся к теме исследования, являются недостаточно разработанными, и требуют дальнейшего изучения и совершенствования в методологическом, методическом и практическом плане. 
     
    Целью исследования является обобщение теоретических положений и разработка основных направлений повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель, предложений и рекомендаций по совершенствованию экономического механизма стимулирования эффективного использования сельскохозяйственных земель.  
     
    Для достижения этой цели решены следующие основные задачи:  
     
    уточнены теоретико-методологические положения по определению концепции эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель; 
     
    определена сравнительная эффективность использования сельскохозяйственных земель в предприятиях и организациях различных организационно-правовых форм в исследуемом регионе; 
     
    разработаны методические основы определения эколого-экономической эффективности использования сельскохозяйственных земель и предложения в области государственного регулирования процессами рационального и эффективного использования земель; 
     
    разработаны предложения по направлениям стимулирования рационального и эффективного использования сельскохозяйственных земель, улучшения их качественного состояния. 
     
    Предмет исследования: совокупность экономических отношений в сфере использования сельскохозяйственных земель; состояние сельскохозяйственных земель региона и эффективность их использования. 
     
    Объект исследования: Объектом исследования является состояние использования сельскохозяйственных земель в предприятиях и организациях различных организационно-правовых форм, функционирующих самостоятельно или в составе интегрированных формирований Белгородской области. 
     
    Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе использовались труды отечественных и зарубежных авторов, разработки научно-исследовательских институтов по теме исследований, Указы Президента РФ, Постановления правительства, Законы РФ, другие нормативные документы, касающиеся вопросов агропромышленного производства и землепользования.  
     
    В процессе исследования применялись следующие научные методы: абстрактно-логический, статистико-экономические, монографический, расчетно-конструктивный, сравнительного анализа, социологические опросы, анкетирование и другие. 
     
    Использованы различные статистические данные: материалы Федеральной службы государственной статистики России, Департамента сельского хозяйства Белгородской области, материалы первичного учета, оперативная информация, внутрихозяйственные положения предприятий и организаций. 
     
    Научная новизна исследования заключается в системном подходе к формированию механизма эффективного использования сельскохозяйственных земель и реализована в следующих результатах исследования: 
     
    уточнены теоретико-методологические положения по определению концепции эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель, в структуре которой выделены три основные блока (составляющие): экономический, экологический и социальный; 
     
    на основе проведенного сравнительного экономического анализа выявлены преимущества крупных агропромышленных формирований в эффективности использования сельскохозяйственных земель, которые обусловлены концентрацией финансовых, материально-технических, оборотных средств, обеспеченностью кадрами, централизованным управлением и др. факторами; 
     
    разработаны методические основы определения эколого-экономической эффективности землепользования, предложена методика расчета эколого-экономического ущерба, нанесенного нерациональным ведением хозяйствования; 
     
    разработаны предложения по основным направлениям стимулирования рационального и эффективного использования сельскохозяйственных земель, улучшения их качественного состояния. 
     
    Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что применение на практике рассмотренных в диссертации теоретических вопросов, касающихся эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель, разработанных предложений и рекомендаций по улучшению экологических условий для производства сельскохозяйственной продукции, стимулированию рационального использования земли и другим вопросам, будет способствовать повышению эффективности использования сельскохозяйственных земель.  
     
    Апробация результатов исследований. Материалы диссертационной работы автора были использованы при разработке методической базы рационального использования земель сельскохозяйственного назначения с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, агроэкологических, экономических и ресурсных ограничений в Белгородской области.  
     
    Публикации. Основные результаты исследования входят составной частью в научные разработки отдела многоукладной экономики ВНИИЭСХ и опубликованы в 10 печатных работах автора общим объемом 46,15 п.л. (в том числе авторского текста – 7,5 п.л.), из них одна работа опубликована в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендуемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. 
     
    Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 171 странице и включает 35 таблиц, 27 рисунков, 14 приложений. Библиографический список включает 140 наименований литературы. 
     
    Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы цели, задачи, предмет и объект исследования, изложена научная новизна и практическая значимость проведенного исследования. 
     
    В первой главе «Научные основы эффективного использования сельскохозяйственных земель» изложены научные и концептуальные основы эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель; рассмотрены три ее основные составляющие: экономическая, экологическая и социальная; рассмотрен зарубежный опыт землепользования. 
     
    Во второй главе «Состояние и эффективность использования сельскохозяйственных земель в регионе» проведен сравнительный анализ использования сельскохозяйственных земель: а) по категориям землепользователей; б) по группам предприятий с различным организационно-правовым статусом: предприятий, входящих в агрохолдинги; предприятий, входящих в другие интегрированные формирования; самостоятельно функционирующих предприятий. Рассмотрены экологическое состояние земель и меры по стимулированию рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Изложены результаты обследования мотивации труда работников сельского хозяйства.  
     
    В третьей главе «О повышении эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения» рассмотрены основные направления совершенствования эффективного использования сельскохозяйственных земель, даны рекомендации по системе организационно-экономических и экологических условий улучшения землепользования в Белгородской области, предложения по совершенствованию экономического стимулирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. 
     
    В заключительной части диссертации сформулированы выводы и предложения.  
    Теоретико-методологические положения по определению концепции эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель

Информация о работе Государственный мониторинг земель