Государственный мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 

 

Среди областей Центрально-Черноземного района наиболее эродирована территория Белгородской области, больше чем в других областях подвержена смыву и размыву почв. Площадь склоновых и эродированных земель в области в 2-3 раза выше, чем в целом по Центрально-Черноземному району.  Изрезанность оврагами, балками и руслами рек колеблется от 0,9 до 2,5 км/кв. км, увеличиваясь с севера на юго-восток. На смытых почвах, по сравнению с несмытыми, мощность гумусового горизонта сокращается: на слабосмытых - на 9-16 см, среднесмытых - на 21-35 см и сильносмытых - свыше 40 см. Сокращение мощности гумусового горизонта приводит к резкому падению плодородия почв: уменьшению содержания гумуса, элементов питания, ухудшению агрофизических свойств пахотного слоя, что приводит к снижению урожайности сельскохозяйственных культур на средне- и сильносмытых почвах в 2-3 раза и более.  
 
Распределение пашни по наличию склоновых земель и фактическому проявлению водной эрозии 

 

Регион

Площадь пашни, % на склонах

Фактически эродировано  пашни, %

 

до1°

1-3°

3-5°

>5°

слабо

средне

сильно

всего

Россия

54,5

35,9

7,0

2,6

18,1

3,6

0,3

22,0

ЦЧР

50,9

36,3

9,8

3,0

16,5

3,0

0,6

20,1

Белгородская область

24,0

42,0

26,1

7,9

34,6

13,3

5,7

53,6


 

Высокая эродированность (43-60%) характерна для чернозёмов типичных, обыкновенных, серых и тёмно-серых  лесостепных почв. Особенно сильно эродированы балочные почвы (83,2%).

Интенсивное эрозионное расчленение  – один из главных показателей  неблагоприятного экологического состояния  Белгородской области. Ущерб, который  эрозия наносит пахотным угодьям, как  более уязвимой категории земель, приводит к безвозвратной потере пахотного слоя, к падению плодородия почв, к необходимости увеличения объемов противоэрозионных работ  и, следовательно, затратам на их осуществление.

Общая протяженность овражно-балочной и речной сети составляет 50 тыс. км. В среднем на одно хозяйство приходятся 74 действующих оврага, в отдельных  хозяйствах юго-востока области  их число достигает 100-150.

В большей степени страдают от поверхностной и линейной эрозии земли восточных и юго-восточных  районов – Алексеевский, Вейделевский, Валуйский, Красногвардейский, Ровеньский. Это обусловлено как природными, так и антропогенными факторами.

В пределах области выявлено 9619 эрозионных форм рельефа, генетической разновидностью которых являются ложбины, лощины, склоновые овраги (7491 шт.); крупные  балки, донные овраги и суходолы (1075 шт.); крупные донные овраги и малые  водотоки (353 шт.); долины рек с четко  выраженным руслом, поймой и террасами (70 шт.). Эрозионные формы первого  порядка доминируют в рельефе  Белгородской области. Они формируются  на длинных пологих склонах, как  правило, в хозяйственном исполнении – это агроландшафты.

На основе картографического  материала по области М1:200000 - почвенной  карты, карт структур почвенного покрова, эрозионного районирования составлена карта агроландшафтов территории Белгородской    области. Выделены агроландшафтные округа - Западный и Центральный (южная лесостепь) и Юго-Восточный (северная степь). Округа состоят из десяти видов агроландшафтов. Вид агроландшафта представляет собой целостное территориально-природное образование, простирающееся от верхней части водораздела до тальвега балки или русла реки и охватывает различные типы местности, формирующие определенную структуру почвенного покрова, её состав и эродированность. 

Западный агроландшафтный  округ площадью 620,4 тыс. га (23,5%) включает три вида агроландшафтов: черноземные  несмытые, слабоэродированные и лесные среднеэродированные. Площадь эродированных почв составляет 30%.

Центральный агроландшафтный  округ расположен на площади 1652,7 тыс. га (62,9%). В него входят пять видов  агроландшафтов: черноземные карбонатные  разной степени эродированности, лесные средне- и сильноэродированные, черноземно-лесные супесчаные и песчаные развеваемые. Здесь представлен склоновый  тип местности. Площадь эродированных  почв составляет около 60%.   

 
                 Юго-Восточный агроландшафт занимает 354,9 тыс. га (13,6%), включает территории Ровеньского, Вейделевского, Валуйского районов  и состоит из двух видов агроландшафтов – черноземные солонцевато-карбонатно-меловые и черноземы обыкновенные разной степени эродированности. 

Постановлением Правительства  Белгородской области утверждена долгосрочная целевая программа «Известкование кислых почв на территории Белгородской области на 2010-2015 годы». В рамках этой программы в течение двух лет было произвестковано 23033 гектаров пашни. В настоящее время в области около 440 тыс. га кислых почв. В юго-восточных и восточных районах области, входящих в степную зону (Алексеевском, Валуйском, Вейделевском, Волоконовском, Красногвардейском, Ровеньском), также есть определенная доля кислых почв (1,8-29,3%). 

В рациональном   использовании  земельного  фонда    области   большое внимание уделяется агроэкологическому мониторингу. Среди многочисленных загрязнителей среды обитания наиболее опасными для здоровья человека являются тяжелые металлы соединения в виде солей органоминеральных комплексов в составе материнских пород, а также природные и техногенные радионуклиды.

ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» в 2011 году был осуществлен мониторинг почв кормов сельскохозяйственной продукции поверхностных и грунтовых вод на содержание токсичных компонентов и радионуклидов.

Анализируя результаты исследований можно констатировать, что превышение ориентировочно допустимых концентраций в почвах Ровеньского района не обнаружено среднее их содержание находится  в пределах фоновых значений для  черноземов

Токсикологические исследования на содержание в кормах свинца кадмия и других элементов проведены  в образцах превышение допустимых уровней  не установлено.  

 

 
 
 
                Правительством области большое  внимание уделяется созданию новой  комфортной духовно-нравственной среды  белгородцев.

На протяжении ряда лет  на территории области реализовывались  программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни населения  области, рациональному использованию  природных ресурсов, охране окружающей среды и экологической безопасности.

Распоряжением Правительства  Белгородской области утверждена Концепция областного долгосрочного Проекта по озеленению и ландшафтному обустройству территории Белгородской области «Зелёная столица». В рамках данной Программы деревья высаживаются не только ради кислорода и красоты. Смыв почвы в реки ведет к опустыниванию территорий, а высаженные на эрозионных склонах леса не позволят земле так просто сползать в водоемы. За три года область позеленела почти на 44 тыс. гектаров. Еще 100 тыс. га земли нужно засадить, чтобы Белгородская область дышала глубоко. Для этого делается все. В 2012 году в лесных питомниках  выращено более 33 миллионов саженцев. Кроме того, благодаря белгородцам собрано 260 тонн семян деревьев и кустарников.

В рамках областной программы  «500 парков Белогорья» проведены работы в 171 парковой зоне, в том числе  было заложено 82 новых парка и  проведены работы по реконструкции  в 89 существующих парках. Более 50% проверенных  парковых зон не отвечают всем критериям  по ландшафтному обустройству и озеленению.

В качестве положительного примера ландшафтного обустройства и культуры посадки и ухода  за растениями можно отметить парки, созданные в Корочанском, Ракитянском  и Новооскольском районах.

В ходе рекультивации территорий после технологического воздействия  выполнены работы горнотехнического  этапа на площади 305,8 га территорий, а также на площади 115,7 га высажено  более 167,6 тыс. саженцев и семян деревьев, высеяно 305 кг семян многолетних трав.

В ходе сплошного облесения  меловых склонов и эрозионно-опасных  участков на 7 400 га высажено более 17,4 млн. шт. саженцев. Приживаемость высаженных в весенний период насаждений составила 62%.  В целях совершенствования работы в области обеспечения и сохранности плодородия почв на территории области принято постановление Губернатора Белгородской области от 27.02.2004 № 57  «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области».     

 В соответствии с  данным Положением землепользователи,  использующие земли сельскохозяйственного  назначения в сельскохозяйственном  производстве, независимо от их  организационно-правовой формы,  должны осуществлять мероприятия  по воспроизводству плодородия  почв на территории области. Кроме того, землепользователи должны в месячный срок с момента регистрации прав на землю, через специализированные предприятия заключать договора на выполнение работ по комплексному агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий и на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Следует признать, что сельскохозяйственные предприятия и органы местного самоуправления не уделяют достаточно внимания изучению качественного состояния  земель в целях планирования и организации рационального, экономически выгодного использования земель и их охраны, а также не достаточно планируют проведение почвенных, геоботанических, агроэкологических обследований, разработку землеустроительных проектов по защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения в целях создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

В настоящее время отсутствие актуальной картографической основы не позволяет решать поставленные задачи мониторинга. Имеющиеся топографические  карты и планово-картографический материал относятся к середине 80-х - началу 90-х годов прошлого века. Темпы работ по централизованному  обновлению карт существенно снизились, при этом за последние годы состояние  агроландшафта существенно изменилось, особенно в интенсивно развивающихся  районах.

Землеустроительные материалы и документы, находящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее ГФДЗ) - почвенные, геоботанические, склоновых и эродированных земель, внутрихозяйственного землеустройства, карты (планы)  по установлению (восстановлению) и закреплению в натуре границ муниципальных образований, городских и сельских поселений и населенных пунктов, карты (планы) границ особо охраняемых природных территорий и другие)  используются для различных видов работ органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Предоставление материалов и документов из ГФДЗ осуществляется в соответствии с административным регламентом «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.11.2006  № 376. ГФДЗ Управления находится по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина,  д. 39-а, 4 этаж, каб. № 403 (контактный телефон: 8(4722) 20-21-47. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный мониторинг земель

 

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ)  установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что  ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Распоряжением правительства  Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования земель, охраны земель как основного компонента окружающей среды.

В качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом на 2012-2017 годы определено развитие ГМЗ. Особенностью мониторинга земель является то, что в отличие от других отраслевых систем мониторинга  является комплексным  и включает в себя мониторинг таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительность, водные ресурсы.

Порядок осуществления ГМЗ  в Российской Федерации как части  государственного мониторинга окружающей среды был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Однако дальнейшее формирование и развитие современной и эффективной  системы ГМЗ  требует учета существенных изменений, которые произошли за последние десятилетия в нормативной правовой базе и, в особенности, в уровне развития технологий.                 

Наличие полной и достоверной  информации является важнейшим фактором при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном  управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании  земель необходима для информационного  обеспечения рынка земель, а также  для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой  стоимости.                

Информация о работе Государственный мониторинг земель