Управление изменениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы: определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды; выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами; оценить уровень своей конкурентоспособности; разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение; разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-4
Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия …………………………………………………………………5
1.1. Подходы к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7
1.2. Роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..8-11
Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия……12
2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия …………………12-16
2.2. Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия……17-21
Глава III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22
3.1. Методические рекомендации по организации работ по управлению конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

управление изменениями.docx

— 72.74 Кб (Скачать файл)

- определение  параметров отобранных кривых  роста с помощью метода наименьших  квадратов или приближенных методов  вычислений (метод трех точек,  метод трех сумм и т.д.);

- определение  адекватности моделей, оценка  точности адекватных трендовых  моделей и выбор лучшей из  них ;

- получение  точечного и интервального прогнозов  и верификация прогноза .

 

                                                            21

 

 

Глава  III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия.

3.1. Методические рекомендации по организации работ по управлению конкурентоспособностью предприятия.

Проблема поиска путей  совершенствования стратегии управления конкурентоспособностью предприятия  в экономической науке и практике многоплановая, требующая системно-целевого подхода и концентрирующаяся, в  частности, на разработке аналитических  методов исследования конкурентоспособности  и организационно-экономических  методов, составляющих единый организационно-экономический  механизм (ОЭМ) поддержки управления конкурентоспособностью предприятия, который объединяет управленческие, технические и технологические  мероприятия ее повышения.В научной литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих общими свойствами и объединенных ради осуществления определенной цели . Системным является тот подход, при котором все связи, элементы, функции и проблемы управления рассматриваются в виде единого целого. Выделение систем осуществляется на основе пяти основных факторов, согласно которым система: обладает общей целью; состоит из взаимосвязанных элементов, образующих ее внутреннюю структуру; имеет наряду с внутренними элементами внешнее окружение, образующее ее ограничения; обладает определенными ресурсами, обеспечивающими ее функционирование; возглавляется управляющим центром, обеспечивающим ее движение к намеченной цели.Таким образом, ОЭМ управления конкурентоспособностью предприятия, а, следовательно, и комплексы соответствующих технических, управленческих и технологических мероприятий должны разрабатываться исходя из целевой установки на основе целостной системы принципов, в качестве которых целесообразно использовать следующие семь групп принципов.1. Общесистемные принципы: комплексность - отдельные звенья ОЭМ управления конкурентоспособностью должны быть встроены во все функциональные подразделения предприятия; системность - процесс разработки и реализации ОЭМ управления конкурентоспособностью должен основываться на методологии системного анализа развивающихся систем; динамичность - принимаемые стратегические решения по управлению конкурентоспособностью должны основываться на динамических рядах оценок стратегических возможностей и конкурентных позиций предприятия; непрерывность - работа над стратегией управления конкурентоспособностью должна вестись постоянно, с отслеживанием скачкообразных изменений составляющих ее факторов; оптимальность - управленческий выбор основывается на использовании критериального базиса, отражающего принцип оптимальности, который вытекает из принятой на предприятии системы ценностных установок; конструктивность - ОЭМ должен формулировать стратегии и тактику управления конкурентоспособностью, обосновывать их выбор и вырабатывать пути их реализации.2. Принципы управления развитием: принципы развития систем; принципы моделирования; принципы принятия управленческих решений; принцип самоорганизации; принцип синергизма. Для адекватного описания ОЭМ управления конкурентоспособностью необходимо использовать подход на основе самоорганизации и ориентироваться на выполнение основных принципов синергетики как базовой теории самоорганизации.3. Стратегические принципы (концентрация усилий, баланс рисков, сотрудничество)

.4. Принцип информированности  и достаточности участников процесса  управления.

5. Принцип использования  непрерывного мониторинга, предусматривающий  постоянное наблюдение и контроль за реализацией и динамикой жизненного цикла процесса управления конкурентоспособностью предприятия.

6. Принцип обеспечения  и поддержания диверсификации  стратегий управления конкурентоспособностью  предприятия, постоянно отслеживающий  и подготавливающий альтернативные  варианты стратегий управления.

7. Принцип обратной связи,  позволяющий сделать ОЭМ управления  конкурентоспособностью адаптивным  по отношению к трансформирующейся  рыночной среде. Учет этого  принципа позволяет провести  необходимые структурные, организационные  и ресурсные изменения на предприятии,  что в конечном итоге может  затрагивать его интересы и  возможности.

При разработке ОЭМ управления конкурентоспособностью необходимо подходить к нему как  к многоаспектной социальной системе. Он должен разрабатываться как гетерогенный механизм, обеспечивающий взаимодействие предприятия через посредство стратегий управления с гетерогенной средой, включающей в себя рыночную, экологическую и социальную составляющие.

Разработанный на рассмотренных выше общесистемных  принципах ОЭМ управления конкурентоспособностью предприятия может быть эффективно действующим, если он учитывает и  обеспечивает  оптимальное сочетание  централизованной и децентрализованной инициативы; единство целей и действий всего предприятия и отдельных  его звеньев; систему мотивации, создающую заинтересованность всех исполнителей в повышении конкурентоспособности  предприятия; использование современных технологической и технической баз управления, позволяющих с минимальными ресурсами в реальном режиме времени решить вопросы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Успех ОЭМ  управления конкурентоспособностью предприятия  зависит от его исходного состояния, его функциональной и структурной  организации. Предлагаемый ОЭМ должен функционировать как программно-целевая  структура управления, действующая  по типу управления по проекту, т.е. обладать полномочиями по контролю и обеспечению  реализации, иметь ресурсное обеспечение  для выполнения своих действий - финансовые, материально-технические  и людские производственные ресурсы. ОЭМ должен иметь такие полномочия, которые позволяли бы ему эффективно влиять на организацию всех материально-финансовых потоков внутри предприятия, на оценку целесообразности их использования  с позиции конкурентоспособности.

На основе рассмотренных выше требований системно-целевого подхода и принципах построения ОЭМ управления разработан ОЭМ управления конкурентоспособностью промышленного предприятия. Предлагаемый ОЭМ представляет собой специфическую многофункциональную и многокомпонентную систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных блоков, подверженных влиянию внешних и внутренних факторов и образующих определенную целостность.

 Структуру  основных элементов разработанного  ОЭМ управления конкурентоспособностью  формируют программно-целевые блоки,  отражающие необходимые действия, конкретные организационные, экономические,  технические и технологические  мероприятия в их взаимозависимости,  реализация которых способствует  результативному осуществлению  управленческих решений в данной  сфере деятельности. Предлагаемый ОЭМ включает следующие блоки: выбор конкурентных стратегий развития; реформирование системы управления персоналом и трудовой мотивацией; повышение качества и конкурентоспособности продукции и предприятия внедрение систем управления качеством и их сертификация; системный подход к диверсификации и планированию производства; достижение единства действий всех звеньев и процессов управления во внешней и внутренней политике предприятия; реорганизация системы учета и анализа; совершенствование маркетинговой ориентации, укрепление маркетинговой службы; активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение внешнего инвестирования; совершенствование информационного обеспечения управления конкурентоспособностью; совершенствование финансового менеджмента; разработка мероприятий, направленных на эффективное использование производственных и финансовых ресурсов; техническое и технологическое перевооружение и модернизация предприятия, внедрение прогрессивных технологических процессов.

Все названные  блоки ОЭМ управления конкурентоспособностью находясь во взаимосвязи и, тем самым, образуя определенную целостность, объединены единым принципом - каждый из них обеспечивает решение проблемы повышения конкурентоспособности  и устойчивости предприятия на внутреннем и внешнем рынках за счет создания и поддержки конкурентных преимуществ  и высокой адаптации к динамично  изменяющейся внешней рыночной среде.

Каждый  из блоков, в свою очередь, рассматривается  как система, включающая многообразные  системообразующие компоненты. Рассмотрим более детально основные компоненты каждого блока предлагаемого ОЭМ управления конкурентоспособностью, а также логику и структуру их формирования.

1. Выбор  конкурентных стратегий развития. Правильно выбранная конкурентная  стратегия развития предприятия,  основанная на стратегическом  анализе его конкурентных позиций  и потенциальных возможностей, позволяет  более четко определиться с  кругом мер, повышающих адекватность, динамичность и восприимчивость  внутрихозяйственного механизма  к изменениям рыночной среды  и усиливающих научно-технический  и производственный потенциал  предприятия. В управленческой  литературе приведены различные  классификации стратегий предприятий,  наиболее распространенных и  выверенных практикой в условиях  жесткой конкуренции. Именно возможность  широкого маневра стратегиями  в условиях рыночной экономики  составляет движущую силу бизнеса .

В своей  монографии «Международная конкуренция» М. Портер выделил три стратегии, которые, по его мнению, имеют универсальный  характер и применимы в отношении  любой конкурентной силы - преимущество в издержках, дифференциация и фокусирование. Характеризуя понятие конкурентоспособности, он подчеркивает, что предприятия  обходят своих соперников, если имеют  прочное конкурентное преимущество заключающееся в более низких издержках и дифференциации товаров. Низкие издержки по его мнению отражают способность предприятия реализовывать товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, предприятие в этом случае получает большую прибыль. Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной ценностью в виде товара, потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Любая стратегия должна уделять внимание конкурентным преимуществам. Помимо этого есть еще один важный фактор, определяющий позицию конкурентоспособности - сегментирование. На разных секторах рынка требуются разные стратегии и способности, соответственно и источники конкурентного преимущества на разных секторах рынка тоже разные.

Именно  такой подход должен быть положен  в основу выбора долгосрочной стратегии  развития ОАО «ЗМЗ» (Заволжский машиностроительный завод», Нижегородская область), а  именно: минимизация затрат по всему  технологическому циклу производства и его масштабная диверсификация, разработка и выпуск продукции, отвечающей мировым стандартам качества, внедрение  прогрессивных технологий, расширение зон стратегического хозяйствования. С учетом выбранной стратегии  и целевых задач развития миссия ОАО «ЗМЗ» может быть определена так: удовлетворение потребностей внутреннего  и внешнего рынков в качестве ведущего производителя горного оборудования за счет эффективного использования  интеллектуальных и технических  возможностей; обеспечение стабильного  роста благосостояния общества на основе высокопрофессионального труда.

Проблема  поиска путей совершенствования стратегии управления конкурентоспособностью предприятия в экономической науке и практике многоплановая, требующая системно-целевого подхода и концентрирующаяся, в частности, на разработке аналитических методов исследования конкурентоспособности и организационно-экономических методов, составляющих единый организационно-экономический механизм (ОЭМ) поддержки управления конкурентоспособностью предприятия, который объединяет управленческие, технические и технологические мероприятия ее повышения.

В научной  литературе под системой понимается комплекс взаимосвязанных элементов, обладающих общими свойствами и объединенных ради осуществления определенной цели . Системным является тот подход, при котором все связи, элементы, функции и проблемы управления рассматриваются в виде единого целого. Выделение систем осуществляется на основе пяти основных факторов, согласно которым система: обладает общей целью; состоит из взаимосвязанных элементов, образующих ее внутреннюю структуру; имеет наряду с внутренними элементами внешнее окружение, образующее ее ограничения; обладает определенными ресурсами, обеспечивающими ее функционирование; возглавляется управляющим центром, обеспечивающим ее движение к намеченной цели.

Таким образом, ОЭМ управления конкурентоспособностью предприятия, а, следовательно, и комплексы  соответствующих технических, управленческих и технологических мероприятий  должны разрабатываться исходя из целевой  установки на основе целостной системы  принципов, в качестве которых целесообразно  использовать следующие семь групп принципов.

1. Общесистемные принципы: комплексность - отдельные звенья ОЭМ управления конкурентоспособностью должны быть встроены во все функциональные подразделения предприятия; системность - процесс разработки и реализации ОЭМ управления конкурентоспособностью должен основываться на методологии системного анализа развивающихся систем; динамичность - принимаемые стратегические решения по управлению конкурентоспособностью должны основываться на динамических рядах оценок стратегических возможностей и конкурентных позиций предприятия; непрерывность - работа над стратегией управления конкурентоспособностью должна вестись постоянно, с отслеживанием скачкообразных изменений составляющих ее факторов; оптимальность - управленческий выбор основывается на использовании критериального базиса, отражающего принцип оптимальности, который вытекает из принятой на предприятии системы ценностных установок; конструктивность - ОЭМ должен формулировать стратегии и тактику управления конкурентоспособностью, обосновывать их выбор и вырабатывать пути их реализации.

Информация о работе Управление изменениями