Управление изменениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы: определить степень своей адаптации к воздействию внешних и внутренних факторов рыночной среды; выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конкурентами; оценить уровень своей конкурентоспособности; разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение; разработать различные сценарии развития рыночной среды и эффективные конкурентоспособные стратегии своего развития в этой среде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….3-4
Глава I Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия …………………………………………………………………5
1.1. Подходы к управлению (новые требования) и особенности управления предприятием в переходный период ..……………………………………………………………………………….5-7
1.2. Роль и значение оценки и анализа конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..8-11
Глава II Методы управления конкурентоспособностью предприятия……12
2.1. Методические подходы к выбору направлений разработки методов оценки и анализа конкурентоспособности предприятия …………………12-16
2.2. Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия……17-21
Глава III. Организационное обеспечение управления конкурентоспособностью предприятия……………………………………..22
3.1. Методические рекомендации по организации работ по управлению конкурентоспособностью предприятия…………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

управление изменениями.docx

— 72.74 Кб (Скачать файл)

Представляют  интерес, так называемые матричные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия, основанные на рассмотрении процессов конкуренции в динамике и позволяющие провести при наличии достоверной информации качественный анализ конкурентных позиций, являясь при этом наглядными и простыми в расчетах. В их достоинствах скрываются и их недостатки - наглядность обеспечивается за счет упрощенного решения с потерей точности. Эти методы позволяют успешно определять положение товара на рынке и перспективы его развития в соответствии с его жизненным циклом, причем, в отличие от других, эти методы показывают положение нескольких конкурентов и дают представление об их возможностях. Практика показала, что их применение является эффективным в сочетании с другими, более точными расчетами, иллюстрацией к которым они являются .

К отдельной группе относят методы, которые связывают уровень конкурентоспособности  с показателями качества выпускаемой  продукции или качества и цены . Качество, чаще всего, оценивают при помощи обобщающего показателя, а его, в свою очередь, определяют комплексным методом. Показателем цены товара является совокупная стоимость, состоящая из стоимости продажи и стоимости затрат в случае использования товара. В конечном итоге показатель конкурентоспособности товара выражается через «эффективность потребления». Таким образом, чем выше качество товара и ниже его цена, тем выше его конкурентоспособность. Этот метод имеет ряд преимуществ, основными из которых являются простота и наглядность оценки. Кроме того, он учитывает важный аспект конкурентоспособности - конкурентоспособность продукции, оцененную через соотношение качества и цены. В то же время, он дает ограниченное представление о преимуществах и недостатках в деятельности предприятия, поскольку его конкурентоспособность принимает вид конкурентоспособности товара и не касается других аспектов его деятельности.

Комплексный подход к оцениванию конкурентоспособности  предприятия реализуется при  помощи метода интегральной оценки, содержащей два элемента: критерий, характеризующий  степень удовлетворения потребностей потребителя, и критерий эффективности производства . Преимуществом этого метода является простота расчета и возможность однозначной интерпретации результатов, а основной недостаток заключается в неполной характеристике деятельности предприятия.

Таким образом, проведенный анализ перечисленных  выше подходов и методов показывает, что в современной литературе вопросы оценивания конкурентоспособности  предприятий отражаются достаточно широко. В целом, конкурентоспособность  предприятия определяется с учетом рыночных факторов, которые на нее  влияют, однако, они, как правило, не дают ее комплексного количественного  оценивания. Кроме этого, общим недостатком  этих методов является то, что они  не приспособлены к использованию  в условиях становления рыночных отношений и содержат неполную характеристику оцениваемых предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

   2.2 Прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия

В сложившихся условиях рыночной экономики  России прогнозирование конкурентоспособности предприятия и ее факторов становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности и остроте выигрывает тот, кто постоянно анализирует рыночную среду, предвидит поведение конкурентов и борется за свои рыночные позиции.

Для успешного  прогнозирования конкурентоспособности  предприятия и ее факторов необходимо опираться в рамках комплексного подхода на научно- обоснованные методы, среди которых можно выделить следующие: экстраполяционный; нормативно-целевого прогнозирования; экономико-математического моделирования; экспертных оценок. Использование первых трех методов для решения этой задачи требует с одной стороны большого объема многопрофильной информации и значительных временных затрат ее обработки, с другой стороны однородности, корректности и конкретности исходных данных. Как правило, выполнение этих требований сопряжено с большими трудностями прикладного характера. В связи с этим нужно отметить, что в условиях экономики переходного периода деятельность подавляющего числа предприятий во многом определяется, прямо или косвенно, воздействием внешних факторов рыночной среды, имеющих в самом общем случае произвольную природу возникновения, причем, не обязательно экономическую. Это обстоятельство, безусловно, может существенно ограничивать применение указанных методов с целью прогнозирования конкурентоспособности.

Из вышесказанного следует, что в сложившихся экономических  условиях для прогнозирования конкурентоспособности  предприятия и ее факторов наиболее доступными являются экспертные методы и подходы, основное достоинство  которых заключается в возможности  их реализации в условиях частичной  неопределенности рыночной среды, неточности исходных данных и не значительной потребности в статистической информации.

Основными факторами конкурентоспособности  предприятия как было отмечено выше, считаем: потенциальные возможности  предприятия; степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной  продукцией; результаты хозяйственной  деятельности.

Адекватное  прогнозирование конкурентоспособности  предприятия базируется, прежде всего, на анализе его потенциальных  возможностей и представляет собой  сложную задачу, решение которой  позволяет: обеспечить баланс реальных возможностей предприятия с рыночными  запросами; определить основные цели и  разработать эффективные стратегии  их достижения; выработать основные программы  производственного развития и поведения  на рынке; принять компетентные управленческие решения, направленные на повышение  конкурентоспособности и устойчивости предприятия. В конечном итоге, потенциальные возможности предприятия, его конкурентный статус характеризуют собой предпосылки достижения им экономических результатов хозяйственной деятельности с одной стороны, и удовлетворения требований и запросов рынка с другой, на определенную временную перспективу.

Как известно, устойчивая работа отечественных предприятий  осложнена нестабильностью экономической  ситуации в стране, отсутствием четкой стратегии развития экономики на макро и микро уровнях. Это объясняется, прежде всего, влиянием критических событий планетарного, государственного и регионального масштабов, способных нарушить экономическое равновесие любого государства. Следовательно, одним из основных аспектов, который необходимо учитывать при прогнозировании потенциальных возможностей предприятия является нестабильность окружающей его внешней среды, имеющей следующие уровни изменения - глобальный, макро и микро уровни .

Необходимость учета и анализа процессов  глобального уровня при прогнозировании  обоснована тем, что их воздействие  в первую очередь сказывается  на политических, экономических и  социальных структурах страны, а это  непосредственно влияет на потенциальные  возможности и конкурентный статус любого предприятия функционирующего на ее рынке. К числу глобальных процессов  можно отнести процессы формирования мировой банковской системы, мировой  торговли, мирового рынка капиталов, мирового рынка энергоносителей (формирование мировых цен на них) и т.д.

При анализе  макро уровня необходимо сформировать множество событий, состоящее из глобальных критических событий  и, обусловленных ими (или внутренними  процессами страны), критических событий  государственного масштаба, которые  окажут прямое воздействие на рыночные процессы в краткосрочной и долгосрочной перспективах. При этом следует прогнозировать изменения политических, экономических и социальных характеристик, а также возможные действия правительства по результатам воздействия этих событий. Затем нужно определить факторы рыночной среды, напрямую влияющие на субъекты рынка страны и оценить их силу проявления в зависимости от действия критических процессов и реакции на них макро уровня.

На микро  уровне следует окончательно сформировать множество критических событий , получаемое в результате объединения множества событий определенных на макро уровне и обусловленных ими (или внутренними процессами региона) критических событий регионального уровня. После этого к общим внешним факторам рыночной среды, оказывающим непосредственное воздействие на предприятие, необходимо добавить специфические рыночные факторы регионального уровня. В конечном итоге, в результате исследования уровней изменения внешней среды должны быть определены все внешние факторы рыночной среды , непосредственно воздействующие на предприятие.

В связи  с этим одной из важных задач предприятия  является задача оценки степени адаптивности его стратегического потенциала к воздействию внешних факторов рыночной среды.

Кроме этого, с точки зрения маркетинга и, в  частности, конкурентной стратегии  предприятия, также крайне важно  и необходимо выяснить, каким образом  рыночная среда, создаваемая в той  или иной стране под действием  внешних факторов, влияет на появление, поддержание и изменение конкурентных преимуществ предприятий этой страны.

В исследовании этой проблемы общеизвестна заслуга  М.Е. Портера, который на основе анализа  статистических материалов промышленности восьми развитых стран выявил наиболее важные причины успехов и неудач их предприятий в конкурентной борьбе. Им предложена оригинальная концепция  конкурентного преимущества страны, основу которой составляют четыре свойства (детерминанта) страны, формирующих  конкурентную среду. В конечном итоге  система детерминант конкурентного  преимущества, находящихся во взаимодействии, создает эффект целостности, то есть, усиливает или ослабляет потенциальный  уровень конкурентного преимущества предприятий этой страны.

Необходимо  отметить, что в общую систему  детерминант, М.Е. Портер включает как  случайные события, так и действия правительства, которые могут, по его  мнению, либо усиливать, либо ослаблять  конкурентное преимущество предприятий . Случайными в рассматриваемом контексте являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны, и влиять на которые часто не могут ни предприятия, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода М. Портер относит: изобретательство; крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; всплески мирового и местного спроса; политические решения местных и зарубежных правительств; войны и другие форс-мажорные обстоятельства.

Таким образом, сказанное выше позволяет утверждать о том, что воздействие глобального, макро и микро уровней изменения  внешней среды может изменить внешние рыночные факторы, которые  могут повлечь за собой изменение  факторов, составляющих детерминанты конкурентного преимущества страны а, следовательно, и к изменению  определяемых ими конкурентных преимуществ предприятия.

В связи  с этим, другой не менее важной задачей  является задача, состоящая в определении  чувствительности конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних факторов рыночной среды, т.е. в оценке того, насколько действие рыночного фактора благоприятно, а может быть, и не благоприятно сказывается на конкурентных преимуществах субъекта рынка.

Будем в  дальнейшем определять потенциальные  возможности предприятия его  стратегическим потенциалом и конкурентными  преимуществами. Тогда, для того чтобы  спрогнозировать потенциальные  возможности предприятия или  его конкурентный статус необходимо, прежде всего, оценить : силу проявления каждого внешнего фактора рыночной среды; чувствительность конкурентных преимуществ предприятия к воздействию внешних факторов рыночной среды; степень адаптации стратегического потенциала предприятия к воздействию этих факторов.

Заранее чрезвычайно трудно предсказать, каким  образом критические события  повлияют на развитие ситуации в стране, поэтому необходимо вначале разработать  множество вероятных сценариев , а далее для каждого из них на основе оценок отдельных экспертов определить суммарную оценку силы действия каждого внешнего фактора рыночной среды в различные моменты времени .

Результаты хозяйственной деятельности предприятия предлагается оценивать в самом общем случае комплексным показателем продуктивности использования ресурсов предприятия, а степень удовлетворения требований рынка конкурентоспособной продукцией - либо с помощью показателя конкурентоспособной товарной массы проданной продукции на рынке, либо с помощью обобщенного показателя изменения степени удовлетворения требований рынка, полученного на базе показателей, отражающих динамику объемов продаж продукции. В самом общем случае последние факторы конкурентоспособности формируются под воздействием большого количества внешних и внутренних факторов, которые, как правило, невозможно выделить, либо по которым отсутствует информация. В такой ситуации ход изменения рассматриваемых показателей можно связывать не с факторами, а с течением времени, что приводит к образованию одномерных временных рядов .

Учитывая  сказанное, предлагается прогнозировать оставшиеся факторы конкурентоспособности предприятия методом экстраполяции на основе кривых роста экономической динамики при условии выполнения двух принципиальных положений временной ряд показателя имеет тренд, т.е. преобладающую тенденцию; общие условия, определявшие развитие показателя в прошлом, останутся без существенных изменений в течение периода упреждения. Процедура прогнозирования осуществляется последовательностью следующих шагов:

- предварительный  анализ данных;

- решение  проблемы выбора вида кривой  роста для конкретного временного  ряда с помощью метода конечных  разностей или метода характеристики  прироста;

Информация о работе Управление изменениями