Участники в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе я хочу проанализировать и обобщить накопленные за эти время теоретические материалы касающихся правового положения лиц участвующих в уголовном процессе. Предмет курсовой работы - участники уголовного процесса. Объект курсовой работы - уголовный процесс. Целью и основной задачей курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.

Содержание работы

Введение
1. Понятие участников уголовного процесса. И их классификация
2. Суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство
3. Прокурор
4. Начальник следственного отдела
5. Следователь
6. Орган дознания. Начальник органа дознания
7. Дознаватель
8. Подозреваемый
9. Обвиняемый
10. Защитник
11. Потерпевший. Частный обвинитель
12. Иные лица, участвующие в уголовном процессе
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по участникам в УП.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

а) личная, прямая или косвенная  заинтересованность в деле (ст.91 УПК  РК);

б) если он состоит в родстве  с другими судьями, входящими  в состав суда по данному делу;

в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания;

г) если он участвовал в данном деле в качестве судьи.

4. Начальник следственного отдела

В соответствии с ч. 1 ст.63 УПК РК начальник следственного отдела - это начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции

Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:

-- поручать производство следствия  конкретному следователю с передачей  постановления о возбуждении  у головного дела и иных  сопутствующих материалов. Такое  поручение возникает в случаях  возбуждения уголовного дела  следственно-оперативной группой, реагирующей на сообщения, поступающие в процессе несения дежурства, а также при необходимости учета опыта и навыков следователя, специализирующегося на расследовании определенных видов преступлений. Необходимость передачи может возникнуть и по другим причинам, например, возможная заинтересованность следователя ввиду наличия близких отношений с подозреваемым (обвиняемым), а также по иным обстоятельствам;

-- осуществлять контроль за современностью  действий следователей по находящимся  в их производстве уголовным делам, за соблюдением следователями сроков предварительно-I о следствия и содержания под стражей. Своевременность дей-1-1 ими обеспечивается путем соблюдения установленных законом сроков для рассмотрения сообщений и заявлений о преступлениях, для представления прокурору материалов в связи с получением санкции на продление срока ареста, домашнего треста, направления копий постановлений следователя прокурора в течение двадцати четырех часов в предусмотренных для этого случая и т.д. В содержание своевременности, помимо соблюдения указанных сроков, входит последовательность определенных процедур, затягивание производства которых может повлечь ущемление прав и законных интересов участника процесса. Например, задержанному обеспечивается участие защитника немедленно с момента задержания. По общему правилу первому допросу задержанного предшествует его конфиденциальное свидание с защитником. Несоблюдение этой последовательности влечет признание задержания недействительным;

-- осуществлять контроль за исполнением указаний прокурора. В соответствии с ч.2 ст. 197 УПК РК указания прокурора следователю, начальнику следственного отдела являются обязательными, но могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение. Это означает, что начальник следственного отдела контролирует ход исполнения указаний прокурора и в тех случаях, когда эти указания обжалованы;

-- осуществляет контроль за исполнением  поручений других следователей  в случаях, установленных УПК РК. В процессе досудебной деятельности следователями иных органов уголовного преследования могут даваться поручения, выполнение которых собственными силами не всегда представляется возможным (например, необходимость допроса свидетеля, проживающего в другой области);

-- отстранять следователя от  производства по делу при наличии  к тому оснований;

-- изымать уголовное дело из  одного следственного подразделения  подчиненного ему органа, осуществляющего  предварительное следствие, и  передавать в другое следственное подразделение этого или иного подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие. Необходимость такой передачи возникает в связи с соединением дел в одно производство, при перераспределении нагрузки на следователей, наличии оснований для отвода следователя либо его отстранения;

-- направлять оконченные уголовные  дела прокурору для принятия  дальнейших мер в установленном  порядке;

-- возбуждать уголовные дела  и принимать их к своему  производству, лично производить  предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

Помимо реализации полномочий следователя  начальник следственного отдела обязан осуществлять контроль за своевременностью действий подчиненных ему следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

5. Следователь

Полномочия следователя неотделимы от его функции предварительного следствия, кроме того, они должны рассматриваться во взаимосвязи с процессуальным положением начальника следственного отдела.

В соответствии с ч. 1 ст.64 УПК РК следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное  следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции.

Анализ п. 14 ст.7 УПК РК, гласящего, что органы уголовного преследования -- это прокурор (государственный  обвинитель), следователь, орган дознания, дознаватель, свидетельствует о юм, ч го процессуальное положение следователя необходимо (пи I им 11. с понятием органа уголовного преследования.

Основное назначение следователя  заключается в расследовании  дела.

Таким образом, процессуальное положение следователя обусловлено его функциями в уголовном судопроизводстве, где в качестве последних выступают:

1) рассмотрение заявлений и сообщений  о преступлениях (ст. ст. 183,184 УПК  РК);

2) исследование обстоятельств дела (ст. ст. 24, 124 УПК);

3) привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 206 УПК РК):

4) обеспечение возмещения материального  ущерба, причиненного преступлением,  и исполнения приговора в части  конфискации имущества (ст. ст. 162--171 УПК РК);

5) пресечение преступлений и  принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. ст. 8, 36, 204 УПК РК);

6) розыск обвиняемых, место нахождения  которых неизвестно(ст. 267 У ПК  РК);

7) разрешение уголовных дел при  наличии законных основании к  их прекращению на досудебных стадиях (ст.269 УПК РК).

Реализация совокупности названных  функций следователем имеет следующие  особенности:

1. Результаты выполнения предыдущих  функций отражаются на характере  реализации последующих функций.  Так, рассмотрение заявлений и  сообщений о преступлении может быть реализовано в двух формах:

а) возбуждение уголовного дела;

б) отказ в возбуждении уголовного дела.

Если имело место возбуждение  уголовного дела, то далее наступает  необходимость реализации следующей  функции исследования обстоятельств дела и т.д. Если имел место отказ в возбуждении уголовного дела, то это одновременно означает отказ от выполнения всех иных процессуальных функций.

2.Реализация функций может иметь  место при условии взаимодействий  следователя с иными участниками  процесса. Характер взаимодействия зависит от статуса участника правоотношении. Так, исследование обстоятельств дела может потребовать экспертной оценки следов преступления, что означает включение в круг участников эксперта, чей статус строго определен Законом. Характер взаимодействия следователя и эксперта в процессуальном праве отличается от взаимодействия, скажем, следователя и специалиста.

3. Предпосылкой выполнения следователем  его функций является наделение  всех участников процесса правами  и возложение на них обязанностей.

4. Закон предусматривает обязательность  выполнения предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами  и гражданами законных требований  следователя.

Принцип процессуальной самостоятельности  и ответственности следователя.

Сущность этого принципа заключается в том, что:

-- следователь вправе возбудить  уголовное дело и расследовать  его в полном объеме;

-- все решения о направлении  следствия и производства следственных  действий следователь принимает  самостоятельно, за исключением  случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора (ст. 64 УПК РК);

-- следователь несет полную ответственность  за законность и своевременность  принятых решений о производстве  следственных действий;

-- следователь может вносить  представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона (ст.204 УПК РК);

-- поручает производство следственных  и оперативно-розыскных действий  органам дознания, привлекает их  к участию и следственных действиях;

-- следователь оценивает доказательства  по своему внутреннему убеждению,  основанному на всестороннем, полном  и объективном рассмотрении всех  обстоятельств дела в их совокупности.

Самостоятельность следователя не носит абсолютного характера (например; указания начальника следственного отдела или прокурора, данные ими в соответствии с законом, обязательны для следователя).

6. Орган дознания. Начальник органа  дознания

В соответствии с п. 14 ст.7 УПК РК орган дознания относится к органам  уголовного преследования. Законодатель установил исчерпывающий перечень органов дознания (чч. 2, 3 ст.65 УПК РК), в который входят:

1) органы внутренних дел;

2) органы национальной безопасности;

3) органы юстиции;

4) органы финансовой полиции;

5) таможенные органы;

6) органы военной полиции;

7) командиры пограничных частей;

8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  и гарнизонов;

9)руководители дипломатических  представительств, консульских учреждений  и полномочных представительств  Республики Казахстан;

10) органы государственной противопожарной  службы;

11) капитаны морских судов, находящихся  в дальнем плавании, руководители  геологоразведочных партий, других  государственных организаций и  их подразделений, удаленных от  органов дознания, названных в пунктах 1-10, - в период отсутствия транспортного сообщения.

Задачами органов дознания являются:

-- укрепление законности и правопорядка, защита конституционных прав  личности, гражданина, предупреждение  и борьба с преступностью;

-- быстрое и полное раскрытие преступлений;

-- установление лиц, совершивших  преступление, и их изобличение;

-- обеспечение правильного применения  закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление, был подвергнут  справедливому наказанию и ни  один невиновный не был привлечен  к уголовной ответственности и наказан;

-- установление характера и размера  ущерба, причиненного преступлением,  и принятие мер для обеспечения  гражданского иска или возможной  конфискации имущества.

По кругу дел, по которым закон  обязывает проводить предварительное следствие, орган дознания ограничивается тем, что возбуждает уголовное дело, осуществляет неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, затем немедленно передает дело через прокурора следователю.

В соответствии с ч. 1 ст.285 УПК РК по этим делам материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. Это означает, что в форме дознания по сути проводится предварительное следствие за некоторыми исключениями в части объема прав отдельных участников процесса и сроков производства дознания.

7. Дознаватель

Как указывается в ст.67 УПК РК, дознаватель - должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей  компетенции.

В соответствии с п.14ст.7 УПК РК дознаватель - это орган уголовного преследования.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие права  дознавателя:

-- самостоятельно принимать решения  о начале уголовного преследования  и проведении следственных действий, за исключением случаев, когда для проведения следственных действий необходима санкция прокурора или решение суда;

-- по уголовным делам, по которым  предварительное следствие обязательно,  по поручению начальника органа  дознания возбуждать уголовное  дело в случаях, не терпящих  отлагательства;

Информация о работе Участники в уголовном процессе