Толкование уголовно-процессуального закона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 09:27, аттестационная работа

Описание работы

Уголовно-процессуальный закон - это форма выражения норм уголовно-процессуального права. Уголовно-процессуальное право как самостоятельная отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению дел о преступлениях и отношения, возникающие в ходе этой деятельности между отдельными органами государства, между органами государства и гражданами, а также организациями, участвующими в производстве по уголовным делам.

Файлы: 1 файл

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАН УПП ЭР.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)
  • в перечне оснований для приостановления производства по делу, которыми должен руководствоваться судья, не упомянуто основание, о котором сказано в п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, а именно - не установление лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Такой "пробел" вполне оправдан: в суд не может попасть дело, по которому обвиняемый не установлен;
  • вместе с тем этот перечень совершенно резонно дополнен основанием, о котором почему-то законодатель "умолчал" в ч. 1 ст. 208 УПК РФ. В силу предписания, содержащегося в п. 3 ч. 1 ст. 238 УПК, судья вправе приостановить производство по уголовному делу в случае направления им запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ закона, который должен применяться по конкретному делу, либо в случае принятия этим судом к рассмотрению жалобы кого-то из участников производства по данному делу на нарушение его конституционных прав в связи с применением или возможным применением закона, противоречащего Конституции РФ.

В связи с этим основанием приостановления  производства по делу в стадии подготовки к судебному разбирательству  уместно вспомнить о том, что  еще 31 октября 1995 г. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении  № 8 рекомендовал судам следующее (п. 3): 
"О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности  примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о  подлежащем проверке законодательном  акте, а также мотивы, по которым  он пришел к выводу о направлении  указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить  текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке".

В данном пункте постановления Верховный  Суд также рекомендовал судам, чтобы  они, при принятии решения об обращении  с запросом в Конституционный  Суд РФ, рассматривали вопрос об изменении меры пресечения, если обвиняемый находится под стражей. Это весьма важная рекомендация, поскольку рассмотрение запроса в Конституционном Суде РФ требует, как правило, значительного времени.

Как отмечено выше, при приостановлении  производства по делу судья может  принять решение о возвращении  его (дела) прокурору. При этом возможны два варианта решений судьи (ч. 2 ст. 238 УПК РФ): 
в случае побега обвиняемого из-под стражи судья выносит постановление о приостановлении производства по делу, в котором дает прокурору поручение обеспечить розыск сбежавшего обвиняемого; в случае, когда обвиняемый, находившийся на свободе, скрылся, судья выносит по своей инициативе постановление об избрании в отношении этого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу и поручает прокурору обеспечить его розыск.

Решение о приостановлении производства по уголовному делу оформляется постановлением судьи.

Правила принятия судьей решения о  прекращении уголовного дела или  уголовного преследования тоже во многом похожи на аналогичные правила, установленные  для стадии предварительного расследования.

Но есть и ряд особенностей:

  • в рассматриваемой стадии уголовного процесса судья не вправе принять такое решение, если выявляются обстоятельства, свидетельствующие о наличии реабилитирующих оснований для прекращения уголовного дела или уголовного преследования. При наличии обстоятельств подобного рода производство по делу продолжается в общем порядке, и если они (обстоятельства) подтверждаются в ходе судебного разбирательства, то должен быть вынесен, естественно, оправдательный приговор;
  • на данной стадии процесса может "появиться" дополнительное основание, обязывающее к принятию решения о прекращении уголовного дела, - отказ прокурора от обвинения. Оно реализуется по правилам, предусмотренным ч. 7 ст. 246 УПК РФ.

Решение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования оформляется постановлением  судьи.

3.4. Предварительное слушание для  решения вопроса о рассмотрении  дела с участием присяжных  заседателей (п. 5 ч. 2 ст. 229 и ст. 325 УПК РФ).

Порядок проведения таких предварительных  слушаний основан прежде всего на общих правилах, о которых сказано  достаточно подробно выше в настоящем  параграфе учебника.

Но особенности уголовных дел  данной категории  диктуют  ряд существенных оговорок, которые необходимо иметь в виду при характеристике предварительных слушаний, предшествующих судебному разбирательству с участием присяжных заседателей:

  • уголовное дело, в к<span class="Normal_0020_0028Web_0029__Char" style=" fo

Информация о работе Толкование уголовно-процессуального закона