Роль присяжных заседателей в состязательности уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – рассмотреть реализацию принципа состязательности уголовного процесса в суде присяжных заседателей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить понятие состязательности уголовного процесса;
2) Рассмотреть основные принципы состязательности в Российском уголовном процессе;
3) Рассмотреть проблемы и противоречия института присяжных заседателей;
4) Определить роль присяжных заседателей в состязательности уголовного процесса.

Содержание работы

1. Состязательность в уголовном процессе

1.1. Понятие состязательности уголовного процесса

1.2. Состязательность в российской уголовном процессе

2. Институт присяжных заседателей и его роль в состязательности уголовного процесса

2.1. Проблемы и противоречия института присяжных заседателей

2.2. Роль присяжных заседателей в состязательности уголовного процесса

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

УПП.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

- поддерживать государственное  обвинение в суде. [5]

Основные полномочия следователя:

- возбуждать и расследовать  в установленном порядке уголовные  дела;

- самостоятельно направлять  ход расследования, принимать  решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

- привлекать к следственным  мероприятиям органы дознания  на основании отдельных поручений;

Основные полномочия дознавателя:

- самостоятельно производить  следственные и иные процессуальные  действия и принимать процессуальные  решения, за исключением случаев,  когда в соответствии с настоящим  Кодексом на это требуются  согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

- проводить   дознание  по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия необязательно;

- в установленном порядке  выполнять неотложные следственные  действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Основные права потерпевшего:

- давать показания;

- знать о некоторых  сторонах хода расследования  и участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, проводимых по его ходатайству;

- в определенных законом  случаях отказаться от дачи  свидетельских показаний.

  • представлять доказательства;
  • знакомиться по окончанию предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела.
  • участвовать в судебных разбирательствах, поддерживать обвинение;

Подозреваемый вправе:

  • знать в чем он подозревается, давать объяснения и показания по поводу подозрений в отношении него;
  • пользоваться защитником;
  • представлять доказательства;
  • защищаться любыми средствами и способами, не запрещенными УПК РФ;
  • другие права, подобные правам потерпевшего. [8]

Права обвиняемого в  основном аналогичны правам подозреваемого.

Права защитника вытекают из его функции, - защищать, и поэтому его права (в основном) аналогичны правам обвиняемого и подозреваемого.

Таким образом, анализируя полномочия участников уголовного процесса, становится очевидным, что каждая из сторон обладает своими, уникальными  полномочиями, связанными с осуществлением ими специфических функций, но в тоже время, в вопросах доказывания по уголовному делу стороны обвинения и защиты имеют практически равные права. То есть, в той части, которая может оказать влияние на ход расследования по уголовному делу, стороны равны.

Что касается полномочий суда, то они определены особым его  положением в уголовном процессе. Суд выступает в качестве третьей, не заинтересованной стороны. Суд взвешивает все имеющиеся «за» и «против» и принимает решение. В правовом государстве суд не борется с преступностью, а лишь решает вопрос о доказанности или не доказанности обвинения.

Только суд имеет  право  признать лицо виновным и  применить в соответствии с этим меры воздействия. Только суд правомочен принять решение о проведении следственных мероприятий, которые нарушают конституционные права граждан. Кроме этого, на суд возложена функция контроля за ходом досудебного производства по уголовным делам. Контроль осуществляется на основании жалоб со стороны обвинения на действия (бездействия) следователя, прокурора, дознавателя.

Немаловажное значение для осуществления принципа состязательности в уголовном процессе имеет введенный недавно в России институт присяжных заседателей, когда в качестве стороны, разрешающей дело выступают совсем посторонние не заинтересованные лица, - присяжные заседатели. Как правило, эти лица не имеют специального юридического образования, и их решение строится только на субъективном понимании происходящего.

Подводя итог, можно сделать  вывод о том, что основные принципы состязательности уголовного процесса в Российской Федерации состоят  в разделении процессуальных функций между участниками уголовного процесса, наделении равными полномочиями обвинения и защиты в вопросах доказывания по уголовному делу и наличии третьей, не заинтересованной стороны (суд, присяжные заседатели), которая принимает решение по уголовному делу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНСТИТУТ ПРИСЯЖНЫХ  ЗАСЕДАТЕЛЕЙ И ЕГО РОЛЬ В  СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

 

2.1. Проблемы и противоречия  института присяжных заседателей

 

По уголовно-процессуальному законодательству России присяжными заседателями являются граждане России, включенные в списки таковых и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. В списки присяжных заседателей не включаются лица:

1) не внесенные  на предшествовавших составлению  списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

2) не достигшие  к моменту составления списков  возраста 25 лет; 

3) имеющие  не снятую или не погашенную  судимость;

4) признанные  судом недееспособными или ограниченные  судом в дееспособности.

Какие-либо ограничения  на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.

Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:

1) лица, не  владеющие языком, на котором  ведется судопроизводство в данной местности;

2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;

3) лица, не  способные в силу своих физических  или психических недостатков,  подтвержденных медицинскими документами,  успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;

4) престарелые  граждане, которые достигли возраста 70 лет;

5) руководители  и заместители руководителей  органов представительной и исполнительной власти;

6) военнослужащие;

7) судьи, прокуроры,  следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;

8) священнослужители. [7]

Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей:

1) подозреваемые  или обвиняемые в совершении  преступления;

2) лица, не  владеющие языком, на котором  ведется судопроизводство, - при  необеспеченности в суде синхронного перевода;

3) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся  инвалидами, - при отсутствии организационных  либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании;

4) другие лица, определяемые законодательством, - по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.

Председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению:

1) лица старше 60 лет; 

2) женщины,  имеющие детей в возрасте до  трех лет; 

3) лица, которые  в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) лица, отвлечение  которых от исполнения служебных  обязанностей может повлечь существенный  вред общественным и государственным  интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);

5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

От исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.

Присяжный заседатель получает от суда за счет федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. Командировочные расходы возмещаются в порядке и размерах, установленных законодательством для судей. Ему также возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности. Время исполнения обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данных предприятия, учреждения или организации. Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации и работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.

Возращение  к такой форме правосудия как  суд присяжных заседателей произошло сравнительно недавно. С этого времени продолжаются споры об обоснованности этого преобразования, и о перспективах развития данного института в России. Споры на счёт обоснованности и правильности введения суда присяжных всегда носили резкий характер и не имели перспективы разрешения, поскольку принципиально противоположные позиции оппонентов были основаны на столь же принципиально противоположных оценках одной и той же главной черты суда присяжных - непрофессионализм судей из народа, имеющих решающее слово по основному вопросу уголовного процесса - о виновности либо невиновности подсудимого.

Сторонники института  присяжных заседателей мотивируют следующим:

1. Суд присяжных - лучшая  из известных человечеству форм  отправления правосудия по уголовным делам, лучшая из форм народного участия в нём.

2. Суд присяжных - это  не просто уголовно-процессуальный  институт (один из многих), это особый социальный институт, своего рода культурный образец, сам факт существования которого в стране (независимо от того, сколько рассматриваемых уголовных дел приходится на его долю) свидетельствует о существовании в этой стране независимой судебной власти и состязательного правосудия.

3. Аргументы, основанные  на признании неготовности России  к возрождению суда присяжных,  равноценны аргументам против  любого движения России к прогрессу.

4. Попытки «трансформировать» суд присяжных под видом его адаптации к Российским условиям, как то: объединить присяжных в одной коллегии с судьёй-профессионалом, устранить их от решения главного вопроса уголовного процесса, наделив правом решать, например, вопрос о наказании, равноценны отказу от суда присяжных как такового.

5. Совершенствование суда присяжных  необходимо и возможно, но только  при условии сохранения его  существа: судьи от народа в  отдельной коллегии принимают самостоятельное решение по вопросу о виновности либо невиновности подсудимого.

В настоящее время  трудно найти аспект деятельности суда присяжных,  который не был бы исследован с достаточной полнотой: авторами в самых   разных плоскостях проанализированы социологические, социально-психологические, судоустройственные, процессуально-правовые и организационно-тактические проблемы этой формы судопроизводства. Определяя место суда присяжных в отечественной системе судопроизводства и учитывая анализировавшиеся ранее факторы, определяющие выбор законодателем различных форм уголовно-процессуальной деятельности, необходимо отметить мотивы, которые ни при каких условиях не могут и не должны быть решающими в определении судьбы суда присяжных в России.

Дороговизна суда присяжных.

Этот аргумент всегда активно используется противниками суда присяжных. Первый экспериментальный опыт России по его возрождению, оцененный, как и следовало ожидать, одними авторами как положительный, другими - как отрицательный, в экономической части аргументации был очевидно не в пользу суда присяжных.

Значительные затраты на воссоздание  и обеспечение деятельности суда присяжных - это действительно тяжкое финансовое бремя. Но этот аргумент не нов и для современной России не специфичен. Мало того, скудное финансирование - это проблема, касающаяся отнюдь не только суда присяжных, а судебной власти в целом, однако отказаться от судебной власти вообще на этой почве никто пока не предложил.

Информация о работе Роль присяжных заседателей в состязательности уголовного процесса