Прокурор в уголовном процессе, его задачи и положения в различных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении правового положения и полномочий прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предполагаю решить следующие задачи:
1. Определить полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела.
2. Выявить полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии.
3. Изучить подготовку прокурора к судебному разбирательству
4. Рассмотреть участие прокурора в судебном следствии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Процессуальный статус прокурора………………………………………….5
1.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела………………………5
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном след-ствии…………………………………………………………………………..…6
1.3 Участие прокурора в судебном следствии……………………………....13
2. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия…………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Уголовно - процессуальное право (контрольная).doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Ходатайствуя о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.

Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.

Вопрос о целесообразности производства следственного эксперимента в ходе судебного заседания у государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда: 1. В материалах предварительного следствия имеются пробелы, для устранения которых нужен эксперимент; 2. При изучении и оценки результатов следственного эксперимента возникли сомнения в их достоверности; 3. В ходе судебного следствия выявлены новые обстоятельства дела, нуждающиеся в экспериментальной проверке.

Следственные эксперименты в ходе судебного заседания могут быть следующих видов:

1. эксперименты возможности восприятия (видеть, слышать) какого-либо события;

2. эксперименты по выяснению возможности совершения каких-либо действий;

3. эксперименты по проверке наличия у лица определённых навыков.16

После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает участников процесса, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно.

Дополнение судебного следствия выражается в самых различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.

Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.

2. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.17 Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

На уполномоченных прокуроров для обеспечения их доступа к материалам ОРД в установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

Указанная организационная особенность прокурорского надзора вытекает из требований Закона об ОРД о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну.18

Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов.19

Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод.

Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности.20

Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп:

1. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

- беспрепятственно входить на  территорию и в помещения органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельностью, при предъявлении служебного удостоверения;

- получать доступ (при наличии  соответствующего допуска к сведениям  и материалам, составляющим государственную тайну) к их документам и материалам, в том числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;

- проверять исполнение законов  и ведомственных правовых нормативных  актов в связи с поступившей  в органы прокуратуры информацией  о фактах нарушения;

- требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- возбуждать производство об  административных правонарушениях;

- требовать привлечения лиц, нарушивших  закон, к иной установленной законом ответственности;

- делать предостережения о недопустимости  нарушения закона должностным  лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Например, постановления о заведении дел оперативного учета; постановления о продлении сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

- вносить представления об устранении  нарушений закона в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства.21

2. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского  надзора за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

- право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;

- право разъяснять пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

3. Полномочия, урегулированные правыми  нормами института прокурорского  надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

4. Полномочия, урегулированные правыми  нормами института прокурорского  надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре).

Прокурор имеет право:

- участвовать в рассмотрении  судом жалоб граждан на нарушения их прав и свобод, допущенных в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

- участвовать в рассмотрении  судьей ходатайств органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

- предъявлять в суды общей  юрисдикции и арбитражные суды иски, как в интересах граждан, так и в интересах предприятий, учреждений, организаций;

- приносить кассационные и частные  протесты на незаконные или  необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления  судьи;

- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.22

5. Полномочия, урегулированные иными  правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального  закона «Об оперативно-розыскной  деятельности», приказами Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

К полномочиям прокурора при осуществлении им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как: 

1) ознакомление с документами, содержащими  сведения об основаниях, порядке  и объективности проведения ОРМ;

2) дача письменных указаний об  осуществлении по уголовным делам  оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо  требования их прекращения;

3) отмена необоснованных постановлений  органа дознания, следователя о  возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

4) направление в суд жалоб, проверка  которых относится к исключительной  компетенции судей;

5) требование письменных объяснений  от должностных лиц, осуществляющих  ОРД и допускающих нарушение  закона при проведении ОРМ;

6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний  руководителей органов, осуществляющих ОРД;

7) внесение представлений по  поводу выявленных нарушений  закона должностными лицами этих органов с выражением требования отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок;

8) при обнаружении признаков  преступления проведение проверок  в соответствии с требованиями  ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих  решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).

Таким образом, законодателем предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав процессуальный статус прокурора, его функции, полномочия, а так же деятельность на всех стадиях уголовного процесса России можно сделать следующие выводы:

1. Прокурор является одним из  основных участников уголовного  судопроизводства, наделённый широким спектром полномочий во всех стадиях уголовного процесса.

 Однако в законодательстве  нет однозначного понятия определения  статуса прокурора как участника уголовного процесса в рамках УПК РФ.

 В этой связи функция обвинения  возложена не на конкретного  участника уголовного процесса, воплощающего в себе в рамках правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в целом, учитывая тот факт, что прокуратуре в соответствии с Законом о прокуратуре отдана главенствующая роль в организации работы правоохранительных органов. О том же свидетельствуют и конкретные полномочия прокурора, названные непосредственно в УПК РФ.

2. Основной функцией прокурора наряду с функциями координации деятельности правоохранительных органов, процессуального руководства, выступает функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного расследования, а функция уголовного преследования на данном этапе является дополнительной. В стадии возбуждения уголовного дела центральное положение в деятельности прокурора занимает функция надзора соответствия требованиям законов действий и решений органов дознания и предварительного следствия, соблюдение прав и свобод человека и гражданина при приёме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях.

3. Уголовно-процессуальный закон  предоставил прокурору достаточно  широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений.

 

4. Выполняя функции государственного  обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как показывает практика, поддерживать обвинение со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе, его задачи и положения в различных стадиях уголовного процесса