Прокурор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:57, реферат

Описание работы

Прокуратура КР играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории КР, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Содержание работы

Введение
1. Осуществление прокурором уголовного преследования
3. Полномочия прокурора по надзору при производстве расследования
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Upp 2.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 

1. Осуществление прокурором уголовного преследования

3. Полномочия  прокурора по надзору при производстве  расследования 

Заключение 

Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прокуратура КР играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Осуществляя государственный  надзор за исполнением законов на всей территории КР, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  определяются законом "О прокуратуре", (далее - Закон о прокуратуре), В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения о прокуратуре, установленные ст. 104 Конституции..

Согласно ст. 104 Конституции  КР Прокуратура составляет единую систему, на которую возлагается:

1) надзор за точным  и единообразным исполнением  законов органами исполнительной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами;

2) надзор за соблюдением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, следствие;

3) надзор за соблюдением  законов при исполнении судебных  решений по уголовным делам,  а также при применении мер  принудительного характера, связанных  с ограничением личной свободы  граждан;

4) представительство интересов  гражданина или государства в  суде в случаях, определенных  законом;

5) поддержание государственного  обвинения в суде;

6) уголовное преследование  должностных лиц государственных  органов.

 

В указанных выше целях прокуратура КР осуществляет:

надзор за исполнением  законов министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов КР, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением  прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов КР, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера, администрациями  мест содержания задержанных и заключенных  под стражу;

уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством  КР

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Исходя из общих целей  прокурорской деятельности и с учетом специфики уголовного судопроизводства, перед прокурором в этой области  деятельности, законодателем поставлены следующие задачи: на него как на должностное лицо в пределах его  компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, возлагается осуществление  от имени государства уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия   ( 33 УПК КР).

Осуществляя уголовное преследование  от имени государства, прокурор тем  самым является его полномочным  представителем в области уголовного судопроизводства. При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом  полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с  необходимостью вести уголовное  преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения  права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

Правовое государство  должно обеспечивать такой порядок  регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал  защиту человека, общества, государства  от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия  и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной  ответственности виновному за совершенное  преступление. Достижение этих целей  возможно путем обеспечения верховенства закона и расширения, процессуальных прав, полномочий прокурора в уголовном  преследовании и при осуществлении  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

 

 

 

1. Осуществление прокурором уголовного преследования

 

Уголовное преследование – это деятельность стороны обвинения на всех его стадиях, хотя происходит она в различных порядке и формах. В данном понятии отражается суть состязательного способа подготовки и поддержания обвинения посредством досудебной подготовки оснований уголовного иска, предъявления уголовного иска и поддержания его в суде. Уголовное преследование, таким образом, с одной стороны, есть односторонняя обвинительная деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска, и неразрывно связанная с понятием обвинения.

В суде уголовное преследование  имеет форму поддержания обвинения  обвинителем, т.е. представляет собой  исковую деятельность. Исковая деятельность обвинителя – это главным образом  судебная деятельность, однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается: понятно, что предъявление и поддержание  уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период. Досудебная подготовка уголовного иска - есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения. Поэтому, досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу . Значит, следует связывать уголовное преследование со всем досудебным судопроизводством, включая в него допроцессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела.

Таким образом, публичное  досудебное уголовное преследование  – это досудебная деятельность прокурора  и иных органов уголовного преследования  по подготовке уголовного иска.

Но в судебном производстве уголовное преследование реализуется  в новых формах. Обвинение в  суде, поддержание обвинения –  есть судебное уголовное преследование. В соответствие с законодательством, важнейшим направлением деятельности прокуратуры является участие прокурора  в рассмотрении дел судами. В судебных стадиях прокурор осуществляет уголовное преследование посредством поддержания государственного обвинения в суде первой (ст. 258 УПК КР) и апелляционной инстанции ; обжалования в апелляционном и кассационном порядке судебные решения, не вступившие в законную силу ; ходатайствования о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда .

Итак, как мы видим, в судебном разбирательстве по уголовным делам  прокурор (с одной стороны) участвует  в качестве государственного обвинения, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает  участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает  с обвинительной речью, в которой  дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для  дела, квалификации преступления, наказании  и по другим вопросам, которые предстоит  решить суду при постановлении приговора.

С другой стороны, после постановления  приговора, вынесения иного решения  судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если он приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению, и  здесь он выполняет функцию надзора  за соблюдением законности, возложенную на него Конституцией КР и Законом о прокуратуре. В этих целях прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель  независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать  из суда любое дело или категорию  дел, по которым решение, приговор, определение  или постановление вступили в  законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление  суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке  надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест  на решение, приговор, определение или  постановление суда до начала его  рассмотрения судом может быть отозван  прокурором, принесшим протест.

Таким образом, законодатель различает досудебное уголовное  преследование и поддержание  государственного обвинения в суде (ч. 1,2,4 ст. 33 УПК КР). В досудебный период (на предварительном расследовании) обвинительная функция прокуратуры состоит в отыскании доказательств виновности, оценки их и привлечение к суду обвиняемого. Далее прокурорское уголовное преследование осуществляется в форме разрешаемого судом состязания прокурора с обвиняемым.

В то же время из ч.1 и ч.5 ст. 33 УПК КР вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.

Важно, что прокурор в  уголовном деле выступает как  субъект материального права  на уголовный иск и обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными  правами. Иные органы уголовного преследования  выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора. Это в полной мере относится и к должностным  лицам органов дознания, наделяемых прокурором на поддержание государственного обвинения в суде. Но прокурор обладает монополией на должностное официальное  государственное обвинение.

Необходимо отметить, что  функция уголовного преследования  является одной из преобладающих  в деятельности прокуратуры, как  органе, наделенном обвинительной властью. Понятие «обвинительная власть»  позволяет охарактеризовать правовое положение прокурора в уголовных  делах, где интерес общества заключается  в наказании лица, виновного в  совершении преступления, чья вина доказана в порядке, установленном  законом. Нормальная форма уголовного процесса, сводится к юридическому спору в суде обвинительной власти, официальным представителем которой  призван быть прокурор, с обвиняемым, свободно защищающим себя по вопросам виновности и наказания. В этом споре  прокуратуре принадлежит право  и обязанность от имени государства  доказать виновность и требовать  наказания, т.е. власть обвинительная  или уголовное обвинение. Прокурору  же принадлежит и право отказаться от обвинения.

Имеются два вида обвинения:

частное обвинение – когда  уголовное преследование осуществляется частным лицом, пострадавшим от преступления;

публичное обвинение –  когда идеальным субъектом преследования  выступает общество или государство  во имя общественных интересов.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель как мы выше выяснили, достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами. Прокуратура, как носитель обвинительной власти, осуществляет уголовное преследование как в досудебный период подготовки материалов уголовного дела, так и в суде. Досудебное уголовное преследование может осуществляться органами прокуратуры непосредственно и в опосредованной форме – как надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Прокурор возбуждает или  дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинения (п.2 ч.2 ст. 33 УПК КР)

Осуществляя уголовное преследование, прокурор дает письменные указания о  производстве отдельных следственных действий и о розыске лиц, совершивших  преступления, эти указания направлены главным образом на обеспечение  полноты, всесторонности, объективности  и своевременности расследования. В этих целях прокурор обладает правом: а) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и  в необходимых случаях лично  производить отдельные следственные действия или расследование в  полном объеме по любому делу; б) продлевать срок расследования и срок содержания под стражей, в случаях установленных  законом; в) возвращать уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о  производстве дополнительного расследования; г) изымать от органов дознания и  передавать следователю любое дело, передавать его от одного органа предварительного расследования другому в целях  обеспечения наиболее полного и  объективного расследования; д) отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела

Таким образом, уголовное  преследование, как функция деятельности прокуратуры, по делам публичного и  частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступлений.

Информация о работе Прокурор в уголовном процессе