Принцип состязательности в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Гарантией реализации принципа состязательности является установление обязательности участия обвинителя и защитника в судебном разбирательстве. Правовое регулирование реализации в уголовном процессе принципа состязательности означает, в сущности, определение порядка взаимоотношений в уголовном судопроизводстве.
Объектом данной курсовой работы является понятие состязательности в уголовном судопроизводстве.
Предметом курсовой работы является реализация принципа состязательности в уголовном судопроизводстве.
Цель работы – проанализировать сущность принципа состязательности в уголовно-процессуальном праве РФ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и сущность состязательности в уголовном процессе. ………………………………………………..…….4
1.1 Понятие и сущность состязательности в уголовном процессе…………………………………………………4
1.2 Состязательность как форма уголовного процесса..7
Глава 2 Виды состязательности в уголовном процессе……..9
2.1. Частно-состязательный уголовный процесс………9
2.2. Розыскной тип уголовного процесса……………..11
2.3. Публично-состязательный тип уголовного процесса…………………………………………………13
Глава 3. Состязательность сторон в уголовном процессе …17
3.1.Сторона обвинения в состязательном процессе……………………………………………….………17
3.2. Сторона защиты в состязательном процессе…….22
3.3. Суд – независимая сторона состязательности в уголовном процессе……………………………………………………….37


Заключение……………………………………………………30

Список используемой литературы…………………………..31

Файлы: 1 файл

процесс уг.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

В то же время защита имеет  публичный характер. Общественный интерес  состоит не только в наказании  виновных, но и оправдании невиновных. Их реабилитация признается публичной целью уголовного процесса. Так, государство оказывает помощь и обвиняемому, например, предоставляя ему обязательного и бесплатного защитника.

 Процессуальное положение  суда также несет на себе печать публичности, обеспечивая при этом его свободу и независимость. Судья на основе своего внутреннего убеждения оценивает доказательства и разрешает дело, исходя из его существа, а не формальных внешних критериев. Суд независим от сторон и выполняет функцию юстиции (проверку, оценку доказательств и разрешение дела).

Вместе с тем деятельность суда имеет публичный характер, что  обуславливает его активность в  процессе доказывания. Если в частно-состязательном процессе суд пассивен и лишь формально  руководит производством, то в розыскном процессе суд настолько инициативен, что подменяет собой и обвинителя и защитника. Напротив, в публично-состязательном типе процесса активность суда ограничена пределами предъявленного обвинения.

После рассмотрения существенных признаков публично-состязательного типа уголовного процесс можно сформулировать его определение. Это обусловленная гармоничным сочетанием частных и публичных начал организация производства по уголовному делу, которая выражается в споре действующих в публичных интересах равноправных сторон перед активным судом.

 Принципы публично-состязательного  процесса.

 

1. Принцип независимости  суда в публично-состязательном  уголовном процессе предполагает  и его стремление к объективной  истине, и его самостоятельность от других ветвей государственной власти, и невозложение на него функций обвинения и защиты, и его способность правильно разрешить дело, будучи беспристрастным и компетентным правоприменителем. 

Процессуальная независимость  суда обеспечивается комплексом процессуальных средств: запретом возлагать на суд функцию уголовного преследования, коллегиальностью, гласностью, процедурой формирования состава суда, институтами подсудности и отводов, процессуальными формами судебного надзора, оценкой доказательств по внутреннему убеждению, непосредственностью исследования доказательств.

 

2. Принцип равноправия  сторон в публично-состязательном  уголовном процессе означает  наделение обвинения и защиты  достаточными процессуальными возможностями  для отстаивания своих позиций. Это уже не уравнительное требование обвинительного процесса. Это и не только равенство участников перед равнообязательной для них нормой права, которое имеется даже в розыскном процессе. Равноправие сторон в публично-состязательном процессе состоит в предоставлении им таких процессуальных возможностей, которые бы позволили им реализовать свободу, то есть фактическое неравенство того, на чьей стороне истина. 

 

 

Публично-состязательный тип уголовного процесса обобщает закономерности современных уголовно-процессуальных систем демократических государств и представляет третий этап развития уголовно-процессуального права. В силу этого он сочетает в себе достоинства обвинительного и розыскного производств, а также отражает специфику состязательного уголовного процесса в отличии от состязательного гражданского процесса.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Состязательность сторон в уголовном процессе.

 

Принцип состязательности сторон, предусмотренный ч. 3 ст. 123 Конституции  РФ и ст. 15 УПК, определяет такое построение уголовного процесса, в котором функции обвинения (уголовного преследования) и защиты разграничены между собой, отделены от судебной деятельности и выполняются сторонами, пользующимися равными процессуальными правами для отстаивания своей позиции, а суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав и разрешает уголовное дело по существу.

Под сторонами понимаются участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения. 

 

3.1 Сторона  обвинения в состязательном процессе.

 

Сторону обвинения представляют: прокурор, следователь, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.

Но, как правило, в качестве обвинителя, выступает государственный  орган – прокуратура который, выдвигает обвинение в общественных интересах.

Итак, рассмотрим подробно участников уголовного судопроизводства, которые непосредственно способствуют стороне обвинения.

 Статья 37. Прокурор

1. Прокурор является  должностным лицом, уполномоченным  в пределах компетенции, предусмотренной  настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. 

2. В ходе досудебного  производства по уголовному делу  прокурор уполномочен: 

1) проверять исполнение  требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 

2) выносить мотивированное  постановление о направлении  соответствующих материалов в  следственный орган или орган  дознания для решения вопроса  об уголовном преследовании по  фактам выявленных прокурором  нарушений уголовного законодательства; 

3) требовать от органов  дознания и следственных органов  устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;  

4) давать дознавателю  письменные указания о направлении  расследования, производстве процессуальных действий; 

5) давать согласие  дознавателю на возбуждение перед  судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры  пресечения либо о производстве  иного процессуального действия, которое допускается на основании  судебного решения; 

5.1) истребовать и проверять  законность и обоснованность  решений следователя или руководителя  следственного органа об отказе  в возбуждении, приостановлении  или прекращении уголовного дела  и принимать по ним решение  в соответствии с настоящим  Кодексом;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ) 

6) отменять незаконные  или необоснованные постановления  нижестоящего прокурора, а также  незаконные или необоснованные  постановления дознавателя в  порядке, установленном настоящим  Кодексом; 

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 

8) участвовать в судебных  заседаниях при рассмотрении  в ходе досудебного производства  вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований  возбуждать перед судом ходатайство  о продлении срока домашнего  ареста или срока содержания  под стражей по уголовному  делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом; 

9) разрешать отводы, заявленные  дознавателю, а также его самоотводы;  

10) отстранять дознавателя  от дальнейшего производства  расследования, если им допущено  нарушение требований настоящего Кодекса; 

11) изымать любое уголовное  дело у органа дознания и  передавать его следователю с  обязательным указанием оснований  такой передачи; 

12) передавать уголовное  дело или материалы проверки  сообщения о преступлении от  одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи; 

13) утверждать постановление  дознавателя о прекращении производства  по уголовному делу; 

14) утверждать обвинительное  заключение или обвинительный  акт по уголовному делу; 

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков; 

16) осуществлять иные  полномочия, предоставленные прокурору  настоящим Кодексом. 

2.1. По мотивированному  письменному запросу прокурора  ему предоставляется возможность  ознакомиться с материалами находящегося  в производстве уголовного дела.

 

 

 3. В  ходе судебного производства  по уголовному делу прокурор  поддерживает государственное обвинение,  обеспечивая его законность и  обоснованность. 

4. Прокурор вправе  в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. 

5. Полномочия прокурора,  предусмотренные настоящей статьей,  осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными  к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.  

6. В случае несогласия  руководителя следственного органа  либо следователя с требованиями  прокурора об устранении нарушений  федерального законодательства, допущенных  в ходе предварительного следствия,  прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.10

 

Статья 38. Следователь

 
        1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.11

Следователи правомочны также производить предварительное  расследование в форме дознания по уголовным делам, по которым ПС не обязательно. Таким образом, в  отличие от дознавателей они уполномочены осуществлять досудебное производство в любой форме.

Полномочия следователя  указаны в ч.2 ст. 38 УПК РФ 

Статья 39. Руководитель следственного  органа

Начальник следственного  отдела – должностное лицо, возглавляющее  соответствующее следственное подразделение, или его заместитель.12 Полномочиями начальника следственного отдела, перечисленными в ст. 39 УПК, начальник следственного отдела, входящего в состав следственной части как на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, так и Следственного комитета МВД России, не обладает.

 Начальник следственного  отдела относится к стороне  обвинения. Он осуществляет функцию  уголовного преследования (п. 47 ст. 5 УПК, а также коммент. к  ст. ст. 20, 21).

 Полномочия начальника  следственного отдела прежде  всего связаны с организацией  работы органа предварительного следствия (ПС). Начальник следственного отдела обязан равномерно распределять нагрузку среди следователей в соответствии с опытом и квалификацией последних. Он устанавливает порядок дежурства среди следователей в следственном подразделении.

Статья 40. Орган дознания 

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК органами дознания являются государственные органы и должностные  лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и  другие процессуальные полномочия.

Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями.13

Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании  преступлений в форме дознания обладают начальники: органа внутренних дел, органа госнаркоконтроля, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.

Эти органы наделяются правом производства расследования в форме  дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

Статья 41. Дознаватель 
Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.  

2. Не допускается возложение  полномочий по проведению дознания  на то лицо, которое проводило  или проводит по данному уголовному  делу оперативно-розыскные мероприятия.14

Информация о работе Принцип состязательности в уголовном процессе