Правовая регламентация и практика взаимодействия правоохранительных органов, суда со СМИ в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:18, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса взаимодействия правоохранительных органов, судов со средствами массовой информации в рамках процессуальных отношений и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования такого взаимодействия.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
исследование основных понятий и терминов, касающихся взаимодействия СМИ с правоохранительными органами;
изучение законодательной базы и практики отношений правоохранительных органов, суда со СМИ при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях за рубежом;
изучение законодательных и нормативных материалов, регламентирующих процессуальные отношения правоохранительных органов, суда со СМИ при расследовании уголовных дел

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ 8
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 8
1.2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ ЗА РУБЕЖОМ 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 29
2.1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СУДА СО СМИ 29
2.2. ПРАКТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

При проведении ряда следственных действий, лицо их производящее, обязано предпринять все меры к тому, чтобы в ходе их проведения не был нарушен один из основных конституционных принципов, провозглашенный в статье 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени».

Например, часть 7 статьи 182 УПК РФ обязывает  лицо, производящее обыск, принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого произведен обыск, его личная или семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

В случае нарушения другого конституционного права личности на соблюдение порядка  сбора, хранения, использования и  распространения информации персонального характера (статья 24 Конституции РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы.

Под разглашением сведений следует понимать предание их огласке в устной или письменной форме, в том числе через средства массовой информации. Поэтому по нашему мнению, лицо, производящее обыск, обязано не допустить к его проведению журналистов.

Граждане имеют  право получать необходимую для  них информацию как самостоятельно, так и через основной источник получения и распространения  информации – от средств массовой информации. Так, статья 12 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 гласит: «Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации».

Статья 38 ФЗ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 г. предусматривает право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. При этом пунктом 2 статьи 13 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрено право граждан на обжалование в суде отказа в доступе к информационным ресурсам.

Ограничение же в доступе к документированной  информации определяется федеральными законами, а именно: Конституцией РФ, УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 года, Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года, Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г и Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 года.

Помимо процессуальных, между правоохранительными органами и СМИ существуют и обычные  общественные отношения, которые регулируются внутриведомственными приказами и инструкциями.

Например, органы прокуратуры РФ осуществляют взаимодействие со СМИ в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 8 июля 1998 г. N 45 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей»20. Исходя из него, подчиненные Генеральному прокурору РФ прокуроры обязаны «осуществлять меры по углублению деловых отношений и контактов со средствами массовой информации, кино-, видео-, аудиостудиями и объединениями, издательствами, совершенствованию общественных связей в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Рассматривать эту деятельность как одну из важнейших служебных обязанностей и осуществлять ее, исходя из анализа состояния законности и преступности, прокурорской и следственной практики.

При этом они должны строго соблюдать  один из основополагающих принципов  организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в статье 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», – органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Систематически  информировать население через  информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности, правопорядка, о мерах, принимаемых прокуратурой и координируемыми ею другими правоохранительными органами по борьбе с преступностью, по пресечению деятельности организованных преступных групп и других тяжких преступлений.

Оперативно  сообщать в средства массовой информации о возбужденных уголовных делах по преступлениям, вызывающим повышенный общественный интерес, ходе и результатах их расследования, судебном рассмотрении и вынесенных приговорах, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты грубые нарушения законности, о возмещенном прокуратурой ущербе, причиненном как государственным интересам, так и отдельным гражданам. При этом не допускать неуместной сенсационности, ажиотажа и легковесности. Распространяемые прокуратурой сообщения должны быть точными и сбалансированными.

Во взаимоотношениях со средствами массовой информации, творческими союзами, общественными объединениями граждан исходить из требований федерального законодательства, запрещающего как необоснованный отказ в предоставлении информации, так и вмешательство в осуществление прокурорского надзора и расследование преступлений.

Установить  порядок предания гласности материалов прокурорской и следственной деятельности, при этом они должны обеспечить взвешенный подход к отбору материалов для предания гласности, строго руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также международными актами, запрещающими предавать гласности любую информацию, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя без его согласия и согласия его законного представителя, материалы проверок и предварительного следствия предавать гласности в точном соответствии с требованиями федерального законодательства, обеспечить тщательную проверку данных, готовящихся для освещения в средствах массовой информации, следить за тем, чтобы в них не содержались сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также информация конфиденциального характера».

Данным  приказом также установлено, что «официальные сообщения от имени Генеральной прокуратуры Российской Федерации направляются исключительно через Центр информации и общественных связей и только с согласия Генерального прокурора».

Данная форма  взаимоотношений прокуратуры и  СМИ также нашла свое отражение  и в Регламенте Генеральной прокуратуры  Российской Федерации (утвержденном приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 декабря 1998 г. N 89), а также Указании Генерального прокурора РФ «О порядке предания гласности материалов прокурорской и следственной деятельности работниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации» от 05.02.1998 г. № 8/40 и Указании Генерального прокурора РФ «О дополнительных мерах по обеспечению сохранности служебной информации при расследовании уголовных дел» от 23.06.1998 г. № 43/49.21

Также законодательством  РФ предусмотрены и ограничения  в предоставлении информации, которые  закреплены статье 5 ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.11.95, где «воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность», а «прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством».

Органы  внутренних дел строят свои взаимоотношения  с прессой в соответствии со статьей 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8 декабря 2003 г.), где милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших; привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.

А также на основе приложения № 1 к приказу МВД РФ от 16 апреля 1997 г. N 231, которым определено «типовое положение об отделе (отделении, группе) информации и общественных связей МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, УВДТ» и приложения к приказу МВД РФ от 6 июля 2000 г. N 739, которым определено «положение об Управлении информации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Целями  деятельности данных подразделений являются осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, с общественными движениями, религиозными организациями для формирования объективного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел. При этом одной из функций данных подразделений является оперативное распространение в средствах массовой информации официальной информации о решениях руководства органа внутренних дел, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, происходящих событиях, участии сотрудников органов внутренних дел в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

 Деятельность органов ФСБ производится в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.). В данном законе отсутствует норма, определяющая порядок взаимодействия ФСБ со средствами массовой информации в какой-либо форме. Однако, в ведомственной нормативной базе ФСБ есть соответствующий приказ, определяющий организацию и деятельность подразделения ФСБ – «Центра общественных связей ФСБ РФ», который и взаимодействует со СМИ. Указанный документ имеет гриф секретности, в связи с определенной спецификой деятельности этой службы.

На  сегодняшний день существует довольно много нормативных актов, которые так или иначе регулируют правовые отношения СМИ в обществе и государстве.

Провозгласив  права и свободы человека и  гражданина высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – важнейшей обязанностью государства (статья 2 Конституции РФ), государство взяло на себя обязанность защищать эти права и свободы от любых незаконных посягательств, от любых нарушений закона. Гарантия и защита прав и свобод обеспечивается правосудием, основные принципы которого изложены в Конституции РФ и в развернутом плане закреплены в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года.

В современную  судебную систему заложены такие  основополагающие принципы, как разделение властей, независимость и самостоятельность судебной власти, равенство всех перед законом и судом, презумпция невиновности, состязательность судопроизводства, обеспечение неприкосновенности личности и частной жизни участников судопроизводства, контроль суда за состоянием законности и соблюдением прав граждан на предварительном следствии и прочие постулаты.

Особое значение для правового государства имеет  гласность в деятельности судов (часть 1 статья 123 Конституции РФ). Принцип гласности судопроизводства нашел свое отражение и в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», а именно в ст. 9 данного Закона. В ней законодатель также установил, что «разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

«Средства массовой информации влияют на общественное мнение, воздействуют на правовую позицию граждан в оценках деятельности правоохранительных органов и судов по защите их прав и законных интересов, формируют правовую культуру населения»22.

Гласность судебного разбирательства, его  доступность для граждан и, что  особенно важно для средств массовой информации, осуществляющих своего рода социальный контроль за деятельностью суда (судьи) по отправлению правосудия, также предусмотрена статьей 241 УПК РФ. Открытое судебное заседание позволяет присутствующим гражданам, представителям средств массовой информации непосредственно наблюдать за осуществлением судебного разбирательства, в ходе которого проверяются и исследуются все материалы дела, представленные органами предварительного расследования и сторонами по делу, и на этом основании самим судить об обоснованности обвинения и личности подсудимого.

Представители средств массовой информации вправе вести письменные записи. «Проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Проведение аудиозаписи не допускается, если это создает препятствие для судебного разбирательства» (часть 5 статья 241 УПК РФ).

Информация о работе Правовая регламентация и практика взаимодействия правоохранительных органов, суда со СМИ в уголовном судопроизводстве