Правовая регламентация и практика взаимодействия правоохранительных органов, суда со СМИ в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:18, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение процесса взаимодействия правоохранительных органов, судов со средствами массовой информации в рамках процессуальных отношений и разработка предложений по совершенствованию правового регулирования такого взаимодействия.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
исследование основных понятий и терминов, касающихся взаимодействия СМИ с правоохранительными органами;
изучение законодательной базы и практики отношений правоохранительных органов, суда со СМИ при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях за рубежом;
изучение законодательных и нормативных материалов, регламентирующих процессуальные отношения правоохранительных органов, суда со СМИ при расследовании уголовных дел

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ 8
1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 8
1.2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ ЗА РУБЕЖОМ 16
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ 29
2.1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СУДА СО СМИ 29
2.2. ПРАКТИКА ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, СУДА СО СМИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)

В процессе работы с полученной информацией  журналист обязан:

  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  • сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

- получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей.

В одном  из комментариев к ФЗ «О СМИ», написанного под редакцией Монахова В.Н.19, в соответствии со ст. 59 ФЗ «О СМИ», злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Непосредственно сам Закон за злоупотребление свободой массовой информации предусматривает только административную ответственность в виде предупреждения и прекращения деятельности СМИ (ст. 16 Закона), что нам представляется правильным.

Среди правонарушений, относящихся к злоупотреблению  свободой массовой информации, указано использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Согласно  ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года, «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст. 5 указанного закона, а также в Указе  Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.

Действующим законодательством  предусмотрены иные виды охраняемых законом тайн. Их насчитывается около тридцати. Наиболее полный перечень охраняемых законодательством тайн содержится в Указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 года. Согласно Указу, к таким сведениям относятся:

«1) Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

4) Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);

  1. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);
  2. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них».

Помимо  перечисленных, законодательство предоставляет  охрану тайне голосования, тайне страхования и целому ряду иных видов конфиденциальных сведений.

Уголовная ответственность  за разглашение государственной тайны предусмотрена ст. 283 УК РФ. Что касается уголовной ответственности за разглашение иных видов тайн, то такая ответственность предусмотрена за нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155 УК РФ), незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ), разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

К числу злоупотреблений  свободой массовой информации статья 59 ФЗ «О СМИ» относит использование СМИ для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства.

Ст. 280 УК РФ предусматривает  уголовную ответственность за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации.

К злоупотреблению свободой массовой информации ФЗ «О СМИ» также относит использование СМИ для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни.

К числу злоупотреблений свободой массовой информации этот Закон также относит использование средств массовой информации для пропаганды войны. Формулировка Закона несколько отличается от аналогичного запрета, установленного УК РФ. Ст. 354 УК РФ предусматривает ответственность за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.

Злоупотребления свободой массовой информации в соответствии с Федеральным Законом «О СМИ» относится также использование СМИ для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. За преступления, связанные с порнографией, уголовная ответственность предусмотрена ст. 242 УК РФ. Уголовно наказуемыми являются: незаконные изготовление в целях распространения или рекламирования, распространение, рекламирование порнографических материалов или предметов, а равно незаконная торговля печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.

К числу  злоупотреблений свободой массовой информации отнесено распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 2 и 3 в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников.

Помимо правонарушений, связанных с оборотом наркотических  средств и психотропных веществ, в число злоупотреблений свободой массовой информации входит «распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами». Тем самым устанавливается возможность привлечения к административной ответственности в виде предупреждения или прекращения деятельности СМИ за распространение любой информации,  запрещенной  каким-либо федеральным законом. Ряд таких запретов содержится уже в самом законе «О средствах массовой информации». В их числе: запрет на распространение сведений, предоставленных редакции с условием сохранения их в тайне (ст. 41), запрет на распространение писем, адресованных в редакцию, с искажениями их смысла (ст. 42); запрет на распространение сведений о личной жизни гражданина без его согласия (ст. 49); запрет на распространение слухов под видом достоверных сведений (ст. 51).

Отдельно необходимо выделить Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г.). А именно, статью 15 – «Информирование общественности о террористической акции», где частью 1 закреплено, что «при проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

Частью 2 указанной  статьи не допускается распространение  информации:

1) раскрывающей  специальные технические приемы  и тактику проведения контртеррористической  операции; 2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; 3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; 4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Следует отметить, что указанный выше Закон не регламентирует ответственности за невыполнение указанных требований. Поэтому регулировать невыполнение данных правоотношений будет статья 294 УК РФ – «Воспрепятствование  осуществлению  правосудия  и  производству предварительного расследования».

ФЗ «О СМИ» выделяет несколько видов действий журналиста, которые признаются законом злоупотреблением его правами:

  1. использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений;
  2. распространение слухов под видом достоверных сообщений;

3) сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации;

4) использование права журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Перечисленные в статье 51 Закона злоупотребления в ряде случаев прямо предусмотрены в качестве уголовно-наказуемых деяний, гражданско-правовых правонарушений. Например, уголовная ответственность за некоторые из перечисленных деяний предусмотрена в Уголовном кодексе РФ по статье 129 (клевета), статье 136 (нарушение равноправия граждан), статье 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), статье 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). Из наиболее частых нарушений ГК РФ необходимо выделить распространение недостоверной информации (слухи – очевидно недостоверная информация), порочащей честь, достоинство граждан и деловую репутацию граждан и организаций (статья 152 ГК РФ).

Гражданская ответственность может применяться  в общем порядке, предусмотренном ГК РФ, в случаях, когда в результате злоупотребления свободой массовой информации был причинен моральный или материальный вред. Возмещение причиненного вреда может производиться как добровольно, так и по решению суда.

Из обязанностей, перечисленных в статье 49 настоящего Закона, уголовная ответственность может следовать, по сути, только за распространение недостоверной информации (пункт 2 статья 49); разглашение конфиденциальной информации (пункт 4 статья 49), в том числе информации о частной жизни лица (пункт 5 статья 49); проведение скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки (пункт 6 статья 49). В перечисленных случаях может наступать уголовная ответственность по статье 129 (клевета) и 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни) УК РФ.

В тоже время в соответствии со статьей 57 ФЗ «О СМИ» редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

  • если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
  • если они получены от информационных агентств;
  • если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  • если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
  • если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Однако  формулировка ст. 57 Закона РФ о СМИ  имеет существенную правовую ошибку, но изменений в данной части внесены до сих пор не были. Распространенные сведения не могут порочить честь и достоинство организаций ввиду отсутствия таких неимущественных благ у юридических лиц, как лиц неодушевленных, не обладающих честью и достоинством по определению в силу своей правовой природы. Статья 150 ГК РФ относит честь, достоинство, доброе имя, деловую репутацию к благам, принадлежащим гражданину (от рождения или в силу закона). Из перечисленных благ к юридическому лицу можно отнести лишь деловую репутацию, но никак не честь и достоинство, характерные лишь для человека в силу природы данных понятий (чувств). Это также вытекает из ч. 7 ст. 152 ГК РФ, где говорится о том, что правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Информация о работе Правовая регламентация и практика взаимодействия правоохранительных органов, суда со СМИ в уголовном судопроизводстве