Понятие, значение, поводы, основания возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать поводы и основания для возбуждения уголовного дела с современной точки зрения. Достижение поставленной цели потребовало решения следующего ряда задач:
- исследовать понятие и значение возбуждения уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве;
- рассмотреть поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и значение возбуждения уголовного дела…………………..5
Глава 2. Поводы для возбуждения уголовного дела...……………………….....8
2.1. Заявление о преступлении ………………………………………………...8
2.2. Явка с повинной……………………………………………………..…….11
2.3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников………………………………………………..12
2.4. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании…………………………………………………………………………………………………………….……………….15
Глава 3. Основания необходимые для возбуждения уголовного дела……….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………….………..21

Файлы: 1 файл

курсовая по УППhgfh.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Сообщения о совершенном  или подготавливаемом преступлении исходящие от учреждений, организаций  и предприятий, а также от должностных  лиц должны быть сделаны в письменной форме и содержать реквизиты  официального документа.

Анонимное заявление о  преступлении не может служить поводом  для возбуждения уголовного дела. Вместе с тем орган дознания не должен игнорировать анонимную информацию, указывающую на криминальный характер события. Анонимные письма, содержащие данные о преступлении не уничтожаются, а передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступления. 

 

§2.2. Явка с повинной

 

 

Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении – может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном для принятия устного заявления.

При принятии заявления о  явке с повинной следует выяснить мотивы добровольного визита лица в  правоохранительные органы. Практика знает случаи, когда явка с повинной использовалось как средство ухода  от ответственности за более тяжкое преступление, как средство нравственного  самонаказания за какой-то другой поступок и даже как способ излечиться от алкоголизма.

В качестве явки с повинной нельзя рассматривать письменное обращение  лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.

Явка с повинной как  повод к возбуждению уголовного дела может иметь место лишь в  тех случаях, когда правоохранительные органы впервые информируются о  признаках преступления именно явившимся. В случае если при явке с повинной в заявлении указываются соучастники  преступления, заявитель предупреждается  об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Личность явившегося с  повинной устанавливается по имеющимся  у него документам или другими  способами, например по каналам справочной службы. Установление личности явившегося с повинной - не пустая формальность, а важное средство проверки сообщаемой информации.3

§2.3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

 

 

Сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные  в статьях 141 и 142 УК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Указанный повод позволяет  инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального  количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлении могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью.

В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная  информация. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения  уголовного дела на основании оперативно-розыскной  информации. Основываясь на ведомственных  нормативных актах, разработанных  правоохранительными ведомствами, имеющими оперативно-розыскные структуры, можно сделать вывод, что результаты ОРД, представляемые для решения  вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные  данные, указывающие на признаки преступления.

Сведения, содержащиеся в  представляемых результатах, должны позволять  сделать вывод о наличии события  и его противоправности. Критерии оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных  данных, указывающих на признаки преступления. Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода лишь в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут  содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, это документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.

К числу иных источников информации, могущих служить поводом  для возбуждения уголовного дела, относятся данные, добытые в ходе реализации прочих (нежели оперативно-розыскная) правоохранительных функций. К сведениям такого рода могут быть причислены, например, результаты административной деятельности, в ходе которой были обнаружены признаки преступления.

В качестве сообщений о  преступлений следует рассматривать  и информацию, поступившую от граждан, представителей общественных организаций  и должностных лиц по телефону (телефаксу), телеграфа и иным средствам  связи. Сообщения по интернету вряд ли могут быть расценены как источник для возбуждения уголовного дела.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях, тоже следует рассматривать как сообщения о преступлении.

Сообщение о совершенном  или готовящимся преступлении, полученное из иных источников информации, чем  заявление о преступлении и явка с повинной, принимается лицом, получившем данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков  преступления. Рапорт – это основной документ по средствам которого материализуется данный повод.

Рапорт составляется в  момент получения первичной информации. Указанная информация может быть подразделена на два вида:

А) не нуждающаяся в проверки;

Б) требующая дополнительных проверочных действий.

Не подлежит проверки, как  правило, информация, полученная в результате специальной познавательной деятельности правоохранительных органов, например, административная и оперативно-розыскная  деятельность. В остальных случаях информация должна быть проверена. Это необходимо для принятия обоснованного решения.

Рапорт об обнаружении  признаков преступления обретает статус повода для возбуждения уголовного дела, то есть выступает как юридический  факт, обязывающий орган дознания и дознавателя принять решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом.

Форма рапорта об обнаружении  признаков преступления определена в приложении 1 к статье 476 УПК  РФ. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия  или дознания, которому адресован  рапорт; наименование документа, доклад или его процессуальное основание, содержательная часть – обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившее сообщение; число, месяц  и год составления рапорта, подпись  должностного лица, составлявшего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном  или готовящемся преступлении, и  обязанным принять это сообщение.

Должностное лицо, принявшее  сообщение о совершенном или  готовящемся преступлении и составившее  рапорт об обнаружении признаков  преступления, не всегда уполномочено проверять это сообщение и принимать по нему решение. В силу этого начальник органа дознания, которому адресован рапорт, назначает конкретного исполнителя для проверки и принятии решения по материалам проверки.4

 

 

2.4. Постановление  прокурора о направлении соответствующих  материалов в орган предварительного  расследования для решения вопроса  об уголовном преследовании

 

 

Согласно действующему закону №404-ФЗ от 28.12.2010 года часть 1 ст. 140 УПК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому поводом и основанием для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Так, статья 37 УПК РФ –  полномочия прокурора – дополнена  новым пунктом 5.1, согласно которому прокурор уполномочен истребовать  и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в  возбуждении, приостановлении или  прекращении уголовного дела и принимать  по ним решение в соответствии с УПК РФ.

В соответствии с ранее  действовавшей редакцией п. 12 ст. 37 УПК РФ, прокурор был уполномочен  передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования  другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с  правилами, установленными ст. 151 УПК  РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования  федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

Теперь данным законом внесены изменения, согласно которым прокурор уполномочен изымать и передавать в соответствии с вышеназванными правилами не только уголовное дело, но и материалы проверки сообщения о преступлении.

По ранее действовавшей  редакцией Уголовно-процессуального  кодекса РФ, признав постановление  руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении  уголовного дела, о прекращении уголовного дела незаконными, прокурор выносил  постановление о направлении  материалов руководителю следственного  органа для решения вопроса об отмене постановления следователя  об отказе в возбуждении или о  прекращении уголовного дела. Руководитель либо признавал требования прокурора, изложенные в постановлении, обоснованными  и отменял незаконное постановление  следователя, либо отказывал в удовлетворении требований прокурора.

В настоящее время, прокурор, признав постановление руководителя следственного органа, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным, в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке. Признав постановление руководителя следственного органа, следователя о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) незаконным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию.

 

Согласно ранее действовавшей  редакции Уголовно-процессуального  кодекса РФ, признав постановление  руководителя следственного органа, следователя о приостановлении  расследования незаконным, прокурор выносил требование об устранении нарушений  федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Руководитель либо признавал требования прокурора обоснованными и отменял  незаконное постановление следователя, либо отказывал в удовлетворении требований прокурора.

Теперь - с учетом изменений, внесенных в УПК РФ Законом  №404-ФЗ, признав постановление руководителя следственного органа, следователя  о приостановлении расследования  по уголовному делу незаконным, прокурор в срок не позднее 14 суток с момента  получения материалов уголовного дела отменяет его, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному  расследованию.5

 

 

Глава 3. Основания  необходимые для возбуждения  уголовного дела.

 

 

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо и достаточное  основание. Так согласно статье 140 УПК РФ говорит о том, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Из этого следует, что основание к возбуждению уголовного дела представляет собой единство доказательственных данных о том, что - само деяние, о котором поступило сообщение, имело место в действительности, и это деяние содержит признаки состава преступления.

Необходимо отметить, что  для принятия решения о возбуждении  уголовного дела необязательно установить наличие состава преступления полностью. Зачастую лицо, совершившее общественно-опасное  деяние и форма его умысла следователю  или дознавателю на момент возбуждения  уголовного дела неизвестны. Поэтому, для принятия решения о возбуждении  уголовного дела достаточно установить наличие объективной стороны (общественно-опасное  действие (бездействие); вредные последствия; наличие причинно-следственной связи  между действием (бездействием) и  наступившими последствиями) и объекта (общественные отношения, охраняемые уголовным  законом на которые направлено общественно-опасное  деяние) преступления.

Другими словами, для возбуждения  уголовного дела необходимо установить наличие события преступления, т.е. существовал ли сам факт деяния, подпадающего под признаки преступления; каким способом оно было совершено; когда произошло преступление; место  совершения преступления; на какой  стадии завершилась реализация преступного  замысла. Когда будет установлен субъект преступления, а также  субъективная сторона, будет приниматься  решение о форме окончания  предварительного расследования (прекращение либо направление в суд для рассмотрения по существу).

Информация о работе Понятие, значение, поводы, основания возбуждения уголовного дела