Отчет по практике в органах дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:32, отчет по практике

Описание работы

В период с 21января по 3 февраля 2013г. я проходила практику в Отделе Дознания Семикаракорского района г. Семикаракорска. Так как практика является основной частью учебного процесса и имеет своей целью привить практические навыки работы по выбранной специальности, передо мной были поставлены цели - закрепление теоретических знаний, приобретение практических умений и профессиональных навыков

Содержание работы

Введение ________________________________________________2

Глава 1. Практика в органах внутренних дел __________________3

Правоохранительные органы и их структура ____________3

Возбуждение уголовного дела _______________________7

Дознание __________________________________________12

Предварительное расследование ______________________16

Заключение _____________________________________________25

Список использованной литературы _______________________27

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 73.17 Кб (Скачать файл)

            С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи предварительного расследования:  
     1. Быстрое и полное раскрытие преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядка обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны, достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Закон требует быстрого раскрытия преступления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить полное раскрытие преступления и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст. 68 УПК)

● событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 
● виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления; 
● обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 
● характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

   Подлежат выяснению такие причины и условия, способствовавшие совершению преступления:  
               1. Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в связи, с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по результатам их процессуальной деятельности.

              2. Изобличение виновных как задача предварительного расследования заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами - предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и  др.  
 
     3. Обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначении справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия является основанием возвращения судом дела для дополнительного расследования. Это может послужить также основанием к отмене или  изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в кассационном порядке или в порядке надзора. Обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования означает не только строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые расследуют уголовное дело. Чтобы это требование реально проводилось в жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный  (организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности. Он включает в себя прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных подразделений (ст.127 УПК) контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя  и др. Обеспечить законность на предварительном расследовании обязаны также следователь и лицо, производящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования (свидетелям, экспертам, другим лицам, участвующим в следственных действиях).  
 
     4. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие  совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление (ст.21,21УПК).  
     5. В случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, меры по обеспечению его возмещения (ст.30 УПК). В числе таких мер могут быть: 
 
● розыск и изъятие похищенного имущества; 
● наложение ареста на имущество и вклады; 
● проведение обыска, в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д. 
 
     6. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем:  
● строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;  
● разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц; 
● изобличения виновных и защиты невиновных;  
● выявления  причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона;  
● предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения в связи с совершением преступления; 
● привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п. 
 
            Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укрепление законности и правопорядка.      Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования дознание и предварительное следствие. Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие, включающее в себя дознание и предварительное следствие. 
             Общие условия предварительного расследования - это, как следует из самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного расследования в полном объеме относятся только к предварительному следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования. На стадии предварительного расследования, как и на любой другой стадии уголовного процесса, реализуются принципы уголовного процесса. Но общие условия предварительного расследования не являются принципами уголовного процесса. Это правила меньшей, чем принципы процессуальной значимости. Они касаются не всего уголовного процесса, а всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования. Система правил, составляющих общие условия предварительного расследования, включает в себя: 
1. Подследственность. 
2. Полномочия следователя. Процессуальная самостоятельность следователя. 
3. Начало, место и сроки производства предварительного расследования. 
 
4. Соединение и выделение уголовных дел. 
5. Расследование уголовных дел группой следователей. 
6. Профилактическую деятельность органов дознания и предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений 
7. Взаимодействие следователя с органами дознания. 
 
Профессор Б.Т.Безлепкин к общим условиям предварительного расследования также относит: 
 
● привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании уголовных дел; 
● обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение для дела; 
● недопустимость разглашения данных предварительного расследования; 
● применение научно-технических средств в ходе предварительного расследования;  
● обжалование действий следователя;  
● порядок сношения следователей с соответствующими органами других государств; 
● этические основы и воспитательное воздействие предварительного следствия. 
 
В литературе высказаны и другие подходы к понятию и перечню общих условий предварительного расследования. Разногласия по поводу представления о системе и количестве общих условий предварительного расследования обусловлены различными представлениями процессуалистов о соотношении понятий "принцип уголовного процесса" и "общее условие предварительного расследования". Именно поэтому многие ученые под общими условиями производства предварительного расследования понимают также положения, по своей сути являющиеся проявлениями в соответствующих формах деятельности самих принципов. 
              О предварительном расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях. 
Так, предварительное расследование - это:  
           1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия 
уголовного процесса; 
           2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени 
задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность 
следователя или (и) органа дознания; 
           3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного  
расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в 
юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами 
по существу одинаково. Под предварительным расследованием понимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами. 
         Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями "предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования". 
А.А.Гарницкий считает: "Предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд".1"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство". Данные определения применимы к характеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности. Предварительное расследование следует рассматривать, в основном, как деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки одноименных и стадии, и правового института. Предварительное расследование (напомним, как деятельность), принято считать, может осуществляться в двух формах: дознания и предварительного следствия. В литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья форма предварительного расследования. П.С.Ефимичев таковой считает протокольную форму досудебной подготовки материалов. По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного производства. 
            Однако как бы мы не именовали эту деятельность, она, несомненно, включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря, досудебная подготовка материалов в протокольной форме состоит из трех элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной подготовки, начинающаяся с констатации компетентным органом наличия в его распоряжении повода и основания к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного дела", должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной деятельности органа дознания (одной из форм расследования), но ни в коем случае не вся досудебная подготовка. В уяснении точного перечня осуществляемых компетентными органами форм предварительного расследования поможет сравнительный анализ глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки материалов в протокольной форме после окончания деятельности, присущей первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то уголовно-процессуальная деятельность, то налицо еще один вид предварительного расследования - протокольное расследование. Тем более что с помощью него (протокольного расследования) решаются те же задачи, что и с помощью любой другой формы предварительного расследования. Досудебная подготовка материалов в протокольной форме включает в себя как действия, осуществляемые в целях решения задач стадии возбуждения уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы предварительного расследования – протокольного расследования. 
Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, - начало протокольного расследования.  
           Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Для этого сначала обратимся к ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым основанием отказа в возбуждении уголовного дела закреплено - "отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит, если не выяснены существенные дополнительные обстоятельства, необходимые для возбуждения уголовного дела, производится дознание, то есть принимается противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о возбуждении уголовного дела. Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.  
           Уголовно-процессуальная деятельность, в какой бы она форме не производилась, не может "перешагнуть" через принятие решения о наличии в собранном материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Получается, что досудебная подготовка материалов в протокольной форме не требует процессуального письменного оформления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК. Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это более позднее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а не уголовного дела. Основные же признаки становятся такими же, как и у любой из форм предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни дознания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о существовании еще одной формы предварительного расследования. Ее можно назвать протокольным расследованием. Можно предложить более длинное наименование - сбор материалов обо всех существенных обстоятельствах, характеризующих состав преступления. Такое название вытекает из редакции ст.416 УПК. Протокольное расследование в основном ведется путем: 
• производства осмотра места происшествия,

• получения объяснений, 

• истребования материалов, 

• отобрания у правонарушителя  обязательства являться по вызовам  
органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства и, наконец,

• составления протокола об обстоятельствах совершенного преступления. 
 
          В протокольном производстве возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела поставлены в неровные условия. Отказ в возбуждении уголовного дела оформляется письменно и на определенном этапе по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение уголовного дела, нежели на решение, присущее первоначальной стадии уголовного процесса. Ведь он может быть осуществлен, несмотря на наличие оснований к возбуждению уголовного дела - достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления (ст. 108 УПК). Как уже отмечалось возбуждение же уголовного дела в том смысле, который заложен в анализируемое решение ст.112 УПК, вообще никак не оформляется. Возбуждением уголовного дела именуется решение, которое больше похоже на решение о назначении судебного заседания. Не трудно заметить, что решения о возбуждении уголовного дела, принимаемые при досудебной подготовке материалов в протокольной форме и в обычном порядке, разные, по сути, и содержанию понятия.

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение.

 
                Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится в Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.   

               Ознакомительная практика дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех учреждениях, которые призваны осуществлять эту деятельность. Круг таких учреждений сравнительно широк. К ним принято относить, прежде всего, суды, прокуратуру, органы юстиции и внутренних дел, адвокатуру и подобные ей организации и формирования.

             За время прохождения практики я ознакомилась с основными разделами и направлениями деятельности следственного отдела ОМВД г. Семикаракорска:

   - нормативной базой, на которой основывается его деятельность;

   - общей организацией работы отдела дознания;

   - с порядком осуществления приема посетителей;

    - с планированием работы в следственном отделе и формами статистической отчетности;

    - с распределением обязанностей между начальником следственного отдела и его заместителями;

    - с методикой предварительного расследования, а также тактикой и порядком проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.);

   - с характером и формами взаимодействия следственного отдела ОМВД с другими органами власти и управления.

               Я считаю, что цель ознакомительной практики – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции правоохранительные органы, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и общественными организациями, каково их социальное предназначение – достигнута в полной мере. Знания, приобретенные в процессе практической деятельности, несомненно, необходимы для будущих юристов. И ознакомительная практика имела для этого немалое значение. В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности следственных органов МВД в частности, почерпнула знания о применении российского законодательства на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Список использованной литературы.

 

1. Конституция Российской Федерации.  – М., 2002.

2. Закон РФ «О полиции». –  М.: Проспект, 2011.

3. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации (с изменениями  от

27.07.06 №153-ФЗ). - М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2005.

4. Комментарий к Уголовно-процессуальному  кодексу РФ (постатейный) /

Л.Н.Башкатов, Б.Т.Безлепкин и др.; отв. ред. И.Л.Петрухин. - 4-е изд., перераб.

 и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во  Проспект, 2005.

5. Гуценко К.Ф. Правоохранительные  органы / К.Ф.Гуценко. - М.: Зерцало, 2001.

6. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных  происшествий /

В.А.Иларионов. - М.: Транспорт, 1989.

7. Коренев А.П. Административная  деятельность органов внутренних  дел /

 А.П.Коренев. - М.: Юрист, 2000.

8. Черников В.В., Судебная система,  правоохранительные органы, специальные

 службы России. Учебник / В.В.Черников. - М.: Юрист, 2001.

9. Энциклопедия МВД России /Под  ред. В.Ф.Некрасова. - М.: Олма-пресс, 2002.


Информация о работе Отчет по практике в органах дознания