Отчет по практике в таможенных органах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:51, отчет по практике

Описание работы

Вторая категория конфликтов отличается разнообразием. В основном таможенные споры возникают по следующим вопросам:
- оспаривание решений таможенных органов, которые касаются отказа, возврата или зачета излишне уплаченных финансовых средств;
- дела о взыскании платежей и задолженности;
- споры по корректировкам таможенной стоимости и оспаривание правил ее определения.
Целью написания данного реферата является рассмотрение судебных споров и выявление основных положений, возникающих между сторонами на практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика правоприменительной практики с участием таможенных органов 5
2. Судебные решения по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, принятые в пользу участников ВЭД 11
3. Судебные решения по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, принятые в пользу таможенных органов: обоснование 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Osobennosti_sudebnoy_praktiki_po_voprosam_ttr.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общая характеристика правоприменительной практики с участием таможенных органов 5

2. Судебные решения по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, принятые в пользу участников ВЭД 11

3. Судебные решения по вопросам таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, принятые в пользу таможенных органов: обоснование 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена  теме особенности судебной практики по вопросам таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Актуальность настоящей  работы не вызывает сомнений, в связи  с той ролью, которую занимает вопросы таможенно – тарифного регулирования в современном мире.

На протяжении всего периода  существования системы таможенно-тарифного  регулирования, часто возникают  споры с таможенными органами. Судебная практика по таможенным спорам сегодня невероятно сложна. Объясняется этот факт тем, что вне Таможенного кодекса Таможенного союза существует большое количество обособленных актов, которые постоянно вводятся в действие, редактируются, отменяются. Часто они вовсе противоречат друг другу, и сложно понять, какая же норма регулирует те или иные правоотношения, и каким документом можно руководствоваться, защищая интересы клиента. Именно запутанность судебной практики в большинстве случаев приводит к тому, что спорные вопросы по поводу таможенного регулирования разрешить в суде нелегко.

Обычно в арбитражном  процессе споры с таможней делят  на два вида дел:

1. Оспаривание привлечения  к административной ответственности  участников внешнеэкономической  деятельности в процессе нарушения  положений таможенного законодательства.

2. Обжалование действий, бездействия или решений таможенных  органов, которые касаются таких вопросов, как классификация товаров по кодировке ТН ВЭД, корректировка таможенной стоимости и т.д.

Вторая категория конфликтов отличается разнообразием. В основном таможенные споры возникают по следующим вопросам:

- оспаривание решений  таможенных органов, которые касаются  отказа, возврата или зачета излишне  уплаченных финансовых средств;

- дела о взыскании  платежей и задолженности;

- споры по корректировкам  таможенной стоимости и оспаривание  правил ее определения.

Целью написания данного  реферата является рассмотрение судебных споров и выявление основных положений, возникающих между сторонами на практике.

Реферат состоит из трех параграфов, каждый из которых посвящен изучению судебных разбирательств в целом, а также отдельным примерам судебных решений, вынесенных в пользу участников внешнеэкономической деятельности либо таможенных органов. 

  1. Общая характеристика правоприменительной практики с участием таможенных органов

 

По результатам проведенной  работы в Южном  таможенном управлении и с учетом таможенной практики таможенных органов необходимо отметить, что значительная часть споров связана с оспариванием решений таможни о корректировки таможенной стоимости товара. Избитая фраза о том, что «таможенная стоимость оказалась точкой столкновения интересов пополнения доходной части федерального бюджета и законности, принимаемых таможенными органами решений, совершаемых действий» не теряет своей актуальности.

Так на этапе определения  и контроля таможенной стоимости  товаров таможенными органами очень часто делается выбор в пользу сиюминутного взыскания платежей, при этом не принимается во внимание, что таможенные платежи должны взиматься на законных основаниях и ровно в том объем, в каком это предусмотрено законом.

Законность и обоснованность принимаемых таможенными органами региона решений о корректировке таможенной стоимости товаров отражается установленным  ФТС России контрольным показателем 11.1 «Доля решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости,  отмененных судами, в общем числе принятых таможенными органами решений о проведении корректировки таможенной стоимости».

Анализ судебных дел дает возможность сделать вывод, что  на местах на стадии таможенного оформления и таможенного контроля обязанность  доказывания заявленной таможенной стоимости с предоставлением всех необходимых сведений, определяющих обоснованность правильности определения заявленной таможенной стоимости, возложена на декларанта. Однако обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения должно возлагаться на орган или должностное лицо, которые приняли это решение, т.е. в суде таможенный орган должен доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости (ч.5 ст.200 АПК РФ).

Часто участники ВЭД обращаются в судебные органы при несогласии с определением таможенными органами методов определения таможенной стоимости товаров (как правило, резервного), и, как следствие, выставлением таможнями требования об уплате таможенных платежей.

Проведенный анализ судебных актов выявил ряд проблемных моментов не только в работе таможенных органов, но и в самой действующей системе  контроля таможенной стоимости.

Так, наиболее часто (90% судебных решений) суды указывают на то, что  заявителем предоставлены все документы, необходимые для таможенного  оформления, согласно перечню, утвержденному  приказом ФТС от 25.04.2007 №536. Суды признают незаконными вопросы таможни  о предоставлении дополнительных транспортных документов и документов о страховых суммах, когда в соответствии с условиями поставки стоимость транспортировки и страхования вошли в цену сделки и у декларанта указанные документы отсутствуют.

Суды занимают позицию, согласно которой отличие от ценовой информации, имеющейся в базе данных таможенных органов, само по себе не являются основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, находят представленные декларантом документы достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости. Таможенным органом не представляется  достаточных доказательств неприменения первого метода определения таможенной стоимости и соблюдения последовательности применения при переходе от первого к резервному, исключая другие. Ценовая информация, являющаяся основой корректировок, не обосновывается.

Судебными органами не учитываются  возможные факты фальсификации  документов, представляемых участниками  ВЭД. Содержащиеся в коммерческих и товаросопроводительных документах противоречия не могут однозначно свидетельствовать о занижении участниками ВЭД таможенной стоимости. Сомнения таможенного органа в достоверности заявленных сведений не рассматривается судами как достаточное основание для корректировки таможенной стоимости.

Анализ судебных актов  показал, что доказательственная база на основании которой принимаются решения о корректировке таможенной стоимости, являются недостаточной, приводимые таможенным органом доводы в большинстве своем могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий, а не для принятия решения о корректировке таможенной стоимости. Формальный подход должностных лиц при осуществлении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, без учета порядка и принципов определения таможенной стоимости, установленных действующим законодательством, является неправомерный и ведет к принятию незаконных и необоснованных решений по вопросам таможенной стоимости.

Основными причинами признания  судами (арбитражными судам) решений таможенных органов о таможенной стоимости товаров незаконными и недействительными являются:

  • непредставление в суд доказательств, подтверждающих правомерность решения таможенного органа о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров и (или) о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;
  • несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров (декларанту не предоставляется возможность воспользоваться другим методом определения таможенной стоимости, провести консультации по выбору метода определения таможенной стоимости и т.д.)
  • отсутствие доказательств правомерности определения таможенным органом таможенной стоимости товаров, в том числе обоснованности использованного им метода определения таможенной стоимости.

В качестве основания отмены принятого таможенным органов решения  суды также указывают на непредоставление декларанту имеющуюся в распоряжении таможенного органа справочную ценовую информацию, на основании которой проводилась корректировка таможенной стоимости.

Кроме того, судами также  выносится решения не в пользу таможенных органов по причине расхождения  выводов, содержащиеся в заключениях экспертно – криминалистической службы ЮТУ с заключениями Торгово – промышленных палат субъектов региона и других экспертных учреждений, связанных с определением качества товара, что в конечном итоге влияет на определение таможенной стоимости.

В целях исправления складывающейся судебной практики, а также повышения ответственности таможенных органов и их должностных лиц при принятии решений, совершений действий ФТС России был издан приказ от 28 декабря 2004гю № 448 « О мерах реагирования на принятие судебными органами судебных актов (судебных постановлений) не в пользу таможенных органов», который определил порядок проведения начальниками РТУ и начальниками таможен ежемесячного анализа судебных актов, вынесенных не в пользу таможенных органов, с последующим принятием соответствующих мер реагирования.

Результаты рассмотрения судебных дел с участием таможенных органов показывают, что реализация комплекса мер, направленных на повышение  законности в деятельности таможенных органов, позволила добиться некоторой положительной динамики при рассмотрении судебных дел.

Положительное влияние на состояние судебной практики таможенных органов оказывает работа по двум ключевым направлениям.

Во-первых, приобретает систематизированный  характер деятельность по проведению анализа и установления причин и  условий возникновения отрицательных результатов судебной практики, принятию мер реагирование по предупреждению и пресечению неправомерных действий должностных лиц таможенных органов. Меры дисциплинарного и материального воздействия, применяемые к должностным лицам функциональных подразделений, допустившим нарушения, ставшие впоследствии причинами обращения лиц в судебные органы, должны изменить подход указанных должностных лиц к исполнению своих обязанностей, заявляя обдуманно и более ответственно принимать решения.

Во-вторых, активизируется работа по проведению совместных совещаний, рабочих встреч, семинаров, научно – практических конференций с представителями таможенных органов, цель которых – обеспечение законности, защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, достижения баланса частных интересов субъектов таможенных правоотношений и публичных интересов государства.

Подводя некоторые итоги, можно отметить, что в целях  разрешения возникших проблемных вопросов при рассмотрении судами указанной категории споров Правовым управлением ФТС в настоящее время на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводится работа, направленная на изменение негативного отношения судебных органов к вопросам, связанным с корректировкой таможенной стоимости ввозимых товаров, а также на исключение формального подхода различных судебных инстанций к рассмотрению конкретных вопросов и одностороннему пониманию таможенного законодательства судьями, рассматривающими данную категорию дел, в том числе и путем поддержки на уровне ВАС России конкретных дел с участием таможенных органов. Однако этих мер для изменения судебной практики по данной категории дел в пользу таможенных органов недостаточно.

Для изменения сложившейся  ситуации недостаточно усилий только одного подразделения таможенного органа, будь то правовая служба или служба федеральных таможенных доходов, здесь необходимо сосредоточение усилий всех заинтересованных служб и выработка комплексного подхода к решению данной проблемы.

Так, в целях изменения  негативно сложившейся практики по указанной категории дел в  положительную сторону, а также  исключение принятия таможенными органами необоснованных решений о корректировке таможенной стоимости,  потребовали от таможен реализовать следующие меры:

  • активизировать работу по проведению службой федеральных таможенных доходов управления и таможнями региона подведомственного контроля за принимаемыми таможенными органами решениями по корректировке таможенной стоимости;
  • внедрять в повседневную практику работы таможенных органов механизмы досудебного урегулирования споров в области таможенного дела;
  • усилить контроль таможенной стоимости на этапе таможенного оформления;
  • целенаправленно повышать квалификацию должностных лиц функциональных подразделений таможен и подчиненных таможенных постов, осуществляющих контроль таможенной стоимости;
  • регулярно заслушивать руководителей таможен региона, где складываются негативная обстановка по обжалованию решений о корректировках таможенной стоимости, принимаемых таможенными органами;
  • повысить персональную ответственность должностных лиц за принятие указанных решений, вплоть до привлечения к дисциплинарной ответственности.

Информация о работе Отчет по практике в таможенных органах