Отчет по практике в милиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:39, отчет по практике

Описание работы

Учеными-процессуалистами тех лет всегда признавалась неразрывная связь дознания с розыском, в том числе и негласным. Согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 г., определяющей формы и методы дознания, розыск выступал как составная часть дознания. Известный русский процессуалист А.А. Квачевский предостерегал против отождествления дознания с розыском, поскольку собственно «розыск составляет часть дознания, а в обширном смысле – один из способов его производства, направленный к обнаружению и указанию скрытного, тайного, преимущественно виновника преступления».

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………….……4
2.Специальная часть
2.1.Общая характеристика нормативно-правовой базы деятельности милиции……………………………………………………………….9
2.2 Система органов дознания……………………………………...13
2.3. Отдел дознания, понятие органов дознания ………………….21
2.4. Цели и задачи, функции органов дознания…………………...23
2.5. Перечень органов дознания……………………………………26
2.6.Права и обязанности органов дознания………………………..26
2.7. Виды дознания, их особенности……………………………….28
3.Заключение…………………………………………………...…...30
4. План прохождения практики……………………………………..33
5. Дневник практики…………………………………………………34
6. Список нормативно-правовых актов и литературы…………….37

Файлы: 1 файл

ОТЧЁТ.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Важной составной  частью правовой основы деятельности милиции являются федеральные законы. Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести: УПК РФ; КоАП РФ; Федеральный конституционный закон. "О чрезвычайном положении"; Закон Российской Федерации "О безопасности"; Федеральные законы "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; "Об оперативно-розыскной деятельности"; "О безопасности дорожного движения"; "Об оружии"; "О наркотических средствах и психотропных веществах"; "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и др.

Среди федеральных  законодательных актов, регламентирующих деятельность милиции косвенно, следует назвать Уголовный кодекс Российской Федерации, определяющий основания и меры уголовной ответственности граждан, Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающий, в частности, гражданско-правовой статус физических и юридических лиц, способы защиты гражданских прав, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", который в числе прочего возлагает на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров координацию деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних дел, других правоохранительных органов, и многочисленный ряд иных федеральных законов.

О масштабности законодательных основ деятельности милиции свидетельствует следующая  цифра. Только федеральных законов, в которых органы внутренних дел упоминаются напрямую, насчитывается более 110.

Одним из элементов  правовой основы деятельности милиции  являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Это собирательное  понятие включает в себя:

а) указы Президента Российской Федерации;

б) постановления  Правительства Российской Федерации;

в) нормативные  правовые акты МВД России;

г) акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда Российской Федерации;

д) акты (постановления, решения, определения) Верховного Суда Российской Федерации.

Милиция обязана руководствоваться  конституциями, уставами, законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными  в пределах их полномочий. Анализ ст. ст. 71 - 73 Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что сфера деятельности милиции в полном объеме охватывается предметами исключительного ведения Российской Федерации ("регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина"; "безопасность"; "уголовное, уголовно-процессуальное законодательство") и предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ("защита прав и свобод человека и гражданина"; "обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности"; "административное, административно-процессуальное законодательство"; "кадры правоохранительных органов"). Отсюда следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие деятельность милиции, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и указанными выше нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации действует федеральный закон. Именно таким образом устанавливаются пределы полномочий субъектов Российской Федерации по правовому регулированию деятельности милиции.

Закона о милиции включала в правовую основу деятельности милиции  акты всех местных советов народных депутатов, изданные в пределах их полномочий, то действующая редакция упоминания о нормативных актах органов  местного самоуправления не содержит. Отсюда следует, что милиция не может основывать свою деятельность на нормативных актах органов местного самоуправления. Это объясняется тем, что в отличие от милиции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Прежде чем применить  нормативные правовые акты, сотрудники милиции обязаны выяснить, вступают ли они в противоречие с российским законодательством, и если да, то в  какой части. В зависимости от этого принимается соответствующее  правоприменительное решение. При этом следует отдавать себе отчет в том, что рядовому правоприменителю в подобных ситуациях по понятным причинам принять правильное решение весьма затруднительно.

2.2.СИСТЕМА ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Общепризнанным универсальным  органом, который выполняет основной объем работы по производству дознания, является милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел РФ 1. Кроме того, в Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ,2 Министерство внутренних дел РФ в целом возглавляет систему органов внутренних дел (которые УПК РФ отнесены к органам дознания). МВД России организует производство дознания и предварительного следствия.

 В систему Министерства входят также внутренние войска. Их командиры (начальники) относятся к органам дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими внутренних войск и иными лицами. Однако на них возлагается обязанность лишь возбудить уголовное дело по таким преступлениям и провести неотложные следственные действия.

В соответствии с Законом РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В связи с принятием новой редакции статьи УПК РФ, определяющей, кто относится к органам дознания, на практике нередко возникает вопрос: могут ли начальники милиции общественной безопасности и криминальной милиции пользоваться полномочиями начальника органа дознания. При ответе на него необходимо иметь в виду, что министр внутренних дел непосредственно организует работу Министерства и руководит деятельностью органов внутренних дел. Он же устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, устанавливает обязанности других должностных лиц системы МВД России.

Кроме того, полномочиями начальника органа дознания наделен заместитель начальника органа дознания, то есть заместитель начальника органа внутренних дел.

В этой связи полагаем, что министр  внутренних дел РФ своим нормативным правовым актом может делегировать полномочия начальника органа дознания соответствующим руководителям, в частности, начальникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности, которые непосредственно организуют работу по раскрытию преступлений и охране общественного порядка.

Учитывая, что основными задачами криминальной милиции является предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, по делам о которых в большинстве случаев обязательно производство предварительного следствия, свои процессуальные полномочия она использует в основном для проведения неотложных следственных действий. Милиция общественной безопасности в большей части выполняет задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, поэтому именно она выполняет основную работу по производству дознания и именно в ее структуре действуют специализированные подразделения дознания, состоящие из дознавателей и их непосредственных начальников. Последние осуществляют функции организационного руководства и ведомственного контроля за их деятельностью, но не обладают процессуальными полномочиями органа дознания.

Что касается деятельности создаваемых  в структуре органов внутренних дел специализированных подразделений дознания, РФ штатные дознаватели должны быть наделены полномочиями органа дознания начальником органа дознания, поскольку полномочия дознавателей будут легитимны лишь после соответствующего их нормативного закрепления. В противном случае собранные ими по уголовным делам доказательства могут быть признаны недопустимыми, не имеющими юридической силы и соответственно не могут быть положены в основу обвинения. В этой связи, по нашему мнению, в соответствующем приказе МВД России, регламентирующем вопросы организации дознания в органах внутренних дел, должно быть оговорено, что штатные дознаватели специализированных подразделений дознания наделяются полномочиями органа дознания.

К органам дознания также относятся  иные органы исполнительной власти, наделенные федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. При определении таких органов следует исходить из Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3, в соответствии с которой правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделены оперативные подразделения органов: Федеральной службы безопасности; Федеральных органов государственной охраны РФ; таможенных органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ; Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, перечисленные выше органы исполнительной власти по существу являются органами дознания. В то же время на практике могут возникать  разногласия по вопросу возбуждения  уголовного дела и проведения неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений указанных органов. Дело в том, что закон не допускает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако проведение дознания в полном объеме, выполнение неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. Из этого следует, что упомянутое нами выше требование не распространяется на случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, реализуя в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» материалы ОРД, возбуждают уголовное дело и проводят по ним только неотложные следственные действия.

Органы федеральной службы безопасности наделены правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, дознания по делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности. По этим преступлениям обязательно производство предварительного следствия и осуществляется оно следователями органов федеральной службы безопасности. Неотложные следственные действия по уголовным делам, отнесенным к компетенции этих органов, осуществляют уполномоченные на то должностные лица органов федеральной службы безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках. В соответствии с Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации в центральном аппарате ФСБ РФ функции дознания осуществляют соответствующие подразделения.

К органам дознания также относятся  таможенные органы РФ, состоящие из трех уровней. На первом  уровне органы дознания возглавляет Государственный таможенный комитет РФ. С целью организации расследования преступлений в его структуре создано Управление таможенных расследований и дознания. В названном управлении имеется отдел организации дознания, сотрудники которого занимаются управленческой деятельностью, связанной с осуществлением контрольно-методических функций по отношению к нижестоящим подразделениям дознания. На втором уровне существуют региональные таможенные управления. В их структуру входят отделы дознания и оперативной таможни, где имеются штатные дознаватели, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам. Третий уровень представляют таможни. В их структуре предусмотрены отделения и группы дознания, дознаватели которых также занимаются расследованием преступлений.

Дознаватели таможенных органов РФ в полном объеме проводят предварительное расследование в форме дознания по делам о преступлениях, связанных с контрабандой  и уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

При наличии признаков контрабанды, по которой производство предварительного следствия обязательно, таможенный орган возбуждает уголовное дело, производит необходимые следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, их совершивших, и передает его следователю органа, выявившего данное преступление.

К таможенным органам также относятся таможенные посты. Хотя они и являются органом дознания, однако, как свидетельствует практика, производством дознания они практически не занимаются, поскольку в их штатах должности дознавателей не предусмотрены.

В Министерстве юстиции РФ функции органа дознания выполняют начальники их учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ к указанным выше начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы относятся начальники исправительных колоний общего, строгого и особого режимов, колоний-поселений, воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, а также следственных изоляторов Министерства юстиции РФ. Они проводят дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

Органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором, функции органа дознания по производству неотложных следственных действий осуществляют:

– командиры воинских частей, соединений – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

– начальники военных учреждений – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

Информация о работе Отчет по практике в милиции