Органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 17:29, реферат

Описание работы

С принятием УПК РФ процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию.
При написании данной работы был поставлен ряд задач:
1. Понятие и виды органов дознания.
2. Функции и обязанности органов дознания.
3. Полномочия органов дознания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………..3
1. Система органов дознания……………………………….4
2. Виды дознания……………………………………………6
3. Полномочия органов дознания.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат органы дознания.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Эти различия не имеют достаточных оснований. Лишение потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика права на ознакомление с материалами дела после окончания дознания противоречит общему правилу о равенстве прав участников процесса, которое должно иметь место при любой форме расследования. Лишение лица, производящего дознание, права не согласиться с указаниями прокурора по основным вопросам направления расследования противоречит принципу оценки доказательств по внутреннему убеждению (ст. 71 УПК), которым должно руководствоваться и лицо, проводящее дознание.

В соответствии с ч. 1 ст. 47 УПК защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и  производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам, указанным в  ст. 133 УПК и  установленным для предварительного следствия. В соответствии с этой статьей производство дознания может быть продлено районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами сроком до трех месяцев.

Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях, предусмотренных ст. 416 УПК:

       ─ возбуждение  уголовного дела начальником  органа дознания, если в десятидневный  срок невозможно выяснить существенные  обстоятельства совершения преступления;

       ─ возвращение  судом дела для выяснения существенных  дополнительных обстоятельств, если  они не могут быть установлены  в судебном заседании;

       ─ возвращение  прокурором либо судом материалов  для выяснения существенных дополнительных  обстоятельств, необходимых для  возбуждения дела.

В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

 

V.     Обеспечение законности при производстве дознания.

 

Законности этого следственного действия придается исключительно большое значение. Закон детально регламентирует порядок допроса свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых (ст.150,158,161 УПК). Ниже  приведены основные требования законности при проведении допросов:

1)  Необходимость  допроса лица в том качестве, в котором он привлекается  к делу, и по тем вопросам, которые  входят в предмет его показаний.

 Все, кто вызван на  допрос, должны знать, в качестве  кого они будут допрошены. Следователь  обязан объявить об этом каждому  лицу сразу же перед допросом. Случаи, когда из "тактических  соображений" этот момент упускается, следует расценивать как нарушение  законности, так как это ведет  к нервозности допрашиваемого  лица и противоречит следственной  этике.

  2)  Запрет  использования незаконных мер  для получения показаний.

       Закон  запрещает домогаться показаний  обвиняемого путем насилия, угроз  и иных незаконных мер (ст. 20 УПК). Данное указание относится и  к допросу подозреваемого, свидетеля, потерпевшего. Ответственность за  принуждение к даче показаний как обвиняемого, так и любого другого лица путем угроз или иных незаконных действий предусмотрена ст. 302 УК.

  3) Соблюдение  прав допрашиваемых лиц свободно, в форме рассказа, излагать свои  показания.

В ст. 158 УПК (о порядке допроса свидетелей) прямо указано, что допрос по существу дела начинается предложением свидетелю рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван на допрос. После чего дознаватель  может задать ему вопросы. Аналогичный порядок предусмотрен и для допроса потерпевших (ст. 161 УПК).

4)   Запрещается  задавать наводящие вопросы.

После дачи показаний следователь вправе задать вопросы. Но УПК запрещает постановку наводящих вопросов свидетелям и потерпевшим (ст. 158, 161 УПК).

  1.  Соблюдение режима времени допроса.

Нельзя в тактических целях допускать многочасовые допросы, рассчитанные на "измор" допрашиваемого, т.к. вследствие длительного допроса он может утратить физическую и психическую способность правильно оценивать происходящее и дать неверные показания. Закон частично регламентирует время допроса обвиняемого.  Не допускается допрос в ночное время, кроме случаев нетерпящих отлагательств (ст. 150 УПК). Дознаватель обязан допросить обвиняемого сразу после предъявления ему обвинения (ст. 150 УПК). Это требование закона позволяет получать наиболее правдивые показания. Законодательство предусматривает и время допроса подозреваемого (ст. 123 УПК). Если он был задержан или в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то допрос производится немедленно. В случаях, когда это невозможно, подозреваемый должен быть опрошен не позднее 24 часов с момента задержания (ст. 123 ч. 3 УПК ).

  1. Недопустимость присутствия на допросе посторонних лиц.

  По общему правилу  допрос должен производиться  наедине. При допросе всех лиц  могут участвовать прокурор и  начальник следственного отдела. В определенных случаях, указанных  в законе, при допросе могут  присутствовать защитник, педагог, законные представители несовершеннолетнего  или его близкие родственники, эксперт№.

7)  Соблюдение  объективности и полноты допроса.

 Допрос должен носить  объективный характер, чтобы допрашиваемые  лица не подвергались давлению  или внушению со стороны дознавателя  для дачи показаний в подтверждении  той или иной версии. Дознаватель  должен принять все предусмотреные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ч. 1 ст. 20 УПК), стремиться получить достоверную информацию.

8)  Правильная  и объективная запись показаний  в протоколах

Закон требует, чтобы показания заносились в протокол от первого лица и по возможности дословно (ст. 151 УПК). По окончании допроса протокол предъявляется обвиняемому для прочтения или по его просьбе прочитывается следователем. Обвиняемый имеет право требовать дополнительный протокол и внесение в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол (ст. 151 УПК). Подобное требование предъявляется и при составлении протокола допроса подозреваемых, свидетелей и потерпевших (ст.123, 160 УПК). В протоколе обязательно наличме подписи обвиняемого, а в случие участия в допросе переводчика - и его в том числе.

 

2. Обязанности и полномочия органов  дознания

Органы дознания в уголовном процессе в пределах своей компетенции выполняют уголовно-процессуальные обязанности в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления их следов.

Указанные цели достигаются посредством возбуждения уголовного дела и проведения уголовно-процессуальной деятельности в одной из двух форм:

- либо в форме производства  неотложных следственных действий  по уголовным делам, по которым  обязательно предварительное следствие, до передачи уголовного дела  следователю (такие действия являются  первым этапом предварительного  следствия);

- либо в форме дознания (т.е. полного  расследования по делам, по которым  предварительное следствие не  обязательно). Комментарий к УПК  РФ / Под ред. И.Л.Петрухина. - М., 2008. - С. 82. Органы дознания могут быть разделены на две группы: Уголовный процесс / Под ред. И. Тарасова. - М., 2008. - С. 77.

А. Органы дознания, полномочные проводить только неотложные следственные действия, но не расследование в полном объеме. Это их основная процессуальная обязанность. К ним, с учетом содержания ст. ст. 40 и 157 УПК, а также ряда иных законодательных актов, следует отнести:

1) органы исполнительной власти, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность  в соответствии с Федеральным  законом от 12 августа 1995 г. N 144 "Об  оперативно-розыскной деятельности" (согласно ст. ст. 1 и 13 указанного  Закона органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, - это оперативные  подразделения следующих государственных  органов: органов внутренних дел; органов федеральной службы безопасности; федеральных органов государственной  охраны; таможенных органов; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ, а конкретно - Федеральной службы исполнения наказаний; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ);

2) командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений  или гарнизонов;

3) капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем  плавании, - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных на  данных судах;

4) руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных от  мест расположения иных органов  дознания - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных по  месту нахождения данных партий  и зимовок;

5) глав дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных в  пределах территорий данных представительств  и учреждений.

Перечисленные субъекты при получении информации о преступлении в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела и производят любые следственные действия, необходимые в конкретной ситуации для закрепления следов преступления и пресечения преступной деятельности лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Арестова Е.Н. Органы дознания: понятие, виды, содержание. - М., 2009. - С. 15. По смыслу закона названные органы дознания полномочны возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия исключительно тогда, когда процессуальные мероприятия, необходимые в конкретном случае, по объективным причинам невозможно отсрочить до прибытия следователя (опасность уничтожения или сокрытия следов преступлений, уклонение подозреваемого лица от расследования, продолжение им преступной деятельности и т.п.). При отсутствии подобных причин материалы о преступлении должны быть переданы по подследственности в соответствующий орган предварительного следствия согласно п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК.

Органы дознания, которые наделены полномочиями в сфере оперативно-розыскной деятельности (т.е. оперативные подразделения соответствующих государственных органов), обязаны выполнять поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).

Должностные лица, выполняющие функции органов дознания, - капитаны морских судов, находящихся в плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок, а также главы дипломатических представительств и консульских учреждений - наделены процессуальными полномочиями потому, что они могут оказаться единственными представителями государственной власти на определенной территории. Уголовно - процессуальное право / Сост. Т. Кочетков. - Екатеринбург, 2008. - С. 89.

Б. Органы дознания, для которых главной процессуальной обязанностью является производство дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в то же время они, как и органы дознания, включенные в первую группу, полномочны проводить и неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно). Научно - практический комментарий к УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева, В.П.Божьева. - М., 2007. - С. 112. В них состоят специально предназначенные для проведения расследования должностные лица - дознаватели. Часть 3 ст. 151 УПК к их числу относит:

1) органы внутренних дел;

2) пограничные органы федеральной  службы безопасности;

3) органы службы судебных приставов  Министерства юстиции РФ (т.е. Главного  судебного пристава Российской  Федерации, главного военного судебного  пристава, главного судебного пристава  субъекта Российской Федерации, их заместителей, старшего судебного  пристава, старшего военного судебного  пристава, а также старшего судебного  пристава Конституционного Суда  РФ, Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ);

4) таможенные органы;

5) органы государственного пожарного  надзора государственной противопожарной  службы;

6) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Комментарий к УПК РФ / Под ред. А.В.Смирнова. - М.,2009. - С.147.

Часть 3 ст. 151 УПК определяет также компетенцию дознавателей перечисленных органов.

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, обычно проводится в условиях, когда известно лицо, совершившее преступление. Как правило, обстоятельства преступления достаточно очевидны. В связи с этим задачи органов дознания по таким делам считаются менее сложными по сравнению с теми, что решает следователь. По существу они сводятся к пресечению преступлений, а также закреплению их следов процессуальными средствами.

Информация о работе Органы дознания