Органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Орган дознания - это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.
Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.

Содержание работы

Понятие и виды органов дознания
Права и обязанности органов дознания
Органы предварительного следствия
Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Органы дознания.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ПЛАН

  1. Понятие и виды органов дознания
  2. Права и обязанности органов дознания
  3. Органы предварительного следствия
  4. Правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя

     Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды органов дознания

Орган дознания - это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления.

Под иной деятельностью здесь понимается не уголовно-процессуальная деятельность, обусловленная оперативно-розыскными или другими административно-властными полномочиями учреждения (должностного лица), наделенного статусом органа дознания.

Виды органов дознания и пределы их подведомственности определены ст. ст. 40, 157 УПК. Закон наделил полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения - должностное лицо (командира воинской части, соединения, начальника военного учреждения или гарнизона и др.).

Полный перечень органов дознания - учреждений:

1) органы внутренних дел Российской  Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;

2) органы по контролю за оборотом  наркотиков, в том числе территориальные  и входящие в их структуру  межрайонные, городские (районные) органы  по контролю за оборотом наркотиков;

3) органы федеральной службы  безопасности;

4) федеральные органы исполнительной  власти в области государственной  охраны;

5) таможенные органы Российской  Федерации;

6) органы Службы внешней разведки  Российской Федерации;

7) органы Федеральной службы исполнения наказаний;

8) органы Федеральной службы  судебных приставов;

9) органы государственного пожарного  надзора федеральной противопожарной  службы;

10) органы внешней разведки Министерства  обороны РФ.

Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения):

1) командиры воинских частей, соединений;

2) начальники военных учреждений  или гарнизонов;

3) капитаны морских и речных  судов;

4) руководители геологоразведочных  партий и зимовок;

5) начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз;

6) главы дипломатических представительств  и консульских учреждений Российской  Федерации.

Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками полиции. Причем полиция в РФ - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность, обеспечивать общественную безопасность и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ. [4]

Дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации производится дознание в полном объеме по всем делам, по которым предварительное следствие не обязательно, за исключением тех, дознание по которым вправе производить другие органы дознания (дознаватели) (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК).

Возбуждать уголовные дела в порядке, установленном ст. 146 УПК, и производить неотложные следственные действия капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, вправе только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания - учреждений, а также воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК).

2. Права, обязанности и задачи органов дознания

По общему правилу орган дознания вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

1) предварительная проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140 - 148 УПК);

2) неотложные следственные действия  по уголовным делам, по которым  производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК);

3) дознание по делам, по которым  производство предварительного  следствия не обязательно (ст. ст. 223 - 225 УПК);

4) исполнение поручений и указаний  другого органа предварительного  расследования (ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК).

На первой стадии уголовного процесса - стадии возбуждения уголовного дела орган дознания производит предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении. Осуществляя предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе:

- собирать доказательства без  производства следственных действий;

- получать объяснения, образцы  для сравнительного исследования;

- истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном  УПК;

- назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок;

- требовать производства документальных  проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов и привлечения  к их участию специалистов;

- требовать от средства массовой информации имеющиеся в распоряжении у него документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации;

- производить осмотр места происшествия, документов, предметов, осмотр трупа, освидетельствование;

- предупреждать участников проверки  заявления (сообщения) о преступлении  о неразглашении данных досудебного  производства в порядке, установленном ст. 161 УПК;

- давать органу дознания обязательное  для исполнения письменное поручение  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий;

- обеспечивать безопасность участника  досудебного производства в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

При этом он обязан:

- принимать, рассматривать и разрешать  все подведомственные заявления (сообщения) о преступлении;

- выдавать заявителю документ  о принятии сообщения о преступлении  с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;

- регистрировать заявления (сообщения) о преступлении;

- разъяснять лицам, участвующим  в проверке заявления (сообщения) о преступлении, их права и  обязанности, предусмотренные УПК, и обеспечивать возможность осуществления этих прав;

- при наличии к тому оснований  в пределах своей компетенции  возбуждать и отказывать в  возбуждении уголовного дела, передавать  заявление (сообщение) о преступлении  по подследственности или в  суд.

Орган дознания на стадии возбуждения уголовного дела имеет и иные права (обязанности).

Задачи, стоящие перед органами дознания, предопределены теми видами деятельности, осуществление которых на них возложено. Большинство органов дознания вправе и обязаны применять оперативно-розыскные меры, осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», задачи органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, это:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- розыск лиц, скрывающихся от  органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от уголовного  наказания, а также розыск без  вести пропавших;

- добывание информации о событиях  или действиях (бездействии), создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  Российской Федерации.

На первой стадии уголовного процесса - стадии возбуждения уголовного дела перед органами дознания стоит двуединая задача реагирования на каждый факт совершения преступления, и вместе с тем ограждения последующих этапов уголовного процесса от рассмотрения происшествий, не связанных с совершением преступления.

Приступая к производству неотложных следственных действий, исполняя поручения (указания) следователя, они стремятся обеспечить возможность установления истины по делу, способствуют всесторонности, полноте и объективности дальнейшего предварительного расследования. Осуществляя уголовно-процессуальную деятельность по делам, по которым предварительное расследование необязательно, органы дознания решают задачу предварительного (досудебного) собирания, закрепления, проверки и оценки доказательств обо всех обстоятельствах, перечисленных в ст. 73 УПК.

Дознаватель - это должностное лицо, которое одновременно является стороной обвинения и субъектом, осуществляющим уголовно-процессуальное правоприменение. Дознавателем с позиции уголовно-процессуального права является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные действия (после чего передавать уголовное дело руководителю следственного органа по подследственности), розыскные меры, дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в том числе дополнительное дознание.

Неверно мнение, что дознаватель также производит предварительное следствие. [7] При производстве предварительного следствия органу дознания может быть дано поручение о производстве следственного действия (п. 11 ч. 2 ст. 37, п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК). Но это поручение исполняет орган дознания, а не дознаватель.

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов Федеральной службы судебных приставов и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознавателями выступают аттестованные сотрудники государственных учреждений, уполномоченных на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). В этой связи он уполномочен:

1) самостоятельно в пределах  своей компетенции производить  следственные и иные процессуальные  действия, также принимать процессуальные  решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК  для этого требуются получение  согласия начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия  дознавателя, а в некоторых случаях  и органа дознания, прямо предусмотренные  УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, а также производить неотложные следственные действия по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Информация о работе Органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие