Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Файлы: 1 файл

Курсовая орд.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

Если общие возрастные критерии установлены законом и  определяются психической и физической способностью и возможностью лица к  сотрудничеству, то остальные критерии подбора конкретного лица будут  определяться той задачей, на решение  которой оно нацеливается оперативным  работником.

Как показывает практика, большая  часть внештатных сотрудников принадлежит  к мужскому полу, но разнообразие и  характер тактических задач, которые  им приходится выполнять в ходе подготовки или участия в оперативно-розыскных  мероприятиях, указывают на возможность  и необходимость привлечения  к этой работе женщин.

С.С. Малыгин пишет, что  одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью, к формам достижения этой цели оперативно-розыскной деятельности и личному участию в такой работе. Обязательно должны быть учтены уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки. Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Главное, чтобы они не привели их носителей к использованию своего участия в ОРД в преступных целях. В ходе сотрудничества, под влиянием оперативного работника, мотивация может измениться.

Относительно медицинского критерия следует сказать, что внештатным работником не может быть гражданин, состоящий на учете в медицинском  учреждении по поводу психического заболевания  либо наркомании, а также имеющий  ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при которых физические и психологические  нагрузки противопоказаны.

Под интеллектуальным уровнем  развития подразумевается соответствующий  уровень образованности, а также  способности к анализу, обобщениям и другие умственные возможности  индивида. Немаловажно и наличие  природной смекалки, которая, может  быть, не менее существенна, чем глубина  познания в какой-либо отрасли науки  и практики.

Учет профессионального  критерия предполагает оценку уровня готовности лица к выполнению обязанностей, т.е. его возможности без предварительной  дополнительной подготовки выполнять  отдельные правоохранительные действия, в т.ч. оперативно-розыскного характера. При таком подходе приоритетное положение среди кандидатов должны занимать бывшие работники милиции и прежде всего те из них, кто знаком с оперативной работой. Однако не следует думать, что занятие в прошлом ОРД автоматически дает право на сотрудничество с оперативными аппаратами ОВД.7

Отечественный и зарубежный опыт использования такого содействия определил следующие основные этапы  подбора и привлечения отдельных  лиц к сотрудничеству:

- подбор кандидата, пригодного  по своим возможностям для  решения конкретных оперативно-тактических  задач;

- проверка и изучение  кандидата (его личностных и  деловых способностей и возможностей);

- привлечение кандидата  к выполнению отдельных поручений  несложного характера при участии  оперативного сотрудника, преимущественно  профилактической направленности (например, участие в охране общественного  порядка);

- правовое закрепление  (оформление) внештатного сотрудничества;

- обучение некоторым приемам  выполнения поручений по решению  задач оперативно-розыскной деятельности;

- привлечение к подготовке  или осуществлению отдельных  оперативно-розыскных мероприятий  под руководством оперработника;

- самостоятельное выполнение  поручений по подготовке или  осуществлению оперативно-розыскных  мероприятий (под контролем оперработника).

В зависимости от конкретной ситуации установления сотрудничества, личных характеристик внештатных помощников, этап оформления сотрудничества может  следовать сразу за их проверкой  и изучением (т.е. приближен к начальной  фазе подбора и привлечения).

Результативность сотрудничества с внештатными помощниками, как  показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны  работников оперативных аппаратов  ОВД, которое содержит два основных компонента.

Первый: верная организация  деятельности внештатных сотрудников  предусматривает не только оптимальность  их расстановки по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для них необходимого режима работы. Здесь следует исходить не только из реальных возможностей и  личных способностей “внештатников” выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого времени.

В связи с этим основной формой организации работы конкретного  внештатного сотрудника по выполнению поручений оперативного работника  может стать одна из предложенных ниже форм:

1) индивидуальная, предусматривающая  самостоятельную деятельность по  выполнению поручений под контролем  оперативного работника;

2) групповая, когда внештатный  сотрудник действует в группе  с другими такими же сотрудниками, оказывая помощь в подготовке  либо осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий с участием или  под контролем сотрудника ОВД;

3) смешанная, при которой  внештатный работник осуществляет  оперативно-розыскные мероприятия  или иное действие вместе с  сотрудником оперативного аппарата.

Второй включает в себя планирование их работы (о чем уже  говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, контроль за правильностью и законностью  действий по выполнению поручений.

Поручение внештатному сотруднику, как правило, дает тот работник оперативного подразделения, за которым он закреплен  в связи с обслуживанием последним  оперативной зоны (территории), объекта  или линии деятельности. Сотрудник ОВД информирует внештатного помощника об элементах оперативной обстановки, которые могут помочь ему в выполнении поручения, инструктирует о способах и методах его выполнения, определяет линию поведения, формы непосредственной связи, а также взаимодействия с другими внештатными сотрудниками и работниками ОВД. В завершении инструктажа проверяется, как внештатный сотрудник понял поручение и уяснил способы достижения его выполнения.

В процессе инструктирования осуществляется и обучение внештатных помощников формам и методам работы по борьбе с преступностью. Однако оно  может проходить и во время  специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем либо другими наиболее подготовленными  сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями  учебных заведений.

При необходимости использования  в ходе выполнения поручений специальных  познаний к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний.

С учетом возможностей использования  различных форм обучения внештатных сотрудников такие занятия должны проходить по специальной программе, включающей общую, юридическую и  специальную подготовку.

В общую подготовку следует  включать изучение комплекса вопросов, связанных с психологией и  этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием медицинской помощи и  пр.

Юридическая подготовка должна предусматривать изучение основ  административного и уголовного права, уголовного процесса, организации  и тактики защиты личности, собственности, чести и достоинства граждан. Внештатные помощники должны иметь  четкое представление о содержании институтов необходимой обороны  и крайней необходимости. Их следует  научить составлять протоколы (акты) об административных правонарушениях, получать письменные объяснения от граждан.

Специальная подготовка включает изучение основ предупреждения, раскрытия  преступлений и розыска преступников, тактики сбора оперативно-значимой информации, распознания преступников по поведению и внешности, одежде и другим признакам, а также приемов  самообороны, задержания лиц, подозреваемых  в совершении преступлений.

Воспитательное воздействие  на внештатных сотрудников оказывается  в процессе общения с ними при  даче поручений, инструктажах о порядке  их выполнения, обучении, а также  при осуществлении контроля и  должно быть основано на неукоснительном  соблюдении законности, выполнении гражданского долга и взятых обязательств по участию  в борьбе с преступностью, сохранению в тайне сведений, ставших известными в процессе содействия подразделениям милиции, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность.

За оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.

Вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, требуют особого  внимания, т.к. впервые закреплены законодательно.8

Особенность правовых отношений  органов внутренних дел и лиц, взявших на себя обязанности по оказанию им помощи в осуществлении оперативно-розыскной  деятельности, обусловлена спецификой выполнения таких обязательств. Отношения  конфиденциального и иного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Таким образом, государство гарантирует  лицам, сотрудничающим с подразделениями, осуществляющими ОРД, социальную и  правовую защиту.

Это положение означает, что государство в лице ОВД  обязано неукоснительно выполнять  все предусмотренные Законом  об ОРД предписания, связанные с  обеспечением законных интересов лиц, содействующих указанным органам в борьбе с преступностью как на контрактной, так и на бесконтрактной основе.

При получении сведений о  возникновении реальных угроз жизни, здоровью, имуществу таких лиц, а  также членов их семей или близких  органы внутренних дел в лице их специальных оперативных подразделений  обязаны принять достаточные  меры по предотвращению противоправных действий. Если же такие действия уже  совершены, то предпринимаются меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального  и иного характера по установлению виновных и привлечению их к ответственности.

Сведения о лицах, конфиденциально  содействующих оперативным аппаратам  ОВД в борьбе с преступностью, отнесены законодательством к сведениям, составляющим государственную тайну. Поэтому материалы, содержащие данные о таких лицах, не могут быть представлены суду (судье), рассматривающему дело по жалобе граждан о нарушении их прав и свобод в ходе оперативно-розыскной  деятельности. Разглашение таких  сведений не допускается и при  использовании результатов ОРД. Они не могут также приобщаться  к открытым материалам оперативно-розыскного процесса и уголовным делам.9

Факт сотрудничества лица с органом, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, может быть предан гласности  только с письменного согласия такого лица либо в случае расследования  уголовного дела по преступлению, совершенному лицом при оказании конфиденциального  содействия. Но и тогда эти сведения могут быть отражены в материалах дела и использованы в установленном  законом порядке, ограничивающем круг лиц, осведомленных об участии такого лица в оперативно-розыскной деятельности, а дело должно рассматриваться в  закрытом судебном заседании.

Должностные лица ОВД вне  зависимости от того, непосредственно  ли они сотрудничают с лицами на негласной основе или только знают  об этом, обязаны обеспечить их конфиденциальность.

Поэтому сотрудникам оперативных  подразделений органов внутренних дел следует помнить, что в  случае нарушения правил конспирации  в ходе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой с участием лиц, оказывающих  им содействие на конфиденциальной основе, они подвергают последних особому  риску, а оперативное подразделение  утрачивает и эффективность своей  деятельности, и авторитет населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Необходимость содействия граждан  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, их непосредственного  нахождения в криминальной среде  обусловлена замкнутостью такой  среды, блокированием ею каналов  утечки информации о преступной деятельности, строгой внутригрупповой дисциплиной  и конспирацией действий преступников.

Благодаря негласной, конспиративной деятельности граждан в криминальной среде становится возможным получение  сведений о "противнике", достижение целей выявления, предотвращения и  раскрытия преступлений, документирования преступных действий. Без такого участия  и такой помощи населения немыслима  успешная борьба с преступностью.

Непременное условие содействия заключается в том, чтобы лица, проверку или разработку которых  осуществляют оперативные службы, по меньшей мере не знали их конфидентов. Это жизненно важно как с позиций  обеспечения безопасности последних, так и для исключения противодействия  им, а следовательно, и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Она напрямую зависит от того, что  о них не знает и не должен знать  широкий круг лиц, а тем более  объекты мероприятий. В этой связи  действия их субъектов предполагают применение преимущественно негласных  средств и методов работы с  использованием при подготовке и  проведении ОРМ конфиденциального  содействия отдельных частных лиц.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность