Сущность оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

С принятием указанного закона оперативно-розыскная деятельность стала легитимной. Впервые нормативные правовые акты высшей юридической силы открыто регламентировали во многом тайную (негласную) работу правоохранительных органов и спецслужб России. В относительно небольшом по объему законодательном акте (преамбула и 20 статей) были нормативно закреплены некоторые важные унифицированные положения (правила), определяющие содержание оперативно-розыскной работы всех государственных органов, наделенных правом на ее осуществление.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие оперативно-розыскной деятельности 5
2. ОРД как вид государственной деятельности 9
3. Формы осуществления ОРД 12
4. Субъекты оперативно-розыскной деятельности 14
5. Цели и задачи ОРД 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Сущность оперативно-розыскной деятельности.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Оперативно-розыскная  деятельность (далее - ОРД) как вид государственной деятельности является одним из наиболее эффективных средств борьбы с преступностью и имеет свое отраслевое нормативное правовое регулирование.

Оперативно-розыскная деятельность как вид деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями государственных органов, является неотъемлемым элементом системы государственных мер, направленных на противодействие преступности. Однако, в отличие от других видов правоохранительной деятельности (административной и уголовно-процессуальной), ОРД характеризуется значительно меньшей законодательной регламентацией и научной проработкой правовых проблем, возникающих в процессе ее осуществления.

Несомненно, это объясняется фактором секретности, в условиях которого ОРД развивалась как сугубо секретная наука, что, безусловно, не могло не сказаться как на методике и направлениях исследований, так и на формировании предмета науки в целом. Аналогично развивалось и правовое регулирование ОРД: весь процесс оперативно-розыскной работы регламентировался секретными ведомственными приказами и инструкциями. Фактически единственным публичным законодательным упоминанием об ОРД были ст. 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и ст. 118 УПК РСФСР, указывающие, что на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

В 1990 г. в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР были внесены дополнения, в соответствии с которыми органам дознания вменялось в обязанность «принятие необходимых оперативно-розыскных мер, в том числе с использованием видеозаписи, кинофотосъемки и звукозаписи, в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством». Так законодатель впервые попытался определить место оперативно-розыскной деятельности в системе уголовного судопроизводства1.

Знаковым событием в истории  оперативно-розыскной науки является принятие 13 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Именно с принятием данного многие авторы2 связывают возникновение оперативно-розыскного права в качестве самостоятельной отрасли права.

С принятием указанного закона оперативно-розыскная деятельность стала легитимной. Впервые нормативные правовые акты высшей юридической силы открыто регламентировали во многом тайную (негласную) работу правоохранительных органов и спецслужб России. В относительно небольшом по объему законодательном акте (преамбула и 20 статей) были нормативно закреплены некоторые важные унифицированные положения (правила), определяющие содержание оперативно-розыскной работы всех государственных органов, наделенных правом на ее осуществление. В нем были закреплены правовой статус оперативно-розыскной деятельности, ее содержание, задачи и принципы; сформулированы основные положения, устанавливающие правомерность, условия и пределы проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования их результатов в решении задач по борьбе с преступностью; установлены права и обязанности лиц, связанных с осуществлением ОРД, их социальная и правовая защита.

1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

 

Оперативно-розыскная  деятельность как самостоятельное  понятие впервые появилась в  нормативных актах и ведомственных  публикациях в конце 1950-х годов. Это удачное словосочетание быстро вошло в профессиональный язык сотрудников оперативных подразделений и стало общепринятым. По своему содержанию это понятие означает, что, во-первых, эта деятельность «оперативная», то есть незамедлительно реагирующая на объект направленности и осуществляемая специфическими средствами и методами, присущими только ей. Во-вторых, она (деятельность) носит розыскной, разведывательный характер, т.е. направлена на поиск, обнаружение неизвестных фактов и явлений.

Термин «ОРД» в юридической  литературе рассматривают в «узком» смысле слова, под которой понимают деятельность по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступление и без вести пропавших (такую деятельность иначе называют уголовным розыском или уголовно-розыскной деятельностью), и в «широком» смысле слова, под которой понимают деятельность, осуществляемую с целью обеспечения безопасности человека, общества и государства (иное название – сыскная государственная деятельность или государственный сыск)3. Государственный сыск включает в себя следующие традиционные виды сыскной деятельности: разведывательную, контрразведывательную и уголовно-розыскную. По своей сущности ОРД имеет разведывательно-поисковый характер, т.е. напрямую связана с проникновением в замыслы потенциальных виновных, в их среду с целью получения необходимых сведений о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях.

Легитимное определение рассматриваемого понятия содержится в ст. 1 федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон): «Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».

Это определение можно условно  разделить на ряд содержательных элементов, образующих в системной  совокупности довольно четкое определение  сущности ОРД4:

- это вид государственной деятельности;

- она осуществляется гласно  и негласно;

- ее субъектами являются оперативные  подразделения государственных  органов, исчерпывающий перечень которых закреплен Федеральным законом;

- ОРД осуществляется оперативными  подразделениями лишь в пределах  полномочий каждого из них;

- ОРД осуществляется посредством  проведения оперативно-розыскных  мероприятий, исчерпывающий перечень которых также приведен в Федеральном законе;

- ОРД осуществляется лишь для  защиты от преступных посягательств  на жизнь, здоровье, права и  свободы человека и гражданина, а также собственности и обеспечения безопасности общества и государства.

Для определения деятельности как оперативно-розыскной необходимо наличие совокупности всех предусмотренных Законом признаков. Отсутствие хотя бы одного из них не характеризует деятельность как оперативно-розыскную, а может свидетельствовать либо об ином виде деятельности, не запрещенном законом, либо о незаконных действиях, которые не имеют ничего общего с ОРД.

Гласное проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных мероприятий, аналогичных  оперативно-розыскным, не образует признаков оперативно-розыскной деятельности, а может рассматриваться как элемент детективной, административной или другой деятельности. Например, в своей деятельности участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД и других гласных служб органов внутренних дел гласно проводят такие мероприятия, как опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение и др.

Оперативно-розыскной  деятельностью не является частная  детективная (сыскная) деятельность, поскольку она обладает рядом существенных отличий, а именно: проводится физическими и юридическими лицами, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, т.е. несубъектами ОРД; осуществляется в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов, т.е. преследует иные цели, чем оперативно-розыскная деятельность; при занятии частной детективной деятельностью запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»).

В ходе частной детективной (сыскной) деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение; однако эти мероприятия проводятся в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в Законе об ОРД (ст. 5).

Осуществление действий, не предусмотренных Законом об ОРД, несубъектами такой деятельности, проведение оперативно-розыскных мероприятий с нарушением пределов полномочий, установленного порядка и (или) в целях, не предусмотренных законом, оперативно-розыскной деятельностью не является, а может образовывать признаки преступлений, например злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК), нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК), нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК) и др.

Под содержанием ОРД также понимается единство всех ее составных элементов, а именно целей, средств, результатов и самого процесса5.

Содержание ОРД раскрывается законодателем  через определение понятия этой деятельности с обозначением ее цели (ст. 1 Закона), посредством постановки задач (ст. 2), определения принципов (ст. 3), правовой основы (ст. 4), исчерпывающего перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6), оснований и условий их проведения (ст. 7 и ст. 8), регламентации прав и обязанностей субъектов этой деятельности (ст. 14 и ст. 15), использования результатов ОРД (ст. 11) и др.

Содержание оперативно-розыскной деятельности рассматривается во взаимосвязи субъекта и осуществляемых им действий с определенным противопоставлением его объектам ОРД. Оперативно-розыскная деятельность в известной мере носит характер «конфликта», несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель первых - решение ее задач, прежде всего выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их совершивших, цель вторых - избежать ответственности, уйти от правосудия. Поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов ОРМ, не определена их виновность, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

Законодатель четко определил  субъектов этой деятельности путем  их перечисления (ст. 13), а также предусмотрел их действия (деятельность), направленные на подготовку и проведение оперативно-розыскных мероприятий. Действия (деятельность) субъектов регламентирована как самим Законом, так и другими законодательными, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию субъектов, порядок их взаимодействия, детализирующими оперативно-розыскную деятельность, в том числе ее организацию и тактику.

2. ОРД как вид государственной деятельности

 

ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, которые определены и ограничены им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД.

Оперативно-розыскная деятельность носит четко определенный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего, тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРД направлена на добывание информации, выявление  скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц (ст. 2 Закона). В практическом отношении большинство экономических, коррупционных преступлений, фактов наркопреступности выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без использования возможностей оперативно-розыскной деятельности практически невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

На разведывательно-поисковый  характер ОРД указывают такие  ее принципы, как конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Закона); указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности (ст. 6); предоставленное ее субъектам право проведения оперативно-розыскных мероприятий при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (ст. 7); и др.

Информация о работе Сущность оперативно-розыскной деятельности