Независемость суда при отправлении правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть принцип независимости независимость суда при отправлении правосудия, его отражение в Конституции и Федеральных законах, его реализация при уголовном судопроизводстве.
Задачи работы – дать понятие и рассмотреть содержание принципа независимости, изучить его в различных стадиях уголовного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. НЕЗАВИСЕМОСТЬ СУДА ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ… 5
1.1 Понятие принципов правосудия …………………………………… 5
1.2 Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия………………………………………………………………… 12
2. ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ ПРИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………… 15
2.1 Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия ………………………………………………………………... 15
2.2 Процессуальные гарантии независимости судей при отправлении
Правосудия …………………………………………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………... 30

Файлы: 1 файл

гот курсраб 1.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Тайна совещательной  комнаты является необходимым условием для спокойного и делового обсуждения всех вопросов, связанных с принятием  решения по рассматриваемому делу. В связи с этим совещательная  комната должна быть изолирована как от зала суда, так и от других помещений. Если совещательная комната находится в кабинете судьи, разговор судей по телефону недопустим не только по вопросам связанным с данным делом, но и по любым другим вопросам, не относящимся к нему. Представляется, что телефон может быть использован только после подписания приговора для решения вопросов, непосредственно связанных с провозглашением приговора (извещение судебного распорядителя или секретаря судебного заседания об окончании совещания судей и предстоящем провозглашении приговора, вызов конвоя для взятия подсудимого под стражу и т.д.).

Тайна совещания судей  является одной из гарантий выполнения конституционного требования независимости  судей и подчинения их только закону. Она имеет важное значение для принятия судом решений по своему внутреннему убеждению, на основании материалов дела, которые исследовали в судебном заседании, и призвана служить исключению постороннего влияния на судей при вынесении приговора. Тайна совещательной комнаты позволяет судьям свободно выражать свое мнение по любому из рассматриваемых вопросов, отстаивать его, приводить аргументы для подтверждения, голосовать за то решение, которое судья считает правильным.

Требование закона о тайне совещания  судей обязательно и для самих судей. Они не вправе разглашать, кем из них и какие предложения вносились в ходе обсуждения вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора. О позиции, которую при этом занимал каждый судья, никто не должен знать.

В целях сохранения тайны совещания судей при постановлении приговора протокол не ведется. О результатах голосования не указывается и в самом приговоре. Нарушение этого требования признается разглашением тайны совещательной комнаты.

Удалившись в совещательную  комнату, судьи, по общему правилу, не должны покидать ее до момента провозглашения приговора. В тех же случаях, когда постановить приговор в течение одного дня невозможно из-за большого объема дела, с наступлением «ночного времени» суд вправе прервать заседание для отдыха.

Надо отметить, что нарушение тайны совещания судей является грубым нарушением уголовно-процессуального законодательства, влекущим за собой отмену приговора.

г) возможность судьи  свободно излагать свое мнение;

При коллегиальном слушании дела во всех судах (кроме суда присяжных) судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое мнение, которое приобщается к делу (ст.301 УПК РФ).

Для постановления приговора  судьи, как было сказано выше, удаляются в совещательную комнату, где под руководством председательствующего обсуждают и голосуют по вопросам, указанным в ст.299, 300, 301 УПК РФ, а также составляют приговор, в котором отражаются результаты совещания. Каждый вопрос ставится в такой форме, чтобы на него мог быть дан лишь утвердительный или отрицательный ответ. По каждому вопросу судьи совещаются. Все вопросы решаются простым большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержатся от голосования. Чтобы устранить влияние особого положения и, следовательно, мнения председательствующего на других судей, их независимость, закон обязывает его голосовать последним4.

Если судья при голосовании  по какому-либо вопросу остался в  меньшинстве, он не вправе отказаться от обсуждения и голосования при  постановлении следующих вопросов. Судья оставшийся в меньшинстве, может изложить свое особое мнение письменно, в виде отдельного документа. Особое мнение должно быть составлено в совещательной комнате. Судья оставшийся при особом мнении, не вправе в связи с этим отказываться от подписания приговора. Особое мнение приобщается к делу по сложившейся практике в запечатанном конверте. При провозглашении приговора особое мнение не объявляется. С особым мнением, приобщенным к делу, вправе знакомится судьи вышестоящих судов при рассмотрении дела в кассационном порядке; судьи вышестоящих судов при проверке законности и обоснованности приговора в порядке надзора, работники прокуратуры.

Судья оставшийся при  особом мнении, вправе сообщить об этом председателю данного или вышестоящего суда, тем самым, реализуя принцип независимости, с целью решения вопроса об опротестовании приговора в порядке надзора после вступления его в законную силу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

Принцип независимости судей при отправлении правосудия является гарантом правильности и своевременности рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а также прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых, уголовных или иных правоотношений.

Осознание судьями необходимости  свято блюсти закон при отправлении  правосудия в силу своего долга, принимать  по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве), решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Исполнение предписаний  этого принципа требует от судей  высоких профессиональных и морально-психологических  качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнять свой долг так, как повелевает закон и голос совести.

Принцип независимости  судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии, он необходим для создания правового государства.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный Конституционный Закон от 23.10.96г. «О судебной системе в РФ» (с изм.) // Собрание законодательства РФ №1,1997 г., ст.1.
  2. Уголовно – процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. N 174-ФЗ (с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 20.12.2001г. (с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Уголовный кодекс РФ от 24.05.96г. (с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. N 3132-1(с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Федеральный закон РФ от 20.04.95г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». (с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993г. N 4866-1 (с изм.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

 

Литература

  1. Бушмаков А. «Судейское сообщество претендует на власть» // Российская юстиция №8, 2007г.
  2. Быков В.М. Принципы делового процесса по Конституции РФ 1993г. // Российская газета №8, 2009г.
  3. Голубев Н., Крючкова Е., Трошин С. «Летопись суда присяжных (прецеденты и факты)» // Российская юстиция № 3, 2006г.
  4. Громов Н. «О независимости судей при возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам» // Российская юстиция №5, 2004г.
  5. Капшиников В. «Прокуроры – за независимость суда» // Российская юстиция № 2, 2006г.
  6. Полеев М.С., Савицкий В.М. Закон о статусе судей в РФ. Научно-практический комментарий – М.: Изд. БЕК, 2004г.
  7. Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2005. 590с.
  8. Савицкий В.М. Организация судебной власти в РФ: Учебное пособие – М.: Изд. БЕК, 2006г.
  9. Северин Ю.О. Независимость правосудия – проблема времени – Советское государство и право №9 2003г.
  10. Шихата И. «Теория и практика правовой и судебной реформы» // Российская юстиция №10, 2007г.
  11. Комментарий к Конституции РФ – М.: Изд. БЕК,2004г.
  12. Уголовный процесс: Учебник./ под ред. Гуценко К.Ф. - М.:ТЕИС,2006г.
  13. Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред. П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г.

 

1 Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 (с изм.) // Справочно правовая система «Консультант Плюс»

 

1 Федеральный Конституционный Закон от 23.10.96г. «О судебной системе в РФ» // Собрание законодательства РФ №1,1997 г., ст.1.

 

1 Уголовный процесс: Учебник./ под ред. Гуценко К.Ф. -  М.:ТЕИС,2006г.

 

1 Уголовный процесс: учебник для вузов./ Под ред.  П.А.Лукинской - М.; Юристъ,2005г.


Информация о работе Независемость суда при отправлении правосудия