Независемость суда при отправлении правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть принцип независимости независимость суда при отправлении правосудия, его отражение в Конституции и Федеральных законах, его реализация при уголовном судопроизводстве.
Задачи работы – дать понятие и рассмотреть содержание принципа независимости, изучить его в различных стадиях уголовного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. НЕЗАВИСЕМОСТЬ СУДА ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ… 5
1.1 Понятие принципов правосудия …………………………………… 5
1.2 Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия………………………………………………………………… 12
2. ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ ПРИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ …………………………………………………………… 15
2.1 Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия ………………………………………………………………... 15
2.2 Процессуальные гарантии независимости судей при отправлении
Правосудия …………………………………………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………... 30

Файлы: 1 файл

гот курсраб 1.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………     3

1. НЕЗАВИСЕМОСТЬ СУДА  ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ…   5

    1.1 Понятие принципов правосудия ……………………………………    5

    1.2 Содержание принципа независимости судей при отправлении правосудия…………………………………………………………………    12

2. ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА  НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ ПРИ ЕГО  РЕАЛИЗАЦИИ ……………………………………………………………    15

    2.1 Правовые гарантии независимости судей при отправлении правосудия ………………………………………………………………...    15

    2.2 Процессуальные гарантии независимости судей при отправлении      

      Правосудия ……………………………………………………………    20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………    29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………...    30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности должны соотносить свои поступки с правом. Но столкновения их интересов, различное понимание права неизбежны, что порождает правовые конфликты. Принятие законов представительными органами, исполнение этих законов исполнительной властью сами по себе не могут предотвратить такие конфликты и обеспечить неуклонное соблюдение права всеми его субъектами, т.е. обеспечить правопорядок. Эту задачу выполняют суды - независимое звено государственной власти, которое своими специфическими средствами и специальным аппаратом защищает права и свободы людей, утверждает законность и справедливость.

В Российской Федерации в основе построения государственного аппарата согласно Конституции РФ лежит доктрина разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть. Одним из важных принципов данной доктрины является принцип независимости судебной власти и ее носителей - судей.

Судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом (ч.3 ст.118 Конституции РФ). Если в системе федеральных органов власти четко выделяются все ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная, то в субъектах Федерации, как правило, действуют лишь законодательные и исполнительные органы.

Полномочия федеральных судов - это вопрос исключительного ведения Российской Федерации, подлежащий регулированию федеральными конституционными законами (п. «г» ст.71, ч.3 ст.128 Конституции), поэтому субъекты Федерации не вправе наделять федеральные суды какими-либо полномочиями по своему собственному усмотрению. А также ныне существующее законодательство просто не предоставляет федеральным судам полномочия по рассмотрению целых категорий споров, возникающих на уровне субъектов Российской Федерации. Эта ситуация способствовала принятию Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»1, который вступил в силу 1 января 1997 года. Этот Закон впервые на федеральном уровне предусматривает образование судов субъектов Российской Федерации – конституционных судов и должностей мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Закон о судебной системе, несомненно, стал важным шагом в направлении обеспечения полноценной реализации принципа разделения властей в регионах - достаточно отметить хотя бы то, что создана единая правовая база деятельности органов судебного конституционного контроля, которые прежде создавались субъектами Российской Федерации.

Цель работы – рассмотреть принцип независимости независимость суда при отправлении правосудия, его отражение в Конституции и Федеральных законах, его реализация при уголовном судопроизводстве.

Задачи работы – дать понятие и рассмотреть содержание принципа независимости, изучить его в различных стадиях уголовного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НЕЗАВИСЕМОСТЬ СУДА ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

 

1. 1 Понятие  принципов правосудия

 

В общем виде конституционные  принципы правосудия можно рассматривать  как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.

Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что:

- Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу;

- ее нормы имеют прямое действие на всей территории России;

- законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.

К системе конституционных  принципов есть основание отнести  принципы: законности; справедливости; осуществления правосудия только судом; независимости судей; равенства всех перед судом и законом; обеспечения права граждан на судебную защиту; обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту; национальный язык судопроизводства; состязательности сторон; участия граждан в осуществлении правосудия; открытого разбирательства дел (гласность (кроме тайных), устность (в зале судебного заседания всё проговаривается) и публичность (вне зависимости от гласности, решение судом оглашается публично); презумпции невиновности; законности и компетенции суда; соблюдения прав и свобод человека и гражданина; обязательности судебных решений;

Принцип законности.  

В   наши дни  законностью  принято  считать соблюдение и  исполнение

предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые  к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать  характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления  правосудия только судом.

В соответствии со ст.118 Конституции  РФ правосудие осуществляется только судом. Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе, где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК. В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и мировые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ. Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий

Принцип независимости  судей.

Сущность принципа независимости  судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся  в его производстве, только законам  и своему внутреннему убеждению.

Принцип равенства всех перед судом и законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед  законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение  раскрыто и конкретизировано. Его  сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип обеспечения  каждому права на обращение в  суд.

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения  права подозреваемого и обвиняемого  на защиту.

Обеспечение обвиняемому  и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства.

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском  языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа:

- Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке;

- Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК;

- Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой.

Принцип состязательности судопроизводства.

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении  правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким  образом, что функцию обвинения  осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан  в осуществлении правосудия.

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в  отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общей юрисдикции и в качестве арбитражных заседателей - в арбитражных судах. Присяжные заседатели - граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного  заседания.

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности.

"Каждый обвиняемый  в совершении преступления считается  невиновным, пока его виновность  не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". cт.49 п.1 Конституции РФ

Принцип обеспечения  законности, компетенции и беспристрастности  суда.

Кратко суть данного  принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

Информация о работе Независемость суда при отправлении правосудия