Меры процессуального принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 06:02, курсовая работа

Описание работы

Вся система российского уголовного процесса служит задаче успеш-ной борьбы с преступностью, но наряду с этим она является определенной системой гарантий прав и законных интересов участников процесса. Забо-та об осуществлении процессуальных гарантий, вытекающих из конститу-ционных положений о неприкосновенности личности и защите ее прав и свобод (ст. 17-25 Конституции РФ), в значительной степени возлагается на судебно-прокурорские и следственные органы. Именно эти органы в про-цессе расследования и рассмотрения уголовных дел призваны строжайшим образом охранять права обвиняемого и других лиц, которым эти права га¬рантируются законом.

Содержание работы

Введение
Понятие и классификация мер уголовно-процессуального принуждения.
Понятие, цели и основания применения мер пресечения.
Виды мер пресечения.
Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Действующее законодательство не предусматривает ответственности за несообщение поручителем о ненадлежащем поведении обвиняемого. Об уведомлении поручителем органов уголовного судопроизводства относительно явного или возможного ненадлежащего поведения обвиняемого можно говорить не как о юридической обязанности, а как о праве поручи-

теля по пресечению ненадлежащего  поведения, которым поручитель волен  воспользоваться или не воспользоваться. Никаких юридических санкций  за такое несообщение законодатель не устанавливает. Нет санкции, нет и ответственности. Что же касается денежного взыскания, то это санкции за не обеспечение личными поручителями надлежащего поведения обвиняемого и его явки по вызовам, но не за неуведомление об этих действиях или намерениях.

Нет в процессуальном законодательстве объяснения понятию "надлежащее поведение". Этим понятием по смыслу ст. 102 УПК охватывается выполнение обвиняемым всех процессуальных обязанностей, а именно:

1) не покидать постоянное  или временное место жительства  без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;

2) в назначенный срок  являться по вызовам дознавателя,  следователя, прокурора и в суд;

3) иным путем не  препятствовать производству по  уголовному делу.

Возможность ответственности  поручителей стимулирует принятие ими активных мер по оправданию своего обязательства в рамках отношений, регулируемых нормами права. В частности, способами выполнения обязанностей по поручительству служат непосредственное воздействие на обвиняемого методом убеждения, действиями нравственного характера; доставление лица в отделение внутренних дел при попытке к бегству. В отношении обвиняемого в случае его попытки уклониться от следствия и суда указанная мера может быть изменена на более строгую.

Таким образом, при личном поручительстве принуждение обращено не только к обвиняемому, но и к его поручителям в плане возложения на них обязанностей по контролю над поведением лица, в отношении которого они добровольно выступают поручителями.

Несмотря на очевидные  положительные моменты возможного благотворного влияния со стороны поручителей на поведение обвиняемого, на сегодняшний день практика правоохранительных органов складывается таким образом, что данная мера пресечения применяется крайне редко.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК) по своей правовой природе, в сущности, представляет специфическую разновидность поручительства. Только в данном случае обязанности поручителя принимает на себя командование воинской части, в которой проходит службу обвиняемый (подозреваемый).

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым  или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить его надлежащее поведение (п. 2 и 3 ст. 102 УПК).

Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого).

Постановление об избрании данной меры пресечения направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

В случае совершения, обвиняемым (подозреваемым) действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший данную меру пресечения.

Применяется эта мера пресечения для обеспечения в основном своевременной явки подозреваемого или обвиняемого по вызовам органа, избравшего данную меру пресечения. Основания и порядок применения этой меры регламентируются не только уголовно-процессуальным законодательством, но и ведомственными нормативными актами по линии Министерства обороны РФ и других военных ведомств.

Подвергнутый данной мере пресечения военнослужащий лишается права ношения оружия, постоянно пребывает под наблюдением суточного наряда либо своего непосредственного начальника (командира части, подразделения), не направляется на работу вне расположения воинской части, не назначается в караулы и другие ответственные наряды. Эти ограничения имеют воспитательный характер и постоянно напоминают военнослужащему о том, что он, совершив преступление, тем самым нарушил выполнение воинского долга и поэтому поставлен в специальные условия.

Наблюдением командования воинской части за обвиняемым обеспечивается как его своевременная явка, так и надлежащее поведение и не только в смысле соответствующих гарантий его не уклонения от следствия и суда, но и в смысле подчинения определенному режиму, связанному с некоторыми ограничениями13.

При нарушении обвиняемым (подозреваемым)меры пресечения, если материалами уголовного дела будет доказано, что соответствующие должностные лица командования не обеспечили надлежащего наблюдения за военнослужащим, к данным должностным лицам решением суда может быть применена мера процессуального принуждения в виде денежного взыскания (ст. 117 УПК).

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК) состоит в обеспечении  его надлежащего поведения (ст. 102 УПК) родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.

При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет вышеуказанным лицам существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания, предусмотренные ч.4 ст. 103 УПК.

По своей юридической  природе, значению и условиям применения эта мера аналогична личному поручительству. Отдача под присмотр администрации специализированного детского учреждения может быть применена согласно ст. 105 УПК РФ к несовершеннолетним, воспитывающимся в этих учреждениях. К числу таких учреждений, как полагают некоторые авторы, могут относиться интернаты и детские дома14. В УПК нет разъяснения понятию "специализированное детское учреждение". Из-за отсутствия такого разъяснения могут возникнуть спорные вопросы при применении этой меры к несовершеннолетнему. Следователь, дознаватель или суд, отдавая несовершеннолетнего обвиняемого под присмотр одного из вышеуказанных учреждений, не решает вопрос о помещении его в данное учреждение, поскольку он уже там пребывает.

В отличие от других видов  поручительства, отдача под присмотр администрации специализированного детского учреждения возможна и без согласия самой администрации этого учреждения. Представители администрации специализированных детских учреждений являются должностными лицами и могут (в зависимости от характера нарушения принятого обязательства и последствий) нести дисциплинарную или уголовную ответственность. Кроме того, на них может быть наложено денежное взыскание в соответствии с ч.4 ст. 103 УПК. При осуществлении надзора за несовершеннолетним обвиняемым администрация детского учреждения вправе принимать необходимые меры, не противоречащие внутреннему распорядку (поручение кому-либо из воспитателей повседневно наблюдать за подростком, ограничение выхода из расположения учреждения и встреч с посторонними лицами и др.). Данную меру пресечения следует признать одной из наиболее эффективных. Поручителями несовершеннолетних могут выступать не только родители и указанные выше лица, но и другие заслуживающие доверия граждане. Это обстоятельство является очень важным, так как жизнь показывает, что несовершеннолетний человек, вставший на путь совершения преступлений, нередко выходит из-под контроля родителей, а авторитетом у него начинают пользоваться другие лица с отрицательной направленностью. В то же время мир подростка не может складываться лишь из одних негативных восприятий окружающей действительности и в данном случае поручителями могут выступать педагоги профессиональных училищ, участники Великой Отечественной и других войн, ветераны труда, а также другие лица, положительно воспитывающие своих детей и способные оказать на оступившегося подростка благотворное влияние, предотвратить его уклонение от предварительного следствия и суда и предостеречь его от совершения других ошибок и правонарушений.

В системе мер пресечения залог относится к категории одной из наиболее строгих процессуально-принудительных мер, способных обеспечить надлежащее поведение обвиняемого.

При его применении ущемляется право собственника распоряжаться  своим имуществом и ограничивается свобода обвиняемого (подозреваемого) путем угрозы ему личными или принадлежащими залогодателю потерями, поскольку внесенные в депозит суда либо другого правоохранительного органа деньги или иные ценности могут быть обращены в доход государства (ст.106 УПК). Возможности залога в обеспечении надлежащего поведения обвиняемого заключаются не только в материальной заинтересованности залогодателя в сохранности денежной суммы, но и в чувстве морального долга обвиняемого (подозреваемого) перед залогодателем.

Залог состоит во внесении обвиняемым (подозреваемым) либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки обвиняемого (подозреваемого) к следователю, прокурору или в суд, а также предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности обвиняемого (подозреваемого), и имущественного положения залогодателя.

Залог в качестве меры пресечения может быть избран судом, прокурором, а также следователем с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то обвиняемый (подозреваемый) остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся обвиняемым (подозреваемым), то ему разъясняются существо обвинения (подозрения), в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или  нарушения обвиняемым (подозреваемым) обязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 УПК.

В остальных случаях  суд при вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении залога залогодателю. При прекращении уголовного дела прокурором, следователем, дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается в постановлении о прекращении уголовного дела.

Заключение под стражу (арест) является самой надежной в  плане обеспечения надлежащего  поведения обвиняемого мерой  пресечения. Такая возможность кроется в се сущности. Подозреваемый или обвиняемый изолируются от общества и помещаются в специально охраняемое помещение, каковым является следственный изолятор органов внутренних дел, и тем самым лишаются физической возможности скрыться от следствия и суда. Эта мера является самой эффективной: обвиняемый находится в руках органа, ведущего уголовный процесс, и по каждому требованию может быть доставлен к следователю, дознавателю или в суд.

Но при оценке "полезности" для общества той или иной меры уголовно-процессуального пресечения нельзя не учитывать и присущие ей негативные стороны. По отношению к аресту это выражается в том, что его применение, во-первых, сопряжено со стеснением самого высшего блага человека - его свободы, да к тому же в условиях, когда виновность лица, подвергнутого столь строгой мере пресечения, в предусмотренном законом порядке приговором суда еще не установлена; во-вторых, лишает подозреваемого или обвиняемого возможности пользоваться такими социальными благами, как право на труд, отдых, образование и др.; в-третьих, сопряжено с причинением вреда здоровью, учитывая перегруженность следственных изоляторов; в-четвертых, влечет моральные страдания, вызванные изоляцией обвиняемого от семьи и коллектива, где он раньше учился или работал.

Любая мера пресечения может быть отменена, когда в ней отпадает необходимость, или изменена на более строгую или более мягкую.

Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость. Мера пресечения изменяется на другую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Имеются в виду обстоятельства, определяющие основания и условия применения мер пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК. Отмена, а равно изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо определением суда.

Если мера пресечения была избрана в ходе досудебного  производства прокурором, а также следователем, дознавателем по его письменному указанию, то она может быть отменена или изменена только с согласия прокурора. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итого деятельности по применению мер уголовно-процессуального  принуждения, следует отметить, что  преступление  - это нарушение  общественного порядка, обеспечить  и восстановить  который государственная  власть считает своим долгом  и исключительным правом.

Информация о работе Меры процессуального принуждения