Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:45, дипломная работа

Описание работы

Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие. В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Предметом исследования являются: конституционные и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков. Целью дипломной работы является раскрытие сущности конституционных и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5
1.1 Понятие массовых беспорядков 5
1.2 Характеристика состава массовых беспорядков 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека 19
2.2 Задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время мероприятий 25
2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел 27
3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

665..docx

— 95.04 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел

 

Эффективность управленческой деятельности органов внутренних дел можно обеспечить лишь на основе строго определенных, научно обоснованных, взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов, представляющих исходные правила, требования, нормы деятельности по упорядочению всей системы управления. Руководствуясь ими, субъекты управления обеспечивают необходимую интеграцию отдельных видов управленческой деятельности во всех элементах (подразделениях системы), их взаимную согласованность и общую направленность на реализацию поставленных целей.

В практической деятельности невозможно принципы управления рассматривать изолированно от принципов деятельности структурного построения органов внутренних дел. Более того, отдавая предпочтение только принципам управления и не учитывая принципов построения структур управления и принципов деятельности, нельзя детально проанализировать не только систему управления органами внутренних дел при массовых беспорядках, но и дать полную характеристику самих принципов управления.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть в общем виде принципы деятельности органов внутренних дел и принципы построения систем управления, а затем исследовать принципы управления ими при массовых беспорядках [2, c. 216].

К общим принципам относятся и принципы научности управления, политического нейтралитета, взаимодействия с населением, общественными организациями и трудовыми коллективами. На практике они используются комплексно, во взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность.

Принцип законности характеризует правовую действительность, практическое выполнение норм права работниками органов внутренних дел. В данном принципе проявляются некоторые особенности правоохранительной деятельности. Должен действовать такой порядок, при котором работники правоохранительных служб не могут не соблюдать нормативные предписания. Другим важным обстоятельством является обязательность особого режима деятельности органов внутренних дел, наличие ответственности за нарушение установленных норм права. Реализация этого принципа начинается с определения целей и задач полиции с точки зрения конкретных мероприятий и способов действия. С этой позиции должны оцениваться типовые планы (сигналы оповещения), конкретные распоряжения руководителей.

Рассматриваемый принцип наиболее важен, поскольку его невыполнение влечет тяжелые последствия как для граждан, так и для самих сотрудников органов внутренних дел, провоцирует дальнейшее развитие конфликтов, порождает недоверие к правоохранительным органам, побуждает людей на применение иных, часто противоправных способов действия.

Не менее важен в деятельности органов внутренних дел принцип гуманизма. Он отражает отношение правоохранительных органов не только к тем, кто оказался невольным участником массовых беспорядков, но и к лицам, умышленно нарушившим закон. Главное назначение данного принципа —   в обеспечении заботы и необходимой правовой защищенности людей, обеспечении учета их социальной принадлежности, возраста, пола, состояния здоровья и т.д. Применение этого принципа укрепляет авторитет работников полиции.

Принцип уважения прав человека тесно связан с принципом гуманизма. Вместе с тем между ними имеются и различия. Формула «права человека» вбирает в себя не только гуманистический, нравственный и международно-правовой аспекты. Не менее важной является его социальная и юридическая природа. Ключевым моментом, характеризующим эту природу, является признание тех или иных действий работников правоохранительных органов, в определенной мере нарушающих права человека, законными, оправданными и необходимыми в данной экстремальной ситуации. Они, впрочем, как и гражданские лица, должны ясно себе представлять границы своих действий и ответственность в случае нарушения этих границ. Гарантией соблюдения прав человека в этом случае являются право граждан на обжалование в суд действий работников полиции, деятельность органов контроля за правоохранительными органами.

В экстремальных условиях, и в частности при массовых беспорядках, роль принципа гласности возрастает, причем как на стадии их предупреждения, так и пресечения. Объективность в правдивом освещении событий предупреждает слухи. Гласность деятельности органов внутренних дел — принцип, защищающий их от проявлений вседозволенности и безнаказанности, самообмана мнимыми успехами. Рассматриваемый принцип выступает как обратная связь между объектом и субъектом управления, между правоохранительными органами и населением.

В качестве инструмента реализации принципа гласности выступают средства массовой информации. Практика показывает, что в случаях необъективной оценки различных фактов и событий, их сокрытия или прямой фальсификации наступают негативные последствия. Широкое же использование принципа гласности позволяет органам внутренних дел укреплять взаимодействие с населением и трудовыми коллективами. Такое взаимодействие полезно и для укрепления обратной связи органов внутренних дел с населением.

Принцип научной обоснованности принимаемых решений предусматривает учет не только объективных закономерностей развития процесса нарастания напряженности в условиях массовых беспорядков, но и реальных возможностей органов внутренних дел повлиять на развитие этого процесса, используя соответствующие данные о практической деятельности органов внутренних дел.

С его помощью осуществляется реформирование самих органов внутренних дел, решение многих проблем управления этими органами становится на прочную научную базу, приобретает исследовательский характер, опирается на широкие знания и использование научных достижений многих отраслей науки [1, c. 68].

Не менее важно соблюдение органами внутренних дел принципа политического нейтралитета.

Сотрудники органов внутренних дел обязаны уважать и защищать человеческое достоинство и поддерживать и защищать права человека по отношению ко всем лицам, независимо от их политической ориентации.

Практика показывает, что органам внутренних дел приходится сталкиваться с хорошо организованными и вооруженными участниками массовых беспорядков, стоящими на определенных политических платформах и учитывающих деполитизацию правоохранительных органов. Если к этому добавить довольно жесткий информационный прессинг экстремистских организаций, искажающих суть и причины происходящих событий, дезинформацию, то можно представить, в каком трудном положении оказываются сотрудники органов внутренних дел в наиболее ответственные моменты.

К принципам построения систем управления можно отнести линейный, функциональный, смешанный и программно-целевой (принцип построения организационных структур). В практической деятельности органов внутренних дел наиболее широко применяется смешанный, поскольку он в определенной мере лишен тех недостатков, которые присущи другим.

Рассматривая принципы управления органами внутренних дел, используемые при массовых беспорядках, целесообразно разделить принципы и закономерности.

Закономерности носят более общий характер, а принципы применимы к какой-либо деятельности и формулируются на основе закономерностей, они являются следствием этих закономерностей.

Рассматривая принципы управления органами внутренних дел, используемые при массовых беспорядках, надо иметь в виду, что особые условия, в которых приходится действовать органам внутренних дел, накладывают определенный отпечаток как на субъекты управления, так и на принимаемые ими решения. Принципы определяют, наряду с учетом особенностей, целей, задач и функций, основное содержание и специфику любой деятельности по управлению силами и средствами при массовых беспорядках. Наиболее приемлема концепция, раскрывающая суть принципов управления:

1. Необходимо выделить общие принципы управления, т.е. те, которые оказывают влияние на весь процесс управления органами внутренних дел и являются для него основополагающими, базовыми.

2. Следует иметь в виду, что существуют специальные принципы управления, которые определяют деятельность полиции при массовых беспорядках и являются наиболее значимыми [14, c. 36].

К общим принципам управления относятся оперативность и маневренность, непрерывность и цикличность, планомерность и целенаправленность, результативность, единоначалие и инициатива, комплексность и системность. К специальным принципам — достаточность действий основного звена, гибкость управления, единство и взаимосвязь информации.

Принципы оперативности и маневренности, при всей их важности для деятельности органов внутренних дел в обычных условиях, приобретают исключительность при массовых беспорядках. Благодаря им обеспечиваются своевременность реагирования на происходящие события, упреждающее воздействие на обстановку, эффективность управления силами и средствами в условиях дефицита времени. Это основополагающие принципы управления, создающие предпосылки и обеспечивающие выполнение других принципов в условиях разрастающихся беспорядков, интенсивности и скоротечности событий.

Принципы непрерывности и цикличности управления предполагают:

1)  постоянное управленческое  воздействие на объект управления  во время всего периода массовых беспорядков;

2)   учет циклов, охватывающих  весь процесс управления, — от  определения целей, задач и до  анализа достигнутых результатов.

Цель управления определяет не только затраты, но и способы и характер действий. Именно цель является мерилом качества управленческой работы, тем объединяющим началом, относительно которого реализуются функции, осуществляется взаимодействие всех элементов системы, оценивается их роль в процессе всей деятельности.

Достижение цели во многом осуществляются с помощью планирования. Оно обеспечивает пропорциональное участие в процессе управления всех его субъектов, способствует достижению оптимального баланса как демократических, так и властных форм управления. Целенаправленность и планомерность обеспечивают в значительной мере реализацию других принципов в условиях массовых беспорядков.

Принципы планомерности и целенаправленности подчиняют управленческую деятельность реализации четко обусловленных и реально достижимых целей и задач, характер которых определяется степенью общественной опасности. Многообразие и сложность мероприятий, составляющих содержание управленческой деятельности и требующих применения большого количества разнообразных по правомочиям сил и средств, предопределяют необходимость построения управления на строго плановых началах. Этот принцип пронизывает все управление в целом — от высшего уровня руководства до последних ступеней, т.е. до решения конкретных, частных задач.

Рассматривая эффективность как одну из характеристик управления при массовых беспорядках, необходимо соотнести ее с понятием результативности. Эффективность управления определяется конкретной деятельностью, возможностью достижения целей и средствами, применяемыми для этого.

Принцип результативности предполагает обязательность достижения намеченных целей и определяет оптимальность и эффективность управления.

Повышение эффективности управления при массовых беспорядках зависит от:

1)  наличия обоснованного  и четко сформулированного плана  действий, в котором конкретно  обозначены цели и способы  действия, правовые границы, материально-техническое обеспечение и т.д.;

2)   от непосредственной  реализации планируемых мероприятий, т.е. оптимального управления силами  и средствами, гарантирующими достижение  целей при любом изменении  обстановки. Эффективность, высокое  качество деятельности — это  важнейшие составляющие характеристики  управления силами и средствами в экстремальных условиях.

Инициатива, как принцип управления органами внутренних дел, включает в себя коллективность обсуждения принимаемых решений, возможность проявления нестандартных, неординарных действий, что, безусловно, повышает эффективность управления. Единоначалие, как один из основополагающих принципов управления в экстремальных условиях, непосредственно связано с личной ответственностью руководителя за результаты принимаемых решений и предполагает широкое ис­пользование его властных полномочий как основного субъекта управления в указанной обстановке [26, c. 29].

Принципы комплексности и системности управления предполагают решение поставленных перед органами внутренних дел задач с учетом совокупности различных факторов и особенностей объектов и субъектов управления, условий, в которых приходится им действовать. Управление требует:

1)  действия на единой  основе (системный принцип) сил и  средств, участвующих в предупреждении  и пресечении массовых беспорядков. Это не обычная координация, например, на основе согласования планов, а связь планов в единую  целевую программу, в которой  они выступают как тесно взаимосвязанные  и взаимозависимые элементы, обеспечивающие  единство действий всех подразделений;

2)  подробного анализа (комплексный принцип) экономической, социальной, политической, психологической обстановки, сложившейся в регионе конфликта. При выработке управленческого решения требуется учет местных факторов, таких как отношение населения к конфликту, к правоохранительным органам, место действия (плотность населения, территория) и т.д.

Игнорирование принципов комплексности и системности или неумение их использовать на практике не позволяет достигать поставленных целей либо позволяет достигать их частично, с большими затратами сил и средств.

Цели управления определяют выбор способов их достижения. Принцип достаточности действий предполагает не только чисто экономические расчеты затрат, немаловажное значение имеют также нравственный и политический аспекты. Соотношение затрат и результатов определяет эффективность управления — добиться намеченных целей с наименьшими затратами.

Информация о работе Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков