Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:45, дипломная работа

Описание работы

Деятельность правоохранительных органов в условиях массовых беспорядков сталкивается с целым комплексом проблем, к числу которых относятся: политико-правовые, уголовно-правовые, процессуальные, криминалистические, кадровые, технические, морально-психологические и другие. В данном случае объектом исследования выступает деятельность органов внутренних дел в условиях массовых беспорядков. Предметом исследования являются: конституционные и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков. Целью дипломной работы является раскрытие сущности конституционных и международно-правовые основы деятельности сотрудников ОВД в условиях массовых беспорядков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 5
1.1 Понятие массовых беспорядков 5
1.2 Характеристика состава массовых беспорядков 12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ 19
2.1 Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека 19
2.2 Задачи органов внутренних дел и особенности охраны во время мероприятий 25
2.3 Принципы управленческой деятельности органов внутренних дел 27
3 ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Файлы: 1 файл

665..docx

— 95.04 Кб (Скачать файл)

6. По числу участников:

а) до 100 чел,

б) до 1000 чел,

в) до 10000 чел,

г) более 10000 чел.

Массовые беспорядки в той или иной форме возможны в любом обществе, независимо от его политического устройства. Более того, это одна из форм проявления отношения определенных групп людей к этому обществу, следовательно, причины массовых беспорядков как социально - политического явления надо искать в основах самого общества, государственного устройства, экономическом положении, взаимоотношениях различных этнических групп и слоев населения [15, c. 216].

Анализ понятия «массовые беспорядки» включает определение таких составляющих его понятий, как «массовый», т.е. совершаемый большим количеством людей, проявляющийся не в единичных случаях, являющийся не единичным и слова «беспорядок» - отсутствие, нарушение порядка.

С социологических позиций массовые беспорядки - это организованное группой лиц или отдельным лицом действие (совокупность действий) с участием толпы, направленное на нарушение общественного порядка и общественной безопасности, нарушение национального и расового равноправия, совершаемые с целью дестабилизации обстановки и выселения неугодных определенным кругам этнических групп из мест постоянного проживания.

 

1.2 Характеристика состава массовых беспорядков

 

Объектом преступления обычно в уголовном праве признавали и признают общественные отношения. Общественные отношения - это социальная связь между людьми, между людьми и различного рода организациями, между людьми и государством, между организациями и государством.

Определение объекта массовых беспорядков имеет важное теоретическое и практическое значение. Без знания родового и непосредственного объекта посягательства невозможно раскрыть социально-политическую природу массовых беспорядков как специфического негативного явления общественной жизни, определить степень общественной опасности преступления и место уголовно-правовых средств в борьбе с этим видом преступлений. Правильное, четкое определение объекта массовых беспорядков оказывает серьезное влияние на квалификацию данного деяния [20, c. 43].

Общественная опасность массовых беспорядков заключается прежде всего в том, что они способны парализовать деятельность органов государственной власти и управления, привести к масштабным нарушениям общественного порядка, поставить под угрозу общественную безопасность, причинить вред жизни и здоровью граждан, собственности и другим охраняемым уголовным законом интересам.

Массовые беспорядки всегда понимались не как групповые действия, а как посягательство бесчинствующей толпы на общественную безопасность и деятельность государственных органов. Именно в массовых беспорядках неорганизованной массы людей (толпы), участники которой не имеют предварительного сговора, заранее разработанного плана, содержится отличительный признак данного преступления. При этом уголовный закон связывает действия толпы (насилие над личностью, совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества, оказание вооруженного сопротивления представителям власти) с деятельностью конкретных лиц в этой толпе, которые руководят такими действиями, пытаются направить их разрушительное воздействие на жизненно важные интересы общества.

Таким образом, объект как элемент преступления представляет собой охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате совершения общественно опасного деяния причинен вред либо создана угроза причинения вреда В качестве дополнительных объектов можно отметить общественную и личную собственность, здоровье граждан и представителей власти. Не могут рассматриваться как объект преступления вещи, деньги и другие предметы материального мира

Объективная сторона преступления – это внешний (физический) акт общественно опасного поведения человека, который причинил либо создал угрозу причинения вреда объекту преступления. Признаками, характеризующими объективную сторону преступления являются общественно опасное деяние (действие или бездействие), последствия, причинная связь между ними, время, место, орудия, средства, способ, обстановка и другие обстоятельства совершения преступления [13, c. 85].

Объективная сторона состава преступления, предусматривающего ответственность за массовые беспорядки, проявляется в форме преступной деятельности, а именно:

- в организации массовых  беспорядков (ч. 1 ст. 293 УК РБ);

- в участии в массовых  беспорядках (ч. 2 ст. 293 УК РБ).

- в обучение или иной подготовке лиц для участия в массовых беспорядках, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (ч. 3 ст. 293 УК).

Из приведенного перечня противоправных действий видно, что массовые беспорядки представляют собой сложный состав преступления, так как в него входят несколько самостоятельных составов преступления.

Анализ показал, что в ходе массовых беспорядков совершается более 20 видов преступлений, которые квалифицируются по совокупности со статьей, предусматривающей ответственность за массовые беспорядки, либо самостоятельно по соответствующей статье уголовного кодекса (сопротивление представителям власти, хулиганство и др.).

Под организацией массовых беспорядков, помимо непосредственного руководства такого рода действиями в процессе их совершения, следует понимать также всякого рода организационную деятельность: созыв людей в толпу тем или иным образом; подстрекательство толпы к насилию, погромам, поджогам и т.п. путем распространения провокационных, клеветнических измышлений; разработку плана предполагаемых преступных акций; снабжение людей оружием, другими орудиями и средствами (например, бутылками с зажигательной смесью). Как показывает практика, выявление и привлечение к ответственности организаторов массовых беспорядков довольно часто представляет значительные сложности, нередко организаторы даже не появляются в местах совершаемых противоправных действий [3, c. 364].

Способы осуществления организационных действий могут быть самыми разнообразными: обращение к толпе с призывами к совершению погромов, вовлечение других лиц в совершение намеченных действий, распространение воззваний, петиций (например, к освобождению заключенных, уничтожению официальной документации) и т.д.

Ответственности за участие в массовых беспорядках подлежат лица, участвующие в насилии над гражданами, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применяющие огнестрельное оружие, взрывчатые вещества или взрывные устройства, оказывающие вооруженное сопротивление представителям власти.

Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 г. № 173-З (ред. от 31.12.2006) «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь» расширил сферу уголовной ответственности посредством включения в ст. 293 "Массовые беспорядки" части третьей, в которой предусматривается ответственность за обучение или иную подготовку лиц для участия в массовых беспорядках, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности (наказание ввиде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет).

Таким образом, «организация» массовых беспорядков может состоять из трех действий конкретного субъекта:

1. Совершения определенной  совокупности организационно-подготовительных  действий.

2. «Организация» как конкретная  деятельность лица, находящегося  в толпе и взявшего на себя  руководство ею.

3. Обучение или иная  подготовка лиц для участия  в массовых беспорядках, а равно  финансирование или иное материальное  обеспечение такой деятельности.

Преступление считается оконченным с момента осуществления организационной деятельности, которая привела к массовым беспорядкам.

Участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 293 УК) означает непосредственное совершение деяний, исчерпывающий перечень которых приведен в части 1 статьи 293 УК.

Насилие над личностью в ходе массовых беспорядков представляет собой причинение телесных повреждений различной степени тяжести либо нанесение побоев или истязание. Если участник массовых беспорядков совершает убийство (ст. 139 УК) либо иное, более тяжкое, чем участие в массовых беспорядках, преступление, то его действия квалифицируются по совокупности преступлений.

Под погромами понимаются разграбление, уничтожение или повреждение имущества, сопровождающиеся насилием над личностью.

Своеобразным способом посягательства при массовых беспорядках является поджог, который также может привести к уничтожению имущества.

Оказание вооруженного сопротивления представителям власти означает активное противодействие представителям власти с применением огнестрельного, холодного или иного оружия либо других средств, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений.

Субъективная сторона преступления представляет собой внутреннюю (психическую) деятельность лица, непосредственно связанную с совершенным общественно опасным деянием.

При рассмотрении субъективной стороны массовых беспорядков и ответственности конкретных участников толпы следует учитывать свободу воли и избирательности поведения конкретного лица [5, c. 162].

При установлении субъективной стороны преступления, охватываемого понятием "массовые беспорядки", надо исходить из того факта, что если у индивида отсутствовала свобода выбора способа поведения и он не был в состоянии руководить своими действиями, то нет и основания для уголовной ответственности. Вместе с тем отрицание способности находящегося в толпе человека контролировать и варьировать свои поступки приводит к заключению о неизбежной предопределенности противоправного поведения индивида, оказавшегося в агрессивно настроенной массе людей, и как следствие - к признанию уменьшенной его ответственности.

Безусловно, виновным будет такое поведение человека, находившегося в толпе, когда при наличии альтернативных вариантов поведения он все же участвовал в совершении погромов, разрушений. Однако внешняя среда (обстановка), объективные обстоятельства в различной степени и с неоднозначной интенсивностью детерминируют его действия, поскольку здесь многое зависит от индивидуальных свойств личности данного человека.

Анализ мотивации участия в массовых беспорядках показывает, что агрессивно настроенная толпа обычно возникает на базе отрицательных эмоций части населения, недовольной определенными условиями жизни. Состояние недовольства содержит в себе возможность трансформации его в ненависть, агрессивность. Это доминирующее чувство и определяет в ряде случаев характер поведения толпы.

В то же время как организация массовых беспорядков, участие в них, так обучение (подготовка) лиц для участия в массовых беспорядках, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности характеризуются виной в виде прямого умысла. Отношение к последствиям насилия над личностью, погромов, поджогов и т.п. может характеризоваться и косвенным умыслом.

В теории уголовного права под субъектом преступления понимается лицо, совершившее общественно опасное деяние, ответственность за которое установлена уголовным законом, и способное нести за него уголовную ответственность. Субъектом преступления не может быть юридическое лицо, т.е. предприятие, учреждение, организация [8, c. 103].

Любой субъект преступления должен обладать тремя признаками, отсутствие которых исключает наличие в деянии состава преступления:

1) физическое лицо, т.е. принадлежать  к человеческому роду;

2) вменяемость;

3) достижение возраста, установленного  уголовным законом.

При рассмотрении субъекта преступления массовых беспорядков, на мой взгляд, следует говорить о лице, обладающем общими признаками субъекта и дополнительно характеризующемся той ролью, которую он выполняет при подготовке или совершении этого преступления.

Первым общим признаком субъекта массовых беспорядков является то, что им должно быть физическое лицо.

Вторым общим признаком, которым должен обладать субъект массовых беспорядков, является вменяемость. Под вменяемостью в теории уголовного права понимают такое состояние психики, при котором человек способен осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Третьим общим признаком субъекта массовых беспорядков является установление уголовным законом возраста привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 УК Республики Беларусь «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». Кроме того, следует отметить, что лица, не достигшие этого возраста, могут нести ответственность за отдельные деяния, совершенные в ходе массовых беспорядков (названные в части 2 статьи 27 УК) с 14-летнего возраста.В общем субъектом преступления по ст. 293 УК является лицо, достигшее 16-летнего возраста [10, c. 135].

Несмотря на относительно редкие случаи массовых беспорядков в нашей стране, общественная опасность данного преступления очень велика: в результате действий не поддающейся контролю массы (толпы) людей создается напряженная обстановка в определенном регионе (районе, области), уничтожается и повреждается имущество, создается угроза для жизни и здоровья граждан, дезорганизуется деятельность органов власти и управления.

В период демократических преобразований, происходящих в нашем обществе, становятся популярными явления массового характера, включая проведение различных митингов, шествий, демонстраций и т.п. В этих условиях приобретают распространенность и явления массового характера, носящие негативные оттенки, причиняющие (могущие причинить) ущерб общественному порядку и общественной безопасности

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ

2.1Соблюдение органами внутренних дел международных стандартов юридического обеспечения прав и свобод человека

Суть главной проблемой, требующей немедленного решения, является необходимость международного сотрудничества в деле соблюдения прав человека и гражданина Права народов, наций, национальных меньшинств, беженцев, а также права и свободы лица подпадают, благодаря ООН, под регулирующее воздействие международного права, его основных принципов Нормы международного права в области защиты прав и свобод человека является обязательными для всех государств Обеспечение личных прав и свобод, их защита и эффективная реализация - одна из главных задач любого демократического государства [12, c. 137].

Информация о работе Массовые беспорядки. Организация работы ОВД в условиях массовых беспорядков