Допрос несовершеннолетних граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………22
Возрастные психологические особенности…………………………...22
Гендерные различия несовершеннолетних…………………………...25
Индивидуально-психологические особенности……………………...27
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная допрос.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

Предмет допроса, т.е. круг выясняемых обстоятельств, в общей форме  предопределен предметом доказывания. Статья 73 УПК РФ установила, что при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию: 1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); 2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; 3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; 4) характер и размер вреда, причиненного преступлением; 5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; 6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; 8) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Подлежат выяснению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Кроме того, согласно ст. 421 УПК  РФ, обстоятельствами, подлежащими  установлению по делам несовершеннолетних, являются: 1) возраст несовершеннолетнего; 2) условия жизни и воспитания, уровень психического развития и  иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 421 УПК  РФ). При наличии данных, свидетельствующих  об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Всесторонность и полнота  расследования дел о несовершеннолетних включает и установление таких обстоятельств, как жилищные и материальные условия  семьи, образ жизни подростка, его  родителей или лиц, их заменяющих, условия учебы или работы и  особенно проведение свободного времени.

Специфика предмета доказывания  по делам несовершеннолетних включает в себя обстоятельства совершения правонарушения, выяснение причин и условий его  совершения и социальную адаптацию  несовершеннолетнего. С этой целью  необходимо установить, почему у несовершеннолетнего  возникли противоправные взгляды, привычки, что привело к формированию преступного  умысла, что толкнуло на преступление. Это может быть отсутствие надзора и должного контроля за поведением дома и в общественных местах, по месту учебы или работы, упущения в воспитании со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, отвечающих за поведение несовершеннолетнего, отрицательное влияние друзей-подростков, выявление взрослых, склоняющих несовершеннолетнего к пьянству, употреблению наркотиков и к иной противоправной деятельности.

Как и все расследование, допрос несовершеннолетнего производится в строгом соответствии с уголовно-процессуальными  нормами, без какого-либо принуждения  допрашиваемого в форме угроз, физического  или психического насилия либо иных незаконных действий. Допрашиваемые  несовершеннолетние, при наличии  отмеченных выше общих черт, обусловленных  возрастом, отличаются друг от друга  по своему психическому складу, воспитанию, образованию и т.д. Не одинаково  их отношение к расследуемому преступлению: обвиняемый – лицо, заинтересованное в исходе дела; свидетели чаще всего стремятся помочь в раскрытии преступления либо относятся безразлично к расследуемому делу и т.д.

Все перечисленное вызывает необходимость индивидуального  подхода к допрашиваемому, использованию  тактических приемов допроса  с учетом особенностей личности. Еще  Г. Гросс отмечал, что «допрос  несовершеннолетних требует особой осторожности; стремясь выяснить истину, надо всегда принимать во внимание юность допрашиваемого и вести допрос соответствующим образом».13 Для этого лицо, проводящее допрос, должно обладать определенными личными качествами, которые вызывали бы к нему доверие несовершеннолетнего допрашиваемого.

Таким образом, допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК  РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную  их возрастом и социально-демографическими характеристиками.

Подготовка к допросу  включает в себя: а) собирание исходных данных; б) тактическое обеспечение  допроса; в) выбор момента и места  и определение способа вызова на допрос; г) техническое обеспечение  допроса.

Подготовка к допросу  заключается в определении предмета допроса, тщательном изучении материалов дела, определении конкретного лица, располагающего необходимой для  установления истины информацией, обстоятельств, по которым оно должно быть допрошено, в изучении личности несовершеннолетнего  и его взаимоотношений с другими  участвующими в деле лицами, выборе времени и создании нормальной обстановки допроса, отборе вещественных доказательств  и иных материалов, которые могут  быть использованы при допросе, в обеспечении в необходимых случаях участия в допросе переводчика, адвоката, педагога.

При подготовке к допросу  несовершеннолетних необходимо прежде всего правильно определить, кто будет присутствовать (участвовать) при допросе (знакомый или незнакомый педагог, мать, отец или кто-то из близких родственников) и где целесообразно его провести (в школе, дома либо в кабинете следователя, дознавателя), создать благоприятную спокойную, привычную для несовершеннолетнего обстановку.

Если несовершеннолетний не знает русского языка, желает давать показания на родном ему языке, должно быть обеспечено участие в допросе  переводчика (ст.ст. 18 УПК РФ).

В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого участвует  защитник. В качестве защитников допускаются адвокаты.14  По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ), который вправе задавать ему вопросы (ч. 2 ст. 425 УПК РФ). Следует отметить, что участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ); если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем. Законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ). По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители в порядке, установленном ст.ст. 426 и 428 УПК РФ., а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого, то дознаватель, следователь или суд обеспечивает участие защитника в уголовном судопроизводстве (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ). При этом отказ несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от защитника для дознавателя, следователя и суда не обязателен (ч. 2 ст. 52 УПК РФ).

Законные представители  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию  в уголовном деле на основании  постановления следователя, дознавателя  с момента первого допроса  несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Законный представитель вправе участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (ст. 426 УПК РФ).

Адвокат оказывает несовершеннолетнему  правовую помощь, а участие законных представителей оказывает общую  психологическую и эмоциональную  поддержку несовершеннолетнему. Для  следователя (дознавателя), который  стремится объективно расследовать дело, важно обеспечить права защитника  и законных представителей обвиняемого (подозреваемого).15

В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 3 ст. 425 УПК РФ). Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

Следователь, дознаватель  обеспечивают участие педагога или  психолога в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого по ходатайству  защитника либо по собственной инициативе (ч. 4 ст. 425 УПК РФ). Педагог или  психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).

Подход к приглашению  педагога для участия в допросе  несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить  с участием педагога, работающего  в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных  классов, а допрос учащихся младших  и старших классов – с участием соответствующих педагогов. В каждом случае решается вопрос о том, какого педагога – знакомого или незнакомого допрашиваемому – следует пригласить.

По делам о половых  преступлениях рекомендуется принять  меры к тому, чтобы в допросе  участвовал педагог того же пола, что  и допрашиваемый. Практика свидетельствует, что стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса  в присутствии лиц другого  пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых показаний.

Следует отметить, что с  одной стороны, участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего  помогает допрашивающему наладить контакт с несовершеннолетним, что важно для установления обстоятельств совершения преступления и роли в нем несовершеннолетнего. С другой стороны – для несовершеннолетнего участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер.16

Педагогу, законному представителю  и защитнику, которые участвуют  в допросе, следует разъяснить их права (задавать вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о  внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.

Допрос несовершеннолетнего  должен быть произведен как можно  быстрее после события преступления, чтобы исключить запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, актуальность безотлагательного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они разговаривали до начала допроса.17

Выбор места допроса. Допрос свидетелей и потерпевших, а также  находящихся на свободе обвиняемых и подозреваемых производится в  кабинете следователя (дознавателя). Если подозреваемый (обвиняемый) задержан (содержится под стражей), его допрашивают  обычно в изоляторе временного содержания (следственном изоляторе). Обстановка кабинета, где производится допрос, должна вызывать у несовершеннолетнего  сугубо деловые ассоциации и настроение. Ничто не должно отвлекать его  внимание: в кабинете не должно быть посторонних лиц, на стенах не должно быть никаких карт, фотографий и  иных предметов, не относящихся к  делу. Однако следователь (дознаватель) вправе, если признает это необходимым, произвести допрос и в месте нахождения допрашиваемого (ч. 1 ст. 187 УПК РФ). Такая необходимость может возникнуть, когда допрос должен быть произведен сразу после окончания обыска или иного следственного действия; если допрашиваемый затрудняется в изложении деталей события, не находясь на месте, где оно произошло; если состояние здоровья допрашиваемого исключает возможность явки его в кабинет допрашивающего. В последнем случае допрос производится с разрешения лечащего врача и чаще всего в его присутствии.

Иногда допрос целесообразно  производить на месте, где подросток  наблюдал преступное событие, по поводу которого ему предстоит давать показания.

Весьма важное значение имеет подготовка средств магнитной и особенно видеомагнитофонной (а сейчас возможно и цифровой) записи. Применение аудио- и видеозаписи, во-первых, может послужить средством изобличения во лжи, побудить к даче правдивых показаний, преодолеть отказ от дачи показаний, что приобретает особое значение при сговоре членов преступного сообщества или колебаниях потерпевших и свидетелей; во-вторых, сдерживает допрашиваемых от изменения показаний или отказа от них и является доказательством ложности их заявлений о незаконных методах воздействия при допросе.

Исходные данные определяют эффективность допроса. По своим  источникам и содержанию они неоднородны. Во-первых, это данные, относящиеся  к обстоятельствам расследуемого  события: его механизму, месту, времени, участникам, их роли и действиям  и т.п. Во-вторых, данные о личности допрашиваемого. Их объем и характер зависят от процессуального положения лица, обстоятельств дела, предмета предстоящего допроса и значимости показаний.

Готовясь к допросу, следователь (дознаватель) должен составить для  себя достаточно полное представление  о личности несовершеннолетнего, уровне его познаний, состоянии здоровья, характере, темпераменте, степени заинтересованности в деле, об отношениях с обвиняемым и другими участниками процесса. При исследовании личности несовершеннолетнего помимо установления возраста подлежат выяснению: а) его физическое и психическое состояние; б) уровень интеллектуального, волевого и нравственного развития; особенности его характера; в) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Важно выяснить уровень его общего развития, т.е. способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют поведение несовершеннолетнего в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения несовершеннолетнего соответственно в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых; его поведение до и после совершения преступления, данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, его наклонностей и др.

При проверке состояния психического здоровья несовершеннолетнего следует  иметь в виду, что сами несовершеннолетние зачастую скрывают свой психический  недуг, а их родственники, напротив, нередко склонны преувеличивать отклонения в поведении подростка. Поэтому рекомендуется обращаться и к другим источникам информации (допросы соседей, педагогов, лечащих  врачей, истребование справок из психоневрологических диспансеров).

Информация о работе Допрос несовершеннолетних граждан