Допрос несовершеннолетнего подозреваемого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:03, доклад

Описание работы

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентирован статьей 425 уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допрос взрослого лица, содержащимся в статьях 46, 47, 76, 77, 164, 173, 173, 187- 190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий с целью обеспечения достоверности показаний.

Файлы: 1 файл

допрос.docx

— 19.66 Кб (Скачать файл)

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых.

Одним из важных и наиболее сложных следственных действий, по нашему мнению, является допрос несовершеннолетнего  подозреваемого и обвиняемого. 

Порядок допроса несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого регламентирован статьей 425 уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допрос взрослого лица, содержащимся в статьях 46, 47, 76, 77, 164, 173, 173, 187- 190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе оградить несовершеннолетнего от неправомерных действий с целью обеспечения достоверности показаний.

Важной задачей рассматриваемой  нормы закона является  так же создание психологически комфортных условий  для допроса.

Особое значение при разработке тактики допроса обвиняемых имеет  участие специалиста в области  детской и юношеской психологии. Несмотря на трудности в связи  с отсутствием достаточного количества таких специалистов, вопрос этот актуален и требует положительного решения.

Следует согласится с тем, что участие специалиста-психолога  в допросе несовершеннолетнего  обвиняемого желательно, если подросток:

    1. неоднократно оставался на второй год в одном и том же классе;
    2. тяготеет к занятиям и интересам, свойственным детям более младшего возраста;
    3. значительное время был оторван от занятий и коллектива в связи с болезнью;
    4. имеет отягощенную наследственность;
    5. в детстве перенес костно-черепные травмы, психические потрясения;
    6. пПроявляет повышенную нервозность, раздражительность, другие психологические черты характера;
    7. склонен к лживости, фантазированию;
    8. находится под чьи-то сильным влиянием;
    9. давал заведомо ложные показания при допросе в качестве подозреваемого.

Дознаватель, следователь  обязаны обеспечить участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего указанного возраста, но отстающего в  психологическом развитии.

Участвую в допросе  несовершеннолетнего обвиняемого  или подозреваемого, педагог или  психолог не заменяют защитника, а выступают  в качестве специалистов. Их роль –  использование данных педагогики и  психологии при подготовке и проведении допроса и фиксации показаний  подозреваемого. Педагог или психолог призваны способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетними, постановке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов правильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

Не менее важная проблема, которая возникает при подготовке к допросу несовершеннолетнего  обвиняемого – о пределах изучения личности подростка. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого  должно вестись от социально-демографической  характеристики подростка, которая  к моменту предъявления обвинения  в большинстве случаев устанавливаются, к выявлению «криминогенных особенностей внутреннего мира личности.. дефектов и искажателей  их нравственных качеств, потребностей и интересов, отношений  и чувств, системы ценностей и  т.д.»

Основной акцент при изучении личности несовершеннолетнего обвиняемого  должен быть сделан на выявление его  нравственно-психологических качеств. Для получения информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого необходимо использовать более широкий круг источников доказательств, или по делам взрослых обвиняемых.

В соответствии с пп.2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого вправе так же участвовать его законный представитель. При этом законный представитель  несовершеннолетнего подозреваемого,, обвиняемого имеет право лишь знакомится с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полноты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не в праве.

Анализ правил производства допроса несовершеннолетних, обвиняемых позволяет обозначить несколько  вопросов, не получивших решения в  законе либо урегулированных в нем  не совсем четко.

Нельзя признавать оптимальным  правила производства допроса несовершеннолетних, допускающих одновременное участие  в нем законного представителя, защитника, педагога или психолога. Достижения целей допроса в таких  условиях сомнительно. В подобных случаях  усложняется организационная сторона  процедуры допроса. Значительная часть  времени отведенная на производство допроса, будет затрачена на разъяснение  прав и обязанностей участников допроса. Постановку и фиксацию в протоколе  вопросов защитника, педагога или психолога. Ознакомление их с протоколом и внесения в него замечаний, удостоверения  правильности записей. На наш взгляд, проводить допрос без защитника  и психолога нельзя, а вот присутствие  педагога или законно представителя  стоит регламентировать в каких  случаях. Почему психолог, а не педагог? Потому что психолог лучше разбирается  в психике несовершеннолетних, он может успокоить подростка, помочь следователю верно, с токи зрения психологии, задавать вопросы несовершеннолетнему  подозреваемому, обвиняемому.

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего  может не каждый следователь, так  как дело здесь не только в юридической  подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в  подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто  непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность  для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении  с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся  сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.


Информация о работе Допрос несовершеннолетнего подозреваемого