Допрос несовершеннолетних граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Органы дознания, предварительного следствия, суд в процессе расследования уголовных дел и судебного рассмотрения встречаются с различного рода последствиями преступного события. Преступные последствия в своей совокупности позволяют следователю, судье представить весь механизм произошедшего события, круг лиц, принимавших в нем участие или наблюдавших его.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….3
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ..5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………22
Возрастные психологические особенности…………………………...22
Гендерные различия несовершеннолетних…………………………...25
Индивидуально-психологические особенности……………………...27
3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33

Файлы: 1 файл

контрольная допрос.docx

— 65.84 Кб (Скачать файл)

В то же время, как отмечают отечественные психологи, «индивидуальные  различия между людьми превышают  половые, перекрывают их, как бы вырываются за их рамки». В связи с этим половые различия при допросе несовершеннолетних необходимо учитывать в совокупности всех отличительных особенностей лиц указанной возрастной категории.

 

 

 

 

2.3 Индивидуально-психологические  особенности

 

Индивидуально-психологические  особенности личности человека включают ее направленность, уровень самооценки, доминирующие черты характера, особенности  темперамента, сформированные способы  преодоления трудных жизненных  ситуаций, преобладающие механизмы  психологической защиты и др. Специфика  индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних заключается в  несформированности (за исключением темперамента) выше названных компонентов. Однако устойчивые тенденции в индивидуально-личностных особенностях человека начинают прослеживаться уже в подростковом возрасте. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть влияние направленности личности несовершеннолетнего на характер совершаемых им действий, а также присущие лицам данного возраста уровень самооценки, акцентуации характера (как яркие проявления выраженности характера) и типы темперамента.

Для выработки тактики  производства допроса несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в  совершении преступления целесообразно  учитывать направленность личности лиц данной возрастной категории. Согласно типологии несовершеннолетних преступников, предложенной Г. М. Миньковским,21 преступление может быть: случайным, противоречащим направленности личности; реально возможным с учетом общей неустойчивости личной направленности; соответствовать антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации.

Учет данной классификации  позволяет определить роль несовершеннолетнего  в совершении преступления. В первой ситуации несовершеннолетний является жертвой, действовавшей под воздействием сложившихся обстоятельств. Во второй ситуации несовершеннолетний может совершить преступление, как под воздействием сложившейся ситуации, так и в не зависимости от обстоятельств, сознательно инициировав и реализовав преступный умысел. В третьей ситуации несовершеннолетний, имея антиобщественную направленность личности, сам провоцирует возникновение криминальных обстоятельств, в результате - совершает преступление при любых внешних условиях. Вышеуказанное необходимо учитывать при производстве его допроса и реализации в отношении него всех следственных действий.

Самооценка несовершеннолетних, как правило, неустойчива, что и  отличает незрелость личности. Кроме того, если наблюдается резкое несоответствие самооценки несовершеннолетнего и оценки его ближайшим социальным окружением (внешней оценкой: родителей, педагогов, класса и т. д.), это может служить психодиагностическим признаком его предрасположенности к различным видам девиантного (в том числе и криминального) поведения. В то же время при допросе таких несовершеннолетних, учитывая лабильность их самооценки, важно способствовать ее повышению, обращая внимание на позитивные качества личности несовершеннолетнего, его заслуги и успехи. Такой подход будет способствовать формированию у несовершеннолетнего положительного отношения к следователю и правоохранительным органам в целом.

 

 

3 ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

 

Большое внимание в теории и практике уделяется этике проведения следственных действий, в том числе  допроса. На основе анализа УПК РФ можно прийти к выводу о том, что  некоторые нормы УПК РФ содержат в себе этические начала. Совокупность нравственных норм поведения следователя  и образует следственную этику как  учение о нравственных основах профессиональной деятельности. Л.Е. Ароцкер справедливо пишет, что одним из основных специфических требований судебной этики является объективность работников юстиции, умение принимать решения, соответствующие закону и собственному убеждению, стойкость по отношению к различным посторонним влияниям, соблюдение принципа равенства всех перед законом, толкование всякого сомнения в пользу подсудимого и обвиняемого.22

С точки зрения норм высоконравственного  поведения следователем в ходе допроса  несовершеннолетнего недопустимы  действия, преследующие целью унижение его чести и достоинства. Действия следователя не должны характеризоваться  неглубоким продумыванием вопросов, скоропалительными выводами, поспешностью принятия решений, небрежностью, формализмом  и другими отрицательными моментами. По мнению Л.Е.Ароцкера, этика допроса включает в себя следующие нравственные правила: непримиримое отношение к любым фактам, нарушение требований закона, относящихся к допросу; объективность; принципиальность; отсутствие предвзятости, недоверия и подозрительности; запрет ставить наводящие вопросы; соблюдение чувства такта при допросе; постановка вопроса в спокойном тоне; запрет в ходе допроса комментировать, оценивать показания допрашиваемого.

Как нарушение профессиональной этики следует расценивать неуместные шутки следователя в адрес  допрашиваемого, фамильярность, использование  выражений, употребляемых несовершеннолетними, в целях установления контакта с  ним. Следователь при допросе  несовершеннолетнего не имеет морального права опускаться до психологии этого  лица. В этом случае следователю  необходимо помнить слова А.Ф.Кони: «Как бы хороши не были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках. Чем больше оттенков в своем практическом применении допускают эти правила, чем глубже они касаются личности и участия человека, чем более важным интересом общественной жизни они служат, тем серьезнее представляется вопрос – в чьи руки отдается приложение этих правил».23

Этические основы регламентации  процессуального порядка проведения этого следственного действия дополняют  нравственными правилами. Это важно, поскольку подросток обычно не знаком с требованиями закона, с правовой стороны действия следователя, а  моральная сторона оказывается  ему наиболее знакомой, понятной. Именно в процессе предварительного расследования, в частности в ходе допроса, подросток  чаще всего впервые сталкивается с нравственно-правовыми вопросами. Поэтому непосредственная практическая значимость этических основ допроса  несовершеннолетнего заключается  еще и в том, что высоконравственное поведение следователя, его моральные  воззрения становятся достоянием допрашиваемого. При реализации соответствующей  тактической программы действий в ходе допроса следователь обязан исходить из нравственных норм. В этических  основах допроса находят единство такие понятия, как тактика допроса  и следственный такт. Результативность тактических приемов допроса  обусловливается в немалой степени  и таким фактором, как тактичность  следователя. «Тактичный человек, - пишет  Н.И.Порубов, - всегда подумает, как его слова и поступки будут восприняты, не нанесут ли они незаслуженной обиды, не оскорбят ли они человека и тем самым, не приведут ли они к обратному результату».

Таким образом, этические  основы допроса несовершеннолетнего  – это свод нравственных заповедей, обязательных для следователя, практическая реализация которых обеспечивает успешное проведение следственного действия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Итак, допрос несовершеннолетнего  – это сложная, многогранная деятельность следователя, представляющая собой совокупность определенных компонентов.

Сложный и многогранный характер допроса несовершеннолетних заключается  в том, что он как уголовно-процессуальная деятельность по установлению интересующих органы предварительного расследования  обстоятельств и фактов включает в себя процессуальный, тактический, организационный, психологический, педагогический, этический аспекты. Взаимосвязь  этих аспектов и соотношение между  ними выражаются в том, что тактические  приемы используются следователем в  строгом соответствии с уголовно-процессуальным законом и требованиями норм нравственности с учетом возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей личности несовершеннолетнего.

Таким образом, только правильное поведение и принятие следователем правильных решений может привести к положительным результатам  и получению необходимой информации от несовершеннолетнего.

Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь  не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную  линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.

К сожалению, в нынешних условиях этой проблеме уделяется очень мало внимания. Я думаю, что необходимо ввести в подготовку следователей основы подростковой, юношеской психологии и возрастной педагогики, особенно для тех, кто непосредственно занимается расследованием дел с участием несовершеннолетних.

Также сложности вызывает вопрос о привлечении педагога (психолога). По моему мнению, в законе должно быть указано, что в качестве педагога (психолога) должны приглашаться специалисты  с дипломом педагога или психолога, как правило, знакомые с несовершеннолетним. Соблюдение последнего условия поможет  достичь хорошего психологического контакта, обеспечить доброжелательную атмосферу при допросе. В исключительных случаях, когда невозможно выполнить  это условие, может быть приглашен  другой педагог (психолог).

Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность  для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении  с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся  сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баженов В.Б. Применение специализации в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №5. – С.45-46.
  2. Богуш Г.И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - М., 2007. – 235 с.
  3. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 2006. – 145 с.
  4. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 2005. – 260 с.
  5. Каневский Л.Л. Организация раследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа, 2008. – 347 с.
  6. Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30-32.
  7. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. М., 2001. – 163 с.
  8. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. - М., 2000. – 326 с.
  9. Миньковский Г. М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология. Под ред. В.Г. Звирбуля и др. - М., 2009. – 546 с.
  10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 476 с.
  11. Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3.- С.54-56.
  12. Пахомов С.Н. Психологические особенности допроса свидетелей // Юридическая психология. - 2007. - №3. - С.12-17.
  13. Репин А.В. К вопросу о понятии «тактического приема» допроса // Адвокатская практика. - 2007. - №5. - С. 3-5.
  14. Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей // Правовое государство: Теория и практика. - 2011. - №24. – С.23-25.
  15. Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. - 2009. - №5. – С.31-34.

1 Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 2006. – С.13.

2 Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 2005. – С.24.

3 Приняты 29.11.1985г. резолюцией ООН 40/33 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав и свобод человека. Пособие для российских судей. - М., 2009. - С. 66-71.

4 Международная защита прав и свобод человека. - Сборник документов. - М., 2000. - С. 32-53.

5 Международные акты о правах человека. - Сборник документов. - М., 2008. - С. 31-38.

6 Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

7 Богуш Г.И. Преступность несовершеннолетних. Криминология: Учеб. пособие / Г.И. Богуш [и др.]; Под ред. И.Ф. Кузнецовой. - М., 2007. - С. 99.

8 Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30.

9 Миньковский Г. М. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи // Криминология. Под ред. В.Г. Звирбуля и др. - М., 2009. - С. 12.

10 Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. - М., 2000. - С. 34-35.

11 Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей // Правовое государство: Теория и практика. - 2011. - №24. - С. 66.

12 Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3. - С. 84.

13 Лифанова М.В. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - №3. - С. 30.

14 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в последующ. ред.) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Официальный текст // СПС «Гарант» по сост. на 20 февр. 2012 г.

15 Сычев А.А. О форме предварительного расследования преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. - 2009. - №5. - С. 9.

16 Баженов В.Б. Применение специализации в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №5. - С. 104.

17 Пахомов С.Н. Психологические особенности допроса свидетелей // Юридическая психология. - 2007. - №3. - С. 23.

18 Репин А.В. К вопросу о понятии «тактического приема» допроса // Адвокатская практика. - 2007. - №5. - С. 38.

19 Уголовное дело, рассмотренное Советским районным судом г. Волгограда 15.04.2011 г.

20 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. - М.: Изд центр «Академия», 2002. – С.422.

21 Миньковский Г. М. Вопросы изучения и предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Ч. 1. М., 1970. – С.128.

Информация о работе Допрос несовершеннолетних граждан