Вопросы уголовно-правовой борьбы с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие коррупционной преступности в нашей стране требует реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере борьбы с самим явлением коррупции и сопутствующими ему факторами, а также с укрывательством подобного рода деяний. Латентность данного преступления несоизмеримо выше иных, в том числе корыстно-насильственных. Квалификация и расследование укрывательства коррупционных преступлений представляют определенную сложность, о чем свидетельствует судебная практика.

Содержание работы

1.Введение
2. Причины коррупции и основные формы ее проявления
3.Антикоррупционная политика России
4.Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией
5. Деятельность органов государственной власти в организации борьбы с корррупцией.
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

АЛИБЕК.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

       17 октября 2008 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении Национального плана противодействия коррупции» с тщательным обсуждением этих законопроектов и перспектив законодательного обеспечения борьбы с коррупцией. Участники парламентских слушаний сошлись во мнении, что антикоррупционный пакет законов отражает насущные преобразования в системе государственного управления и местного самоуправления, является важным шагом в совершенствовании российского антикоррупционного законодательства, приведении его в соответствие с международными стандартами в этой сфере.

       Совету Федерации было рекомендовано организовать мониторинг применения антикоррупционного законодательства; разработать систему мер, направленных на усиление парламентского контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства; совершенствовать механизм и порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов.

       Следует отметить, что проблема коррупциогенности законодательных документов была предметом дискуссии и на парламентских слушаниях Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и окружающей среде 18 декабря 2008 г.: «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства». Комитетам и комиссиям Совета Федерации было рекомендовано перед первым чтением законопроектов провести их предварительную антикоррупционную экспертизу.

        5 ноября 2008 года в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Д.А. Медведев еще раз отметил, что «для свободного, демократического и справедливого общества враг номер один - это коррупция» и «действовать по этой проблеме нужно разумно, жестко и последовательно».

Внесенный Президентом Российской Федерации пакет антикоррупционных законов 19 декабря 2008 года был принят Государственной Думой, а 22 декабря 2008 года одобрен Советом Федерации.

       25 декабря 2008 года Президентом России подписан Федеральный закон «О противодействии коррупции», который впервые в отечественном законодательстве дает юридическое толкование понятию «коррупция», устанавливает основные принципы противодействия этому явлению, определяет правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней.

       В этом законе, по сути, сформулирована политика государства в сфере противодействия коррупции. Невзирая на то, что в нем ужесточается ответственность за коррупционные преступления, необходимое внимание придается и профилактике коррупционных правонарушений. Силовое противодействие коррупции оправдано, если оно демонстрирует неизбежность наказания за противоправные действия.

      Особенно важно выявление и пресечение коррупционных проявлений в таких социально-значимых сферах, как расходование бюджетных средств, управление и распоряжение государственной собственностью, приоритетные национальные проекты.

      Законом вводятся дополнительные ограничения и обязательства в отношении государственных и муниципальных служащих, но он ставит в качестве базовой задачи совершенствование структуры государственного управления, а также функций и полномочий органов государственной власти.

       Важно осознать, что коррупцию нельзя преодолеть одним только совершенствованием законов. Более значима действенность этих законов. До тех пор, пока в нашем обществе доминирует неумение и нежелание применять действующие законодательные нормы, положительного результата в противодействии коррупции не будет.

       Как уже говорилось, 25 декабря 2008 г. Федеральным Собранием приняты, а Президентом Российской Федерации подписаны и 3 других закона из антикоррупционного пакета:

       Федеральный закон N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

       Федеральный закон N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

      Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

       В целях выполнения Национального плана противодействия коррупции и принятого пакета антикоррупционных законов 29 декабря 2008 года Советом Федерации утвержден План мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания по противодействию коррупции на 2009-2010 гг.

       Контроль за выполнением указанного плана6 возложен на заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю.Л. Воробьева.

      Законотворческая деятельность предусматривает, наряду с модификацией федерального законодательства, корректировку и развитие региональных законов. Для оценки эффективности дополненной законодательной базы и практики ее применения планируется проведение постоянно действующего мониторинга; создание комиссии Совета законодателей по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции; разработка механизма и порядка проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов (законов), а также разработка методики и критериев оценки законопроектов (законов) на коррупциогенность.

       Источником коррупции может быть сам нормативно-правовой акт, его неопределенность, противоречивость, обилие дополнений. Поэтому мониторинг и экспертизу законодательных документов, особенно на стадии разработки, можно рассматривать как превентивную меру противодействия коррупции. Важность этой проблемы признана в Национальном плане противодействия коррупции[29] .

Основание для проведения антикоррупционной экспертизы сформулировано в Конвенции ООН против коррупции, ратифицированной Россией в 2006 году, более конкретно – в концепции административной реформы в Российской Федерации в 2010-2013 гг.

       Роль общественных организаций и средств массовой информации в борьбе с коррупцией велика. Не зря этому посвящен целый раздел Национального плана противодействия коррупции.

       Информирование общественности о ходе антикоррупционных действий является одной из наиболее важных задач. Здесь необходимо выделить общественно-правовые издания, которые имеют особые возможности в этом отношении.

 

Заключение.

Развитие коррупционной преступности в нашей стране требует реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере борьбы с самим явлением коррупции и сопутствующими ему факторами, а также с укрывательством подобного рода деяний. Латентность данного преступления несоизмеримо выше иных, в том числе корыстно-насильственных. Квалификация и расследование укрывательства коррупционных преступлений представляют определенную сложность, о чем свидетельствует судебная практика.

В заключение хотелось бы отметить, что России необходимы кардинальные изменения, как структуры государственного аппарата, так и механизмов выработки государственной политики. Само реформирование требует вовлечения представителей структур гражданского общества и гражданского процесса подготовки решений на самых ранних стадиях.

Существенной проблемой остается слабость судебной власти как независимого беспристрастного института, защищающего законность в стране, в том числе законность действий всех ветвей и уровней власти.

Антикоррупционная стратегия России должна строиться и основываться на всеобъемлющей административной реформе. Если не реформировать чиновничий аппарат и систему управления, не будут ликвидированы основные причины коррупции, а, следовательно, победа над коррупцией будет невозможна.

 

 

Список литературы:

1. Конституция Российской  Федерации от 1993г.

2. Гыскэ А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности в РФ. М., 2011. - 447 с.

3. Демидов А.И. О методологической  ситуации в правоведении // Правоведение. - 2013. -№4. - с. 17.

4. Долгова А.Н. Определение  коррупции и законодательство  о борьбе с ней // Коррупция  и борьба с ней. М., 2012. - 324 с.

5. Коррупция растет // Российская  федерация сегодня. - 2014. - №15. - с. 8-9.

6. Макаров С.Д. Уголовная  ответственность за укрывательство  коррупционных преступлений // Уголовный  процесс. - 2011- №1. - с. 6-11.

7.Скобликов П. Уголовная  ответственность за коррупцию: Условное  осуждение // Уголовное право. - 2011.- № 3. - с. 68.

8.Трунов И.Л. Антикоррупционная  политика России. - 2011. - №11. - 69-73.

9. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2013г.

10. Денисов С. А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Журнал «Государство и право». 2011. № 3. С. 9–16.

11. Долгова А.И. Некоторые вопросы диалектики познания преступности и ее причин // Методологические проблемы изучения преступности и ее причин. М., 1986. С. 24.

12. «Национальный план противодействия коррупции» (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568)// СПС «Гарант» версия от 30.09.2014.

13. Игнатенко Г. В. Международно-правовые проблемы противодействия транснациональной преступности и коррупции // Журнал «Организованная преступность и коррупция». 2014. № 1. С. 103.

14. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы «круглого стола») // Журнал «Государство и право». 2014. № 12. С. 107.

15. Номоконов В.А. России нужна стратегия борьбы с коррупцией.//Журнал «Чистые руки». 2009. № 4. С. 31.

16. О проблеме международной коррупции // Журнал «Борьба с преступностью за рубежом» (по материалам зарубежной печати). 2010. № 8. С. 3–4.

17. Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. Под ред. С. Ринглер, В. А. Власихина, Л. Ю. Исмайловой, С. В. Максимова. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2014. С. 85.

18. Уголовный кодекс РФ N 63-ФЗ принят ГД ФС РФ 24.05.96.

 

 

1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС «ГАРАНТ», версия от 01.09.2013г.

2 Скобликов П. Уголовная ответственность за коррупцию: Условное осуждение // Уголовное право.

3 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1994 г.

4 О проблеме международной коррупции // Журнал «Борьба с преступностью за рубежом» (по материалам зарубежной печати). 2010. № 8.

5 Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

6 Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».

 


Информация о работе Вопросы уголовно-правовой борьбы с коррупцией