Вопросы уголовно-правовой борьбы с коррупцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Развитие коррупционной преступности в нашей стране требует реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере борьбы с самим явлением коррупции и сопутствующими ему факторами, а также с укрывательством подобного рода деяний. Латентность данного преступления несоизмеримо выше иных, в том числе корыстно-насильственных. Квалификация и расследование укрывательства коррупционных преступлений представляют определенную сложность, о чем свидетельствует судебная практика.

Содержание работы

1.Введение
2. Причины коррупции и основные формы ее проявления
3.Антикоррупционная политика России
4.Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией
5. Деятельность органов государственной власти в организации борьбы с корррупцией.
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

АЛИБЕК.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

Центральным объектом исследования и воздействия должны быть правила принятия решений, и без глубокого, в том числе исторического и международного анализа вряд ли можно понять суть проблемы, а главное сделать нужные и правильные выводы, в результате которых было бы улучшение благосостояния всего общества и снижение коррупционных проявлений, так как абсолютная победа над коррупцией невозможна. Абсолютного идеала нет, есть лишь относительная ценность и предпочтительные варианты.

Россия ратифицировала Европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, участниками являются 32 государства. В Уголовном кодексе должны появиться новые составы преступлений, относящихся к коррупционным проявлениям: лоббизм, фаворитизм, протекционизм, непотизм, взносы на политические цели, предоставление конфиденциальной информации, обучение детей государственных чиновников за счет частных спонсоров и другие, завуалированные коррупционные формы, имеющие широкое распространение в России. Как показывает практика борьбы с коррупцией, рационально принятие специального федерального закона о противодействии коррупции с одновременным внесением поправок в действующее законодательство. Закон должен дать основные понятия, принципы, направления, способы и конкретное ведомство, ответственное за исполнение. В ряде государств подобные законы приняты (США, Украина, Беларусь). Конвенция ООН о противодействии коррупции от 31.10.2003 г. регламентирует создание специального органа по противодействию и предупреждению коррупции, осуществляющего надзор и координацию проведения политики противодействия.

Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (ст. 8) требует финансового контроля над доходами и имуществом должностных лиц и их семей. В России распространена практика коррупционеров регистрировать имущество на своих близких. Во всем цивилизованном мире данное положение нашло законодательное закрепление.

Практика ведения бизнеса иностранными гражданами в России и российскими за рубежом требует отдельного внимания. С одной стороны, иностранцы в России жалуются на мздоимство, препятствующее нормальному ведению дел, с другой - налоговое законодательство ряда зарубежных стран не препятствует или даже поощряет подобные «традиции». В России не поднимался вопрос о введении уголовной ответственности за коррупцию государственных чиновников за рубежом, проводящих сделки по продаже оружия, нефти, газа, других сырьевых ресурсов, регулирующих вопросы долга страны. Глобализация коррупции требует транснациональной борьбы с ней. Рекомендательные международные документы о противодействии коррупции недостаточны. Первый уголовный закон о противодействии иностранной коррумпированной практике появился в США в 1977 г. Великий китайский реформатор Ванг Анши отмечал два источника коррупции «плохие законы и плохие люди». Законодательная пробельность усугубляет деградацию нравственности в обществе. Известный шведский ученый Г. Мюндаль, возглавляющий Европейскую экономическую комиссию ООН, заявлял, «из-за плохих законов мы стали народом ловкачей».

В арсенале международной практики борьбы с коррупцией можно отметить операцию «Шейх» 70-х гг. США4. Агенты ФБР под видом богатых арабов предлагали взятки крупным чиновникам, конгрессменам, губернаторам. Многим пришлось поставить крест на карьере. Аналогичная акция в Италии 1992 г. «Чистые руки», арестованы десятки крупных и множество мелких чиновников и представителей финансового мира. По словам координатора акции Джерардо Д. Амброзо, итальянцы стали относиться к коррупции, как к преступлению, а раньше относились как к норме жизни. Программа «Чистые руки» в Литве, в ходе которой рассматривались анонимные сообщения по телефону о злоупотреблениях чиновников. 40% жалоб, рассмотренных прокуратурой, подтвердились.

Необходимы кардинальные изменения, как структуры государственного аппарата, так и механизмов выработки государственной политики. Само реформирование требует вовлечения представителей структур гражданского общества и гражданского процесса подготовки решений на самых ранних стадиях.

Существенной проблемой остается слабость судебной власти как независимого беспристрастного института, защищающего законность в стране, в том числе законность действий всех ветвей и уровней власти.

Антикоррупционная стратегия должна строиться и основываться на всеобъемлющей административной реформе. Если не реформировать чиновничий аппарат и систему управления, не будут убраны основные причины коррупции:

Избавление государственных чиновников от избыточных функций. Вычленение тех функций, которые могут осуществлять не чиновники, а другие субъекты: саморегулируемые, самоокупаемые общественные организации. По примеру реорганизации государственного нотариата в систему частных нотариусов перевод, к примеру, санитарно-эпидемиологической службы, государственного пожарного надзора, вневедомственной охраны и т. п.

Поиск и анализ оптимального соотношения политических и информационных начал. Развитие аналитических, прогностических, контрольных, оценочных функций с целью повышения качества подготовки и принятия решений. Совершенствование информационных и телекоммуникационных технологий. Прозрачность при обратной связи с гражданами. Опасно иметь службу, замкнутую на себя. Обязательное законное реагирование правоохранительных органов на разоблачительные антикоррупционные публикации СМИ и оперативное судебное разбирательство.

Создание более плоских структур, ведь самая лучшая система управления в мире, созданная Римской католической церковью, имеет всего четыре ступени административной иерархии.

«Прозрачность» и общественный контроль, т.е. подконтрольная гражданам государственная служба с возможностью знакомиться с широким кругом государственных документов, прямое интернеттранслирование заседаний органов управления. Прозрачная система регистрации бизнеса.

Прекращение миграции профессионалов между государственной службой и бизнесом. Необходимо законодательно ограничить переход в течение нескольких лет после отставки без разрешения правительства в фирмы, с которыми чиновник ранее был связан по службе. Проблема противодействия коррупции и ее последствий организованной преступности одна из первоочередных задач общества и государства. Это заразная, болезнь, которая без специального лечения прогрессирует. Не нужно тешить себя иллюзиями, будто Вас эта проблема не коснется.

 

3. Уголовно-правовые проблемы борьбы с коррупцией

Общественная опасность коррупции общеизвестна. Она оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни общества и влечет негативные экономические, социальные и политические последствия. В докладе Счетной палаты РФ об итогах социально-экономического развития России за январь-сентябрь 2005 г., представленный в Правительство РФ, констатируется, что сложившаяся в стране экспортно-сырьевая модель экономического развития (несмотря на чрезвычайно высокий уровень мировых цен на энергоресурсы) исчерпала свои возможности по обеспечению экономического подъема страны. По мнению Счетной палаты, есть три главные причины негативных тенденций в экономике: коррупция, безответственность и непрофессионализм чиновников [11, с. 3].

В Уголовном кодексе РФ нет состава преступления, который бы назывался коррупция. Обзор уголовного законодательства зарубежных государств (в основном европейских) позволяет сделать вывод о том, что под коррупцией (этот термин употреблялся там тоже не во всех уголовных кодексах) понимается сочетание двух известных российскому законодательству преступлений. Это злоупотребление должностными полномочиями, совершаемое из корыстной или иной личной заинтересованности, и взяточничество.

Наиболее распространенным преступлением в сфере коррупции является взяточничество. В обществе складывается убеждение, что за вознаграждение

В докладе названного фонда «Динамика российской коррупции: «2001-2005 годы» отмечается, что в этот период в три раза увеличился масштаб коррупционного давления чиновников на население (бытовая коррупция: 2001 г. - 25,7%, 2005 г. - 35%, в два раза (в долларовом исчислении) увеличился размер средней взятки).

Взяточничество относится к преступлениям, латентность которых чрезвычайно высока. По оценке исследователей (они называют ее самой оптимистичной), в России регистрируется не более 1% взяточничества от действительного количества этих преступлений.

Проводившееся исследование показало следующие результаты:

) более половины из  числа лиц, признанных виновными  в даче взятки (ч. 1 и 2 ст. 291 УК РФ), были осуждены к лишению свободы  условно;

) более «впечатляющие»  результаты дает анализ карательной  практики по делам о получении  взятки при особо отягчающих  обстоятельствах (ч. 4 ст. 290 УК РФ), т.е. получение взятки группой лиц  по предварительному сговору  или организованной группой, сопряженное  с ее вымогательством или в  крупном размере. Это преступление  относится к категории особо  тяжких. Две трети из числа  лиц, признанных виновными в названном  преступлении, осуждены к лишению  свободы условно;

) из числа признанных  виновными по делам о получении  взятки лиц, занимающих государственную  должность Российской Федерации  или государственную должность  субъекта РФ либо главы органа  местного самоуправления (ч. 3 ст. 290 УК РФ), четыре пятых (80%) осуждены  к лишению свободы условно. А  это преступление является тяжким.

Фемида оказалась чрезвычайно милосердной к высокопоставленным чиновникам, призванным своему служебному положению пресекать различного рода злоупотребления, но которые, пользуясь своим положением забираются в государственный карман и не брезгуют получением взяток в особо крупных размерах. В качестве примера можно назвать бывшего министра юстиции В. Ковалева, обвинявшегося в получении взяток и хищении 2 млрд. неденоминированных рублей (более полумиллиона долларов США), который осужден к 9 годам лишения свободы условно.

Обращает на себя внимание благосклонность Фемиды к беловоротничковой преступности. Можно привести ряд примеров, ограничимся двумя. Бывший заместитель главы Госкомрыболовства Ю. Москальцев осужден за незаконную добычу и продажу крабов на 234 млн. руб. к 3 годам лишения свободы условно. Г. Олейник, бывший начальник Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ, осужденный за растрату средств из военного бюджета на сумму 500 млн. руб., был освобожден от наказания по амнистии сразу же после вынесения приговора. За продажу облигаций внутреннего валютного займа, принадлежащих Министерству обороны, по заниженной цене (за 4 млн. долл. вместо 54 млн. долл.) он осужден к 5 годам лишения свободы. Освобожден условно-досрочно по отбытию половины срока наказания [6, с. 8].

Ничтожно малое количество лиц, изобличенных в получении взяток, и либеральная карательная практика по делам о взяточничестве привели к тому, что борьба со взяточничеством (мягко выражаясь) оказалась неэффективной.

В средствах массовой информации (хотя и редко) публикуются мнения о том, что подобную карательную практику можно признать нормальной потому, что высокопоставленный чиновник, осужденный за взятки или многомиллионные хищения условно либо к другой, но явно мягкой мере наказания, никогда больше не станет занимать высокие должности и поэтому не сможет больше совершать аналогичные преступления. Все это действительно так. Но целью наказания является не только специальное, но и общее предупреждение преступлений. Наказание, назначенное виновному, должно воздействовать на других лиц и предупреждать их преступную деятельность под страхом наказания. Упомянутая карательная практика взяточников не пугает, наоборот, успокаивает. Риск быть изобличенным невелик. Единственное наказание, которого они боялись, - конфискация имущества - Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. отменена.

Сложившееся положение объясняется еще и тем, что взяточничество, как ни странно, было легализовано в относительно небольшом размере. 5 июля 1995 г. Государственная Дума РФ приняла ФЗ «Об основах государственной службы», в ст. 11 которого были перечислены ограничения, связанные с государственной службой. В пункте 8 этой статьи было сказано, что государственный служащий не вправе получать от физических и юридических лиц любые вознаграждения (подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию. Обращает на себя внимание строгость запрета. Какие-либо материальные подношения государственный служащий не может принимать не только во время нахождения на государственной службы, но даже после ухода на пенсию.

Рассматривая вопросы активизации борьбы со взяточничеством, представляется необходимым пересмотреть вопрос о предмете взятки. Согласно закону (ст. 290 УК РФ) предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера и, как отметил Пленум Верховного Суда РФ по делам упомянутой категории, эта выгода и услуги «должны получить в приговоре денежную оценку»

 

 

4.Деятельность органов государственной власти в организации борьбы с корррупцией.

       В соответствии с5 Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2012 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», был образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. На него была возложена задача разработки Национального плана.

       2 июля 2012 года В.В. Путин принял участие в заседании Совета законодателей, на котором рассматривались проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции. Участники заседания обсудили проект Национального плана.

Еще тогда В.В. Путин подчеркнул, что в новый 2009 год страна должна войти с современным и эффективным антикоррупционным законодательством.

В заседании приняли участие члены Совета Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, руководители силовых ведомств, представители Правительства Российской Федерации, Конституционного и Верховного Судов, Генеральной прокуратуры, полномочные представители Президента России в федеральных округах и члены Общественной палаты. К тому времени серьезный антикоррупционный потенциал был уже заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. и плане мероприятий по ее проведению, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

       31 июля 2012 г. Национальный план был утвержден и стал, таким образом, существенным дополнением отмеченных документов, придав борьбе с коррупцией новое значение – системный подход.

Информация о работе Вопросы уголовно-правовой борьбы с коррупцией