Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 13:59, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность экстремистской деятельности;
- дать характеристику различным видам экстремизма;
- охарактеризовать преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности;
- изучить криминологическую обстановку в РФ, связанную с преступлениями экстремистской направленности;
-исследовать уголовно-правовые меры противодействия проявлениям экстремизма.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация_____________________5
1.1 Понятие и сущность экстремистской деятельности__________________5
1.2 Виды современного экстремизма_________________________________7
2. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской
деятельности, их классификация____________________________________11
2.1 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности _11
2.2 Организация экстремистского сообщества_________________________11
2.3 Организация деятельности экстремистской организации_____________13
3 Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму ______________15
3.1 Криминологическая и уголовно-правовая характеристика
экстремизма в РФ_________________________________________________15
3.2 Меры противодействия проявлениям экстремизма в России__________17
Заключение______________________________________________________21
Список использованных источников ________________________________23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Субъект преступления —  специальный: а) создатель экстремистского  сообщества; б) создатель объединения организаторов, рук водителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества; в) руководитель экстремистского сообщества; в) руководитель части или структурного подразделения такого сообщества.

Объективная сторона участия  в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1) означает вхождение в состав такого сообщества в качестве его члена с принятием на себя всех обязанностей, связанных с участием в этой организации. Оконченным это преступление является с момента вступления виновного в преступную организацию экстремистского характера. Фактическое совершение преступлений экстремистской направленности либо участие в таких преступлениях требуют дополнительной квалификации.

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является рядовой участник экстремистского  сообщества.

Квалифицированный вид преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 282.1, характеризуется использованием виновным своего служебного положения.

В соответствии с примечанием  к статье 282.1 лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. По своей юридической природе данное основание освобождения от уголовной ответственности является деятельным раскаянием.

Лицо подлежит обязательному  освобождению от уголовной ответственности  при одновременном наличии двух условий:

- лицо прекратило свое  участие в экстремистском сообществе  добровольно, хотя имело возможность  не делать этого;

- в его действиях нет  состава какого-либо иного преступления.

 

2.3 Организация деятельности  экстремистской организации

 

Непосредственный объект — совокупность общественных отношений  по реализации конституционного запрета  экстремистской деятельности.

Объективная сторона преступления состоит в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации  после того, как в законную силу вступило решение суда о ликвидации данного сообщества либо о запрете  его деятельности в связи с  тем, что эта деятельность была признана экстремистской.

Определяющими при этом являются два признака:

- во-первых, в законную  силу вступило решение суда  о ликвидации организации либо  о запрете ее деятельности  в связи с тем, что эта  деятельность признана экстремистской.

- во-вторых, виновный после  вступления в законную силу  этого судебного решения совершает  различные действия организационного  характера по продолжению сообщества, в отношении которого вынесено судебное решение о ликвидации или о запрете его деятельности: планирует дальнейшие акции сообщества, привлекает новых участников, организует или проводит собрания участников, организует их обучение различным методам экстремистской деятельности и т.д.

Преступление должно признаваться оконченным с момента совершения любых действий организационного характера, направленных на неисполнение судебного  решения о ликвидации объединения  или организации либо о запрете  его деятельности.

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом  и целью продолжить экстремистскую деятельность объединения, которое  решением суда было ликвидировано либо его деятельность была запрещена.

Субъектом преступления могут  выступать создатель экстремистского  объединения или организации, а  также руководитель экстремистского  сообщества или его структурного подразделения.

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 2 ст. 2822 УК РФ, заключается в участии в деятельности экстремистского сообщества после  вступления в законную силу судебного  решения о ликвидации или запрете  этого сообщества в связи с  экстремистским характером его деятельности. Состав оконченного преступления в  этой форме налицо с момента совершения любого действия участника в общем русле деятельности ликвидированного или запрещенного сообщества.

Субъективная сторона  характеризуется прямым умыслом.

Субъект - рядовой участник ликвидированного или запрещенного экстремистского сообщества.

Примечание к статье 282.2 предписывает обязательное освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего свое участие в дальнейшей деятельности сообщества, в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с экстремистским характером этой деятельности, при условии, что в его действиях нет какого-либо иного преступления. Это основание освобождения от уголовной ответственности распространяется только на рядовых участников и не касается лиц, виновных в организации дальнейшей деятельности экстремистского сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уголовно-правовые меры  противодействия экстремизму

 

3.1 Криминологическая и  уголовно-правовая характеристика 

экстремизма в РФ

 

Экстремизм (от лат. extremus) означает приверженность к крайним мерам, взглядам. Эти меры или взгляды по своему характеру могут быть расистскими, националистическими, религиозными и социальными. В настоящее время в России есть три основных качественно отличных друг от друга типа формальных и неформальных протестных группировок и движений, склонных в той или иной степени к экстремизму:

– националистические группировки  – скинхеды, «Объединенный гражданский  фронт», «Российский народно-демократический  союз», «Движение против нелегальной  иммиграции», «Национальное социалистическое общество», «Российский общенациональный союз» и др.;

– леворадикальные группировки  – «Авангард красной молодежи» (АКМ), «Трудовая Россия» (ТР), «Российская Коммунистическая партия – КПСС» (РКП-КПСС), «Российский Коммунистический союз молодежи» (РКСМ), «Союз коммунистической молодежи» (СКМ), «Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков» (ВКПБ), «Ассоциация марксистских организаций» и др.;

– религиозные группировки, прежде всего исламистские – ячейки международных экстремистских организаций (таких, как «Общество социальных реформ», «Хизб ут-Тахрир-аль-Ислами», «Таблиг», «Джамаат-и-Ислами»).

Наиболее опасными в современной  России многие считают националистические группировки, ориентированные на борьбу с «засильем мигрантов и инородцев». Их экстремистская деятельность создает  реальную угрозу национальной безопасности, поскольку в современной России по объективным причинам наблюдается  высокий приток трудовых мигрантов  и постепенное изменение (дерусификация) этнического состава российской нации. Попытки экстремистов противодействовать этим объективным тенденциям насильственными методами провоцируют общественные беспорядки и обостряют межнациональную напряженность.

По данным МВД РФ, наиболее крупные группировки русских  бритоголовых действуют в Москве и области – свыше 5 тыс. человек, в Санкт-Петербурге – до 3 тыс., до 1 тыс. – в Нижнем Новгороде, в  Ростове – на – Дону, Ярославле, Пскове и Калининграде. По данным же правозащитных организаций, скинхедов  на самом деле намного больше – 50 тыс. Если иметь в виду, что во всем остальном мире скинхедов не более 70 тыс., то несложно понять, что именно в России они чувствуют себя наиболее комфортно.

Однако растет не только количество русских скинхедов (они  сегодня действуют примерно в 90 городах). В их среде происходят, опасные  по своим возможным последствиям для российского общества изменения. По всей стране создаются упорядоченные, нередко крупные нацистские структуры: в Москве – «Скинлегион», «Blood&Honor – Русский филиал», «Объединенные бригады 88» и «Hammerskin Nation»; в Санкт-Петербурге – «Mad Crowd» и «Шульц 88»; в Перми – «Рысь»; в Новосибирские – «Братство скинов» и т.д. По оценкам правоохранительных органов, из 35 крупных группировок скинхедов большинство находится в Московским регионе и Санкт-Петербурге.

В отличие от своих зарубежных коллег, близких к традиционным анархистам, русские скинхеды исповедают расово-националистическую идеологию, которую в литературе уже определяют как «русизм». Если зарубежные «скины» громят витрины крупных западных банков и ресторанов (символов «ненавистного капитализма»), то их русские тезки предпочитают убивать. Убивать людей, без жалости ни к взрослым, ни к детям. На счету русских скинхедов, например, зверские убийства девочек цыганской (6 лет) и таджикской (9 лет) национальностей в Санкт-Петербурге.

Жертвой может быть любой  человек, не принадлежащий к белой  расе или к русской нации. Но наибольшее число пострадавших приходится на граждан  бывшего СССР (в основном уроженцев  государств Южного Кавказа и Средней  Азии) и РФ (жителей преимущественно  Северного Кавказа). Среди потерпевших  есть также якуты, буряты, марийцы, представители  других коренных народов России.

Как показали события в  Кондопоге в 2006 г. и во Владивостоке в 2008 г., в действия, которые приобретают  экстремистский характер, могут быть быстро вовлечены массы людей, никак  не связанных с какими-либо протестными  организациями. Так, в Кондопоге, например, активисты националистического  движения против нелегальной миграции присоединились к участию в массовых беспорядках после их начала. Значит, за относительной малочисленностью экстремистских организаций и группировок  может скрываться высокая численность  граждан, которые разделяют в  той или иной мере экстремистские идеи и являются потенциальными участниками  деструктивных протестных действий.

Наиболее распространенным типом преступлений, отнесенных законодательством  к категории экстремистских, является возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого  достоинства (ст. 282 УК РФ). В 2008 г. таковым  было каждое третье из официально зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Однако среди экстремистских преступлений минувшего года есть и убийства, и умышленное причинение вреда здоровью, и побои.

В развитии современного экстремизма  в Российской Федерации просматривается  целый ряд тенденций, к которым  можно отнести:

- формирование устойчивых  социальных групп, поддерживающих  идеологию экстремизма;

- формирование в обществе  убеждения о допустимости использования  насилия для разрешения любых конфликтов;

- рост числа «национальных»  религиозных групп, деятельность  которых сопряжена с посягательствами  на личность и права человека  и гражданина;

- повышение уровня организованности  экстремистских групп; создание  своеобразной системы преемственности  и «подготовки» кадров;

- слияние экстремистских  объединений с транснациональной,  общеуголовной и экономической  организованной преступностью;

- институционализация, легализация  экстремистских организаций, их  лидеров, проникновение таких  организаций и их лидеров в  политическую элиту;

-  глобализация экстремизма;

-   использование конституционных  прав и свобод, в частности  права на свободу слова, для  пропаганды идей экстремизма;

- использование традиционных  религиозных институтов для распространения радикальных идей.

 

3.2 Меры противодействия  проявлениям экстремизма в России

 

Проблема распространения  экстремизма как социально-опасного и уголовно-правового явления  поставила вопрос о совершенствовании  общегосударственной системы его  предупреждения.

Основным законом Российской Федерации - Конституцией, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установлены запреты на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13), на любые  формы ограничения прав граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст.19), пропаганду и агитацию такого превосходства (ст.29). Таким образом, Конституция Российской Федерации является основой создания и развития законодательства, направленного на противодействие экстремистской деятельности (экстремизму).

С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии  экстремистской деятельности» противодействие  экстремизму официально признано актуальным направлением правоохранительной работы. Названный Закон определяет правовые и организационные основы противодействия  экстремистской деятельности, что согласно правовому акту сделано в целях  защиты прав и свобод человека и  гражданина, а также основ конституционного строя и обеспечения целостности  и безопасности Российской Федерации. В уголовном законодательстве данный Закон был отражен в ст. ст. 2821 («Организация экстремистского сообщества»), 2822 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ. В последствии Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ в отдельные законодательные акты были внесены изменения и дополнения в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму.

Информация о работе Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности