Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, а также проблемы борьбы с данным видом преступлений.
Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа применения статей 174 и 174.1 УК РФ1.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЁННЫХ НЕЗАКОННЫМ ПУТЁМ…………………………………………………………………………..4
Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем…………4
Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым незаконным путем……........11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённым ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ ………………………….17
2.1. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений……………………………………....17
2.2. Предупреждение легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………......23
2.3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём……………………………..27
Заключение……………………………………………………….....31
библиографический список………………………………33

Файлы: 1 файл

Я.docx

— 72.04 Кб (Скачать файл)

2.3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

 

В настоящее время в  России идет динамичный процесс формирования базовых институтов рыночного хозяйства, характеризующийся наличием острых противоречий и криминальных деформаций, что связано с углублением  системного кризиса и ускоренной либерализацией внешнеэкономической  деятельности. Криминализация экспорта и импорта капитала стала важнейшей  особенностью трансграничного перемещения  экономических ресурсов через таможенную границу Российской Федерации. В стране складывается качественно иная криминальная ситуация, представляющая значимую угрозу экономической безопасности страны.

Одновременно следует  иметь в виду, что в условиях глобализации и расширения международных  связей, торговли, свободного движения капиталов все существующие материальные ресурсы в производственной и  сбытовой сфере уже имеют собственника и поделены. В связи с этим, основная конкурентная борьба переместилась  из товарных рынков в финансовые, где  самым важным стал поиск возможностей выгодно дать или взять в долг (с помощью различных финансовых инструментов) 26.

Сегодня в России борьба с легализацией преступных доходов, включающая их выявление, изъятие и  конфискацию, является одним из важнейших  стратегических направлений обеспечения  экономической безопасности страны. Она позволит в той или иной степени решать следующие задачи27:

  1. защита экономики от криминальных инвестиций;
  2. подрыв финансовой основы деятельности преступных организаций;
  3. пополнение доходной части бюджета;
  4. выход от нижнего звена исполнителей на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций.

Одним из ведущих направлений  деятельности мирового сообщества в  последние годы стало противодействие  отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Очевидно, что существование  эффективной системы противодействия  отмыванию преступных доходов и  финансированию терроризма невозможно без активного участия организаций, выполняющих функции посредников  при проведении различных финансовых операций. Так, обязанность выявлять подозрительные операции и сообщать о них в уполномоченный орган распространяется на максимально широкий круг финансовых организаций, а также других вероятных посредников, включая адвокатов и нотариусов. Совместно с Банком России государственные органы выстроили эффективную систему взаимодействия, позволяющую обеспечить надлежащее исполнение кредитными организациями законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В банках созданы и действуют службы внутреннего контроля, где трудятся квалифицированные специалисты, которые ответственно относятся к работе28.

Такой подход российского  банковского сообщества к организации  работы по противодействию легализации  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма позволил сообщать в контролирующие органы о  подозрительных операциях. Но, несмотря на это, остается проблема, требующая  особого внимания. Это действующие  пути отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Не так  давно, по инициативе президента Российской Федерации Дмитрия Медведева  в статьи 174 и 174.1 УК РФ были внесены  изменения.

В статье 174 УК РФ появился обязательный признак  легализации: ее целью стало «придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами». Четкого понятия легализации до сих пор в законе не было, и это давало возможность следствию трактовать его как угодно. Само наказание за легализацию, по статье 174, теперь предусматривает возможность ограничения свободы, в ч.2 до одного года, а в ч.3 и 4 - до двух лет. Теперь по статье 174.1, ответственность, за деяние совершенное не в крупном размере - не наступает. О чем свидетельствует исключение части первой из данной статьи в том виде, в каком она была в предыдущей ее редакции. Значительно снизился размер ответственности. Так, например, по ч.3 настоящей статьи за деяния предусмотренные ч.1 и 2 совершенные организованной группой, срок лишения свободы теперь составляет от 7-10 до лет, ранее от 10 до 15 лет. Следовательно, данное деяние, по части 3 настоящей статьи, теперь будет признаваться тяжким (ранее особо тяжким). Понижен максимальный размер штрафов, применяемых как в совокупности с лишением свободы, так и без29.

Также, размер особо крупного ущерба по экономическим  статьям повысился до 6 миллионов  рублей. Ранее действующие уровни были вшестеро меньше. Современное  российское законодательство, регулирующее вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нуждается в существенной корректировке в соответствии с  мировыми стандартами, что входит в  перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года. В нормативные акты необходимо включить требования о либерализации  режима банковской и коммерческой тайны  и конфискации доходов, полученных преступным путем, в целях борьбы с отмыванием денег. Следует детально проработать формы и процедуры  международного сотрудничества государств и организаций, учитывающих специфику  данной деятельности, которая должна осуществляться в рамках мероприятий, направленных на разработку национальной стратегии противодействия отмыванию  денег и создания системы международного финансового контроля в банковской сфере и иных финансово-кредитных  институтах развитых стран30.

 

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на то обстоятельство, что  при совершении преступлений, предусмотренных  ст. ст. 174, 174.1 УК РФ, нарушается либо создается  угроза нарушения достаточно широкого круга общественных отношений, тщательное сравнение содержания уголовно-правовых норм, выраженных в данных статьях, приводит к выводу о том, что для  рассмотренных преступлений основной непосредственный объект является тождественным. В силу посягательства исследуемых  преступлений на один и тот же основной непосредственный объект ст. ст. 174, 174.1 УК РФ посвящены уголовно-правовой охране сходных общественных отношений. Учитывая изложенное и соглашаясь с  отнесением ст. ст. 174, 174.1 УК РФ к главе 22, наиболее верным считаем определение  основного непосредственного объекта  указанных преступлений как общественных отношений, связанных с осуществлением легальной предпринимательской  и иной экономической деятельности. Указание ряда ученых о необходимости  выделения в качестве дополнительного  объекта преступлений, предусмотренных  статьями 174, 174.1 УК РФ, интересов правосудия, приводит к выводу о том, что здесь  вполне можно поставить под вопрос факт включения данных норм в УК РФ.

Относительно установления ответственности  за отмывание денежных средств или  иного имущества, приобретенных  лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), помимо изложенного  ранее, необходимо отметить, что обозначенное мнение оправдывается положениями  Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов  от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.), ETS N 141. Согласно пункту 2 статьи 6 Конвенции внутренним законодательством может быть предусмотрено, что правонарушения, приведенные в этом пункте, не применяются к лицам, совершившим основное правонарушение. То есть лицо, совершившее основное преступление, может не признаваться субъектом отмывания. На отсутствие необходимости в норме об ответственности за отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), указывают следующие обстоятельства. Во-первых, при заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений наступает ответственность по ст. 316 УК РФ (глава 31 «Преступления против правосудия»); во-вторых, при заранее обещанном укрывательстве образуется соучастие в преступлении, за которое также УК РФ предусмотрена ответственность. В то же время исключение ст. 174 УК РФ видится фактически невозможным по причине принятия государством перед мировым сообществом обязательств по криминализации отмывания преступных доходов. Хотя, с другой стороны, в Конвенции прописано лишь то, что каждая Сторона принимает законодательные и другие необходимые меры с целью квалифицировать отмывание в качестве преступления, а не предусматривать отдельную уголовно-правовую норму об ответственности за его совершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26. декабря 2009. № 4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2012. 29 ноября.

 

Специальная литература

 

  1. Завидов Б.Д., Андреев Н.М. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств // Адвокат. - 2011. - № 3. - С.30.
  2. Волотова Е.О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем // Адвокат. - 2011. - № 2. - С. 62.
  3. Коростелев С.Ю. Объект и предмет преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем); см. также: Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Ветров Н.И. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 115с.
  4. Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 19.
  5. Крамарев С.Л. Экономические преступления: учебно-методический комплекс. Брянск: РИО БГУ, 2011. -С.68.
  6. Рарог А. И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. — М.: Проспект, 2012. –  С. 212.
  7. Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.А. Лопашенко. -М.: Юрлитинформ. 2012. - С.321.
  8. Новиков С.А. Противодействие легализации криминальных доходов: новые уголовно-правовые и уголовно-процессуальные подходы // Российский следователь. - 2011. - № 2. - С. 56.
  9. Жубрин Р.В. Вопросы расследования легализации преступных доходов // Российский следователь. - 2012.- № 1. - С. 18.
  10. Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 20.
  11. Селютин А.В. Особенности уголовно-правового регулирования преследования руководителей кредитных организаций за совершение преступлений в финансово-кредитной сфере // Банковское право. - 2012. - № 4. -С. 87.
  12. Соловьев А.В. Правовые и криминалистические проблемы противодействия легализации преступных доходов. Краснодар, 2010. - С. 235.
  13. Селютин А.В. Особенности уголовно-правового регулирования преследования руководителей кредитных организаций за совершение преступлений в финансово-кредитной сфере // Банковское право. - 2012. - № 4. -С. 60.
  14. Емцева А.А. Признаки объективной стороны легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ) // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 157 – 161.
  15. Денисов И.К. Понятие легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества в отечественном уголовном праве // Адвокат. - 2011. - № 4. - С. 30.
  16. Кругликов Л.Л. О средствах законодательной техники в уголовном праве // Проблемы юридической техники в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Ярославль, 2010. – 112с.
  17. Особенности прокурорского надзора за выявлением и расследованием преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: методическое пособие. / Литвиенко А.Н. М., 2009. – 150с.
  18. Журавлев М.П., Журавлева Е.М. Ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: Закон и судебная практика // Журнал российского права. - 2011. - № 3. – С. 47.
  19. Зимин О. В., Болотский Б. С. Сравнительно-правовой анализ международных и национальных правовых норм Российской Федерации в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных в результате совершения преступления // Право и экономика. - 2010. - №4. - С. 45.
  20. Эминов Е.В., Логинов Ю.В., Бронников С.А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству М., 2009. - С. 90.
  21. Данилова Н. А. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Юридический консультант. - 2009. – 258с.
  22. Харук А.Л. Совершенствование уголовного законодательства в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, совершенных с использованием офшорных зон // Российский следователь. - 2011. - № 2. - С. 36.
  23. Голец Г.А. Легализация доходов, полученных преступным путем, через обман граждан // Безопасность бизнеса. - 2010. -  № 3. - С. 56.
  24. Дракина М.Н. Роль кредитных организаций в обеспечении функционирования механизма противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Банковское право. - 2010. - № 5. - С. 58.
  25. Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений // Право и экономика. - 2011. - № 10. - С. 45.
  26. Ларичев В.Д. Совершенствование законодательства о борьбе с «отмыванием» денег, полученных преступным путем // Государство и право. - 2012. - №8 - С. 110.
  27. Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012.- № 1. – С 24.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 29.11.2012.

2Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.

3Завидов Б.Д., Андреев Н.М. Уголовно-правовой анализ легализации (отмывания) денежных средств // Адвокат. - 2011. - № 3. - С.21-28.

4Волотова Е.О. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем // Адвокат. - 2011. - № 2. - С. 38 - 51.

5 Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа.

6 Коростелев С.Ю. Объект и предмет преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем); см. также: Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Ветров Н.И. М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 108.

7 Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 9 - 12.

8Крамарев С.Л. Экономические преступления: учебно-методический комплекс. Брянск: РИО БГУ, 2011. -С.56-61.

9Рарог А. И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник. — М.: Проспект, 2012. –  С. 14-16.

10 Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. Н.А. Лопашенко. -М.: Юрлитинформ. 2012. - С.214-223.

11Новиков С.А. Противодействие легализации криминальных доходов: новые уголовно-правовые и уголовно-процессуальные подходы // Российский следователь. - 2011. - № 2. - С. 35 - 40.

12 Жубрин Р.В. Вопросы расследования легализации преступных доходов // Российский следователь. - 2012.- № 1. - С. 13 - 14.

13 Ревин В.П., Стахов Я.Г. Правовое обеспечение противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 9 - 12.

14 Селютин А.В. Особенности уголовно-правового регулирования преследования руководителей кредитных организаций за совершение преступлений в финансово-кредитной сфере // Банковское право. - 2012. - № 4. -С. 54 - 58.

15Соловьев А.В. Правовые и криминалистические проблемы противодействия легализации преступных доходов. Краснодар, 2010. - С. 235.

Информация о работе Уголовно–правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём