Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на целостность растительного мира (флоры)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Экологические преступления, то есть уголовно наказуемые посягательства на окружающую среду, представляют собой разновидность поведения, приносящего вред окружающей среде. Однако, в условиях принципиально нового, в корне изменившегося подхода к экологическим проблемам, борьба с ними привлекает самое серьезное внимание. Это объясняется рядом обстоятельств. Прежде всего, экологические преступления – это осознанное противопоставление индивида общественным интересам, поведение, которое состоит в нарушении проверенных, важных, санкционированных государством, и одобренных обществом правил поведения.

Содержание работы

Введение
Ответственность за нарушение природоохранительного законодательства стр. Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на целостность животного мира (фауны)
Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на целостность растительного мира (флоры)
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Уголовная ответственность за  экологические преступления.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Комсомольским бассейновым  природоохранным прокурором совместно  с заместителем Главы администрации Комсомольского района 17 мая 2001 года был организован и проведен рейд с целью проверки выполнения конкретных мероприятий по пресечению браконьерства. 04 июня 2001 года Комсомольским бассейновым природоохранным прокурором была осуществлена проверка, с выездом в п. Новоильиновка, деятельности ООО «Амуррыбпром» по использованию разрешительных билетов на вылов 3,2 тонн осетра и 13 тонн калуги. Нарушений установлено не было.

В 2001 году в ходе выполнения мероприятий по пресечению браконьерства  всеми правоохранительными органами г. Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района было изъято незаконно выловленной и незаконно производимой рыбы и икры осетровых пород, в том числе при проведении рейдовых мероприятий на Метеорах, следовавших по маршруту г. Николаевск-на-Амуре – г. Хабаровск, 2336 кг. и 285 кг. соответственно, сданной только ООО «ТРК». Сумма от реализации рыбопродукции – 572685 рублей.

С целью осуществления  координации борьбы в сфере использования  природных ресурсов прокуратурой истребованы  и изучены уголовные дела и материалы Комсомольского РОВД.

Наиболее распространенные преступные деяния – незаконная добыча рыб осетровых пород в мае-июне и лососевых в сентябре с причинением  крупного ущерба, с применением самоходного  транспортного плавающего средства в местах нереста и на миграционных путях к ним группой лиц по предварительному сговору.

 

 

Возбуждено уголовных  дел Комсомольской – на - Амуре  бассейновой природоохранной прокуратурой:

 

 

Охрана рыбных запасов  во внутренних водоемах (в бассейне р. Амур, других реках) осуществлялась в 1999 силами 14 районных и одной оперативной инспекцией рыбоохраны в составе 187 человек, из которых реально охраной запасов занимались 160 госинспекторов. Учитывая большую протяженность  обслуживаемых речных и площадь озерных водоемов, в среднем на одного госинспектора рыбоохраны в крае приходится свыше 600 км рек и проток.

Основное внимание Амуррыбводом уделяется охране наиболее ценных видов  рыб – лососевых и осетровых. Каждым инспектором вскрывается  более 80 нарушений в год или в целом по краю 15 тыс. нарушений.

У нарушителей изъято 118, 6 т. рыбы, в том числе около 5 тонн незаконно заготовленной икры, конфисковано 9 тыс. запрещенных орудий лова, из них 7 320 сетных и 1680 других снастей.

По вскрытым нарушениям Правил рыболовства и охрана рыбных запасов привлечено к ответственности 15100 чел., на которых наложен в административном порядке штраф в размере 1870 рублей, предъявлено исков на возмещение ущерба за незаконный вылов рыбы – 5175 тыс. руб., 13 человек привлечено к уголовной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уголовная  ответственность за экологические  преступления, посягающие на целостность растительного мира (флоры)

Эколого-правовой режим пользования растительным миром

В преамбуле Лесного  Кодекса РФ, принятого Государственной Думой сказано, что «лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии».

Лесной фонд РФ относится к федеральной государственной собственности. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кодекс РФ значительно  расширил полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений.

Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительную  функции. В настоящее время общая  площадь лесов России составляет 1,826 млн. га., в том числе покрытых лесом земель – 771 млн. га (65%), а запасом древесины 81,6 млрд. куб. м.

В течение десятилетий  в лесном хозяйстве России велись «условно сплошные» рубки, которые  привели к огромным потерям и  ухудшению породности состава лесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования – к постоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах и пренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России. За последние 20 лет переруб расчетных лесосек и бессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительному сокращению запасов хвойных лесов на 17-20%. Леса поглощают около 70% загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

За последние два-три  года положение в лесном хозяйстве  России значительно ухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодно вырубаются леса на площади 2 млн. гектаров, а значит, сокращается экспорт леса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса в России осуществляется на площади 12 млн. гектаров. Экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверно возрастает.

Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га. С учетом этих обстоятельств и разработана Государственная программа восстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность и стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Зарубежный опыт ведения  лесного хозяйства в условиях рыночных отношений свидетельствует  о необходимости централизованного  государственного управления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического и ресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских и местных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы.

Лес – один из основных видов растительного покрова  Земли, источник древесины, разнообразных  растительных продуктов, среда обитания животных. Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, в предупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играют решающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и, следовательно, в установлении климатического баланса на планете, в создании необходимых условий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворных микробов.

Юридическое понятие  леса связано с формированием  лесного фонда РФ. Его составляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориям земель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом (вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дороги и другие).

Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права  собственности и объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока они произрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьями и прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей – с другой. Срубленные деревья не являются частью леса, а представляют собой самостоятельные объекты права собственности – древесину.

Различают регулирование  эколого-правового режима лесопользования  со стороны государства и внутрихозяйственное  управление со стороны лесопользователей. Государственное регулирование  является формой осуществления функций, вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оно подразделяется на общее и специальное. Государственное регулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов осуществляется Правительством лесов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственными органами.

Органами отраслевой компетенции по регулированию эколого-правового  режима лесопользования являются Федеральная  служба лесного хозяйства и ее территориальные органы. К ним относятся: органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальные парки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов. Эти органы обеспечивают реализацию государственной политики в области использования. Воспроизводства, охраны и защиты лесов.

В системе органов  лесного хозяйства имеется аппарат  государственной лесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным для  него Положением. Он наделяется правами по предупреждению и пресечению нарушений лесного законодательства.

Для организации рационального  использования лесов, их воспроизводства, охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными  изменениями лесного фонда и обеспечения долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций, граждан производится государственный учет лесов и ведется государственный лесной кадастр по единой системе.

Распоряжение лесным фондом представляет собой совокупность распорядительных действий соответствующих  государственных органов, владельцев лесного фонда, в качестве которых  определены лесхозы; сельскохозяйственные организации, образованные при реорганизации колхозов и совхозов; национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством; государственные природные заповедники; учебных заведений.

Лесопользователи обязаны  соблюдать требования по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесных ресурсов.

В лесном фонде РФ в  соответствии с народнохозяйственным и экологическим значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями, устанавливается деление лесов на группы и категории защитности. Лесной фонд РФ состоит из лесов первой, второй и третьей группы, а первая группа лесов относится к категории защитности.

К первой группе относятся  леса, основным назначением которых является выполнение природоохранных, экологических и иных защитных функций, а также леса особо охраняемых территорий.

Ко второй группе относятся  леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные и ограниченные эксплуатационные функции, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим пользования лесным фондом.

К третьей группе относятся леса много лесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине, без ущерба экологических функций этих лесов. Эти леса подразделяются на основные и резервные. Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствие их удаленности от транспортных путей.

Лесопользователями в  РФ могут быть юридические лица, в том числе иностранные, и  физические лица, обладающие правом на пользование лесным фондом в соответствии с законодательством РФ. Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование, на срок до одного года, или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет.

Лесопользователи вправе использовать представленные им участки лесного фонда на основании специальных разрешительных документов: лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны  возместить ущерб за вред, причиненный  ими лесному фонду, в размерах и порядке, установленных соответствующими органами государственной власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации. В таком же порядке возмещают ущерб, причиненный незаконным уничтожением или повреждением полезащитных полос на землях сельскохозяйственных предприятий либо иных защитных и озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд. Действующим законодательством утверждено десять видов такс для взыскания ущерба, причиненного лесонарушениями. Ущерб, причиненный лесным пожаром, возмещается, исходя из стоимости потерь товарной древесины, затрат по очистке территории и приведению ее в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве, расходов по проведению лесовосстановительных работ и выращиванию лесных культур, а также стоимости средств тушения пожара.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушение экологических связей в экосистемах стали глобальными  проблемами. И если человечество будет  продолжать идти по нынешнему пути развития то его гибель, как считаю ведущие экологи мира, через два – три поколения неизбежно.

Несмотря на принимаемые  Российским государством меры по оздоровлению окружающей среды, экологические отношения  по  - прежнему продолжают развиваться  в неблагоприятном для природы и общества направлении.

Возрастание угрозы экологической  катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости  рационализации экологопользования и  координации усилий в области  охраны окружающей среды в рамках всего международного сообщества. В настоящее время, в период надвигающегося экологического кризиса на всей планете, всем ныне живущим необходимо решить задачи перехода от эксплуатации и завоевания природы к ее сохранению и сотрудничеству с ней. В этих условиях экология человека приобретает особо важное значение, поскольку нормальные условия его существования прямо зависят от того, насколько человек вписывается в природу, способен познать ее законы и использовать ее в своей жизни.

 К регулируемым  экологическим общественным отношениям одновременно применяются «правовые нормы различных систем законодательства, в том числе и уголовного. При одновременном срабатывании на конкретном участке правового регулирования разнородных норм создается качественно иной стиль правового регулирования».

Информация о работе Уголовная ответственность за экологические преступления, посягающие на целостность растительного мира (флоры)