Уголовная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение существования и развития причин экономической преступности и предложение мер по ее предупреждению.
Цель исследования достижима путем решения следующих задач:
рассмотреть понятие экономической преступности в современной отечественной криминологии;
изучить общую характеристику причинного комплекса экономической преступности с Советской и современной России;
рассмотреть вопросы, связанные с предупреждением экономической преступности в России и деятельностью органов внутренних дел в этом направлении.
Методологическая основа дипломной работы базируется на фундаментальных теоретических положениях отечественной и зарубежной криминологии, методологических принципах юридических отраслей знания, главным образом наук так называемого криминального цикла (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, уголовно-исполнительного права).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
Глава 1: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ……………………………….………………………………….6
§ 1.Российская криминология о понятии экономической преступности……………………………………….……………………..………….6
§ 2.Причины экономической преступности в Советской России……….………………………………………………………………………11
§ 3.Причины экономической преступности в современной России……………………………………………….………………………………20
Глава 2 :ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ………………………………………….……………...……….35
§ 1.Общая характеристика системы предупреждения экономической преступности…..…………………………………………...…….………....………35
§2.Методы предупреждения экономической преступности………..…..………………………………………………………….39
§ 3.Деятельность органов внутренних дел по предупреждению экономической преступности….…………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….…63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………..66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

Законом от 3 марта 1999 г. О внесении изменений и дополнений в Законе РСФСР «О милиции» усилены  профилактические обязанности милиции. На нее теперь возложена социальная функция давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности (п.11 ст.10).

Этим же Законом  милиция наделена другими дополнительными правами. В частности, правом при наличии достаточных данных, что граждане и должностные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии данных о наличии законных оснований их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которым возложен на лицензию законодательством РФ84.

Несомненно, будет  способствовать усилению предупредительного воздействия на экономических правонарушителей право, предоставленное изменениями и дополнениями к закону о милиции, задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью, которых были совершены проникновение либо попытки проникновения на охраняемые милицией территории и объекты. – ГАЛЯ, МИЛИЦИИ НЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Органы внутренних дел, таким образом, в основном ведут  общую профилактику экономических  преступлений. Хотя определенное место  занимает и их индивидуальная профилактика.

Общая профилактика экономических  преступлений, во-первых, в информационном ее обеспечении, во-вторых - в мерах реагирования на информацию о криминогенных факторах. Информацию о причинах и условиях экономических преступлений оперативные работники получают при проведении оперативно-розыскных, а также проверочных действий по обнаружению и раскрытию преступлений, в том числе путем оперативно-экономического анализа. При помощи оперативно-экономического анализа изучаются материалы ревизий, инвентаризаций, отчеты о производственной и финансовой деятельности, первичные документы учета, ведомственные нормативные акты и т.д.

Другой формой получения  информации о криминогенных факторах выступает анализ материала средств  массовой информации, писем населения, в том числе с использованием метода контент-анализа.

Третьей формой выявления причин и условий экономических преступлений является проведение опросов населения, экспертов, преступников и их жертв.

МВД РФ проводится дважды в год мониторинг мнения населения  о деятельности органов внутренних дел. В соответствующие анкеты включены и вопросы отражающие мнение людей об основных криминогенных факторов, о виктимизации респондентов и о причинах их не обращения в милицию в случае совершения против их преступления.

В качестве четвертой  формы выявления криминогенных  факторов можно назвать такие специальные оперативно-профилактические мероприятия как комплексные операции типа «Металл», «Урожай», «Трал», «Рынок», рейды, и просто проверки.

Большое внимание аппараты по борьбе с экономическими преступлениями уделяют профилактике преступлений в промышленности. В 2004 г. проводились ежемесячные целевые операции «Трал», «Металл» по предупреждению и пресечению хищений стратегических сырья и материалов. Население информировалось о работе по обеспечению сохранности стратегического сырья.

В 2004 г. аппаратами БЭП края проведено 214 проверок законности использования федеральной собственности, из них 55 совместно с налоговой инспекцией и полицией, 27 совместно с Комитетом по управлению государственным имуществом и Фондом федерального имущества.

Проведено изучение 825 фирм-посредников, осуществляющих бартерные и иные операции с крупными предприятиями недоимщиками, в том числе 76 проверено  совместно  с налоговыми органами.  В результате проверок доначислено в бюджет 6,2 млн. рублей. От выявленных преступлений и профилактических мероприятий возмещено и получен экономический эффект в размере 64 миллиона рублей.    – ДАННЫЕ 10-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ!!!!! 

В целях предупреждения и пресечения хищения драгоценных  металлов с предприятий и организаций, использующих их в своём производстве, работниками БЭП и государственной инспекцией пробирного надзора были проверены 12 предприятий, 10 ювелирных мастерских. В ходе этих проверок выявлены серьёзные нарушения по учёту, хранению и расходованию драгоценных металлов. Выявлено и дополнительно поставлено на учёт не учтённых драгоценных металлов в чистом весе:

золота - 56,8 кг

серебра - 543,5 кг

платины - 0,8 кг

палладия - 0,7 кг

на общую сумму 3,9 мил. рублей.

В ходе проведения операции Урожай 2004» направленной на предупреждение и раскрытие преступлений в период уборки, перевозки, хранения, переработки урожая, сохранность семенного фонда и урожая.

1. выявлено уголовных преступлений - 215 (из них: 193 - кражи, 47 - присвоение вверенного имущества, 24 - мошенничества, 4 - взяточничество);

2. количество лиц совершивших преступлений - 407;

3. сумма причиненного материального ущерба - 700.000 рублей;

4. возмещение ущерба, в том числе изъято - 502.361 руб.;

· денежных средств - 220.746 руб.;

· зерна (тонн/тыс. руб.) - 19.686 / 11.135 руб.;

· ГСМ  (тонн/тыс. руб.) - 27 / 127.000 руб.);

· плодоовощной продукции  (тонн/тыс. руб.)  - 11 /18.992 руб.;

5. наложен арест на имущество - 195.950 руб..

По борьбе с  незаконным оборотом спирта и алкогольной  продукции аппаратами БЭП в 1998 г.:

    1. Осуществлено проверок - 35.554;

            2. Выявлено нарушений - 8.376, в том  числе:

         - налогового законодательства -1.011;

             - отсутствия лицензий -1.025;

             - отсутствия специальной маркировки -3.128;

             - фальшивые марки -2.223;

             - несоблюдение минимальных цен  -979;

         3. Возбуждено уголовных дел в  сфере оборота алкогольной продукции - 225;

             4. Принято решений о приостановлении  и аннулировании лицензий - 84 , в том числе:

          - предприятий, производящих спирт и алкогольную продукцию - 4;

                - организаций оптовой и розничной  торговли -  84;

          5.Перечислено акцизов  в бюджеты  различных уровней 625.000 тыс. рублей (против 514.000 тыс. рублей 1997 года);

       6. Доначислено в результате работы  органов внутренних дел в бюджеты  различных уровней  47,2 тыс. рублей;

          7. Изъято из незаконного оборота спирта и алкогольной продукции 177.141 дал, на сумму 63.929 тыс. рублей, в том числе:

         - спирта  54 тонны на сумму 1.350 тыс. рублей;

          - алкогольной продукции 172.831 дал  на сумму  63.169 тыс. рублей;

        - в том числе опасной для жизни и здоровья потребителей 10.200 дал на сумму 3.672  тыс. рублей.

8. Выявлено нелегальных   производств спирта и алкогольной  продукции - 71;

       9. В них изъято алкогольной  продукции  2.444 дал на сумму  760,3 тыс. рублей.

           10. Выявлено 73 коммерческих структуры, занимающихся незаконным  предпринимательством в сфере оборота алкогольной продукции, сумма полученного неконтролируемого дохода 5.171 тыс. рублей.

Для работников аппарата дознания и предварительного следствия выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в соответствие со ст.21 УПК РСФСР, является процессуальной обязанностью. Поэтому данная работа проводится или в процессе проведения следственных и судебных действий: допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, осмотров, экспертиз и т.д.

Другое, и при  том основное направление общей  профилактики экономических преступлений выражается в воздействии на причины и условия, способствующие преступлениям.

Преобладающей и наиболее распространенной формой реагирования на выявленные криминогенные факторы выступают внесение представлений о принятия мер по устранению этих причин и условий, предусмотренное как Законом о милиции (п.13 ст.11), так и УПК РФ. УПК обязывает, что не позднее, чем в месячный срок по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление. В Законе о милиции подобной нормы не имеется. Однако в случае непринятия мер по устранению выявления недостатков орган милиции может сообщить об этом в прокуратуру, в вышестоящий орган исполнительной власти.

В хозяйственные (коммерческие) органы, предприятия  и организации также направлены 595 информации, у них рассмотрено  с реализацией внесенных предложений 432 информации. – УПК УЖЕ РФ, А НЕ РСФСР

Другой формой реагирования на криминогенные факторы, являющиеся гражданским, административным правонарушением  или преступлением является привлечение  к административной или уголовной ответственности.

В отдельных  случаях формами устранения криминогенных факторов могут быть такие действия работников милиции, предусмотренные законом «О милиции» как: а) аннулирование лицензий на занятие частно-охранной и частно-детективной деятельностью,  разрешений на хранение, ношение, изготовление, торговлю и иное использование огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов; б) запрещение деятельности мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых веществ; в) изъятие указанных предметов; г) проведение контрольных закупок; д) приостановление деятельности предприятий торговли и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере торговли; е) дача обязательных предписаний по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов; обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, нарушений установленных правил хранения и использования огнестрельного оружия боеприпасов к нему и взрывчатых материалов; з) отстранение от управления транспортными средствами в состоянии опьянения; ж) охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами, принадлежащее им имущество; и) прием экзаменов и выдачи удостоверения на право управления автотранспортными средствами; к) организация и проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств; л) запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу опасности дорожного движения. – МИЛИЦИИ НЕТ!!!!!!!

Кроме того, в целях  воздействия на причины и условия, способствующие экономическим преступлениям используются формы, не регулируемые законом, но и не запрещенные им. В первую очередь, среди них по степени эффективности выделяются выступления в средствах массовой информации со статьями, интервью по отдельным факторам экономических преступлений, вызывающих общественный интерес, а также по разъяснению действующего законодательства. В этом деле широко используются возможности пресс-центров МВД и УВД (МВД) регионов.

В целях предупреждения фальшивомонетничества население информировалось о признаках, находящихся в обращении фальшивых денежных знаков и действиях в случае их обнаружения. По этим вопросам в газетах было опубликовано 15 статей, проведено 20 передач по Российскому и Нижегородскому телевидению, 17 выступлений по областному радио. В связи с деноминацией денег УБЭП ГУВД Краснодарского края была разработана памятка о признаках поддельных купюр и действиях в случае их обнаружения.

Весьма редко сейчас используется ранее традиционная форма  профилактики - участие работников органов внутренних дел в правовой пропаганде. Особенно эффективны выступления дознавателей и следователей по материалам конкретных уголовных дел. Незнание законодательства является одним из криминогенных факторов, однако общество «Знание» перестало заниматься правовым просвещением. Средства массовой информации также не уделяют этому внимания. Система правового всеобуча, действовавшая  в стране в годы социализма, разрушена.

Юридической литературы, правда, сейчас издается больше и по тиражу и по количеству изданий. Однако она настолько дорога, что недоступна большинству граждан, как и компьютерные справочники законодательства типа «Консультант плюс».

Косвенное воздействие  на криминогенные факторы экономической  преступности в определенной мере возможно и путем индивидуальной профилактики, которая выражается в работе с лицами, склонными к совершению преступлений. Закон «О милиции» возлагает на милицию обязанности: 1) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений (п.18 ст.10); 2) участвовать, а предусмотренных законом случаях и порядке в контроле за поведением лиц, осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы либо наказание назначено условно (п.18 ст.10); 3) осуществлять совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленном законодательством РФ, наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих (п.22 ст.10). – МИЛИЦИИ НЕТ!!!!

Информация о работе Уголовная ответственность юридических лиц