Уголовная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение существования и развития причин экономической преступности и предложение мер по ее предупреждению.
Цель исследования достижима путем решения следующих задач:
рассмотреть понятие экономической преступности в современной отечественной криминологии;
изучить общую характеристику причинного комплекса экономической преступности с Советской и современной России;
рассмотреть вопросы, связанные с предупреждением экономической преступности в России и деятельностью органов внутренних дел в этом направлении.
Методологическая основа дипломной работы базируется на фундаментальных теоретических положениях отечественной и зарубежной криминологии, методологических принципах юридических отраслей знания, главным образом наук так называемого криминального цикла (уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, уголовно-исполнительного права).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….…………………….3
Глава 1: ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ……………………………….………………………………….6
§ 1.Российская криминология о понятии экономической преступности……………………………………….……………………..………….6
§ 2.Причины экономической преступности в Советской России……….………………………………………………………………………11
§ 3.Причины экономической преступности в современной России……………………………………………….………………………………20
Глава 2 :ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ………………………………………….……………...……….35
§ 1.Общая характеристика системы предупреждения экономической преступности…..…………………………………………...…….………....………35
§2.Методы предупреждения экономической преступности………..…..………………………………………………………….39
§ 3.Деятельность органов внутренних дел по предупреждению экономической преступности….…………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………….…63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………..66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

Россия в течение  века переживала два коренных переворота в жизни и в сознании. Вначале, после 1917 г., произошла ломка ценностей самодержавия, а в 90-е годы - ценностей социализма. Но эта мирная революция не повлекла ни возвращения к ценностям старой России, ни внедрения новых демократических ценностей. В годы перехода к рынку криминализация и злоупотребления властью дискредитировали и такие либеральные ценности, как свобода мысли, слова, печати, демократия, гласность, свободные выборы, экономическая свобода. Правильно отмечает Р.В.Рывкина, что экономическая свобода резко усилила те теневые процессы, которые хотя и были в СССР, но жестко контролировались. В условиях же либерализации эти процессы приобрели массовый и криминальный характер58.

И поэтому закономерно  мнение 77,1% опрошенных, которые считают, что Россия сегодня - это страна, где законным путем прожить невозможно59.

Слабость России как  государства - новый фактор экономической  преступности. Постсоветское государство  само стало фактором криминализации. Сильным криминогенным фактором в начале реформ оказалась двойственность положения, в котором оказался бывший аппарат Советского государства, его чиновники: они внезапно превратились в «реформаторов». Они захватили «обвалившуюся» государственную собственность и тем самым стали уязвимыми для организованной преступности60.

И, как ни парадоксально, фактором криминализации оказалась сама экономическая политика, законы, стимулирующие противоправное поведение, совершение правонарушений самим государством, преступлений чиновниками, срастание их с преступными элементами, криминогенный характер управленческой деятельности61.

Трансляция традиций экономической преступности из СССР в постсоветскую Россию. Под ней  понимается воспроизводство и расширение традиций советской «теневой экономики», которая тогда представляла меньшую опасность, т.к. при отсутствии экономической свободы и частной собственности помогала одним жить лучше, другим уменьшать уровень дефицита товаров. Сейчас же теневая экономика, которая оценивается в 40%62 является, во-первых, способом уклонения от уплаты налогов (что ухудшает положение миллионов бюджетников), во-вторых, способом оказания запрещенных или просто неразрешенных услуг вне государственного контроля.

Правильнее было бы в  качестве отдельной группы криминогенных  факторов назвать влияние организованной преступности и в целом преступности на экономическое поведение, которое приобрело новое качество по сравнению с социализмом. Социализм не знал организованной преступности как относительно массового явления, несмотря на мнение некоторых авторов63. И не потому, что он хороший, а ввиду лишь того, что авторитарные, особенно тоталитарные режимы не допускают конкуренции власти в обществе и решительно подавляют ее, как правило, сопровождая это грубым попранием гражданских прав и свобод личности.

Именно криминализацию общества, массовый разгул преступности М.Н. Руткевич обоснованно относит к явственным проявлениям нравственной деградации общества64. Великой криминальной революцией назвал происходящее в России известный кинорежиссер, депутат Государственной Думы С. Говорухин.

Известный криминолог и  криминалист Б.В. Волженкин при анализе причин экономических преступлений,  пользуется нейтральным термином "обстоятельство",  выделяя факторы, действующие на макроуровне, определяющие само наличие преступности в экономике и  благоприятствующие ей;   и  обстоятельства,  способствующие  совершению конкретных преступлений.  Среди обстоятельств  общего  характера, определяющих современную экономическую преступность, он называет:

1) издержки экономической  политики,  экономики  и   социально немотивированный радикализм, а также непоследовательность в проведении реформ;

2) необоснованное  и  преждевременное отстранение государства  от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления  рынка,  недостатки существующей системы государственного контроля;

3) организационно-психологическую неподготовленность хозяйствующих  субъектов  и  населения,  отсутствие у населения навыков экономического поведения в новых условиях;

4) необоснованную   либерализацию  правового   регулирования, отставание правового регулирования хозяйственной деятельности;

5) недостатки в деятельности  правоохранительных органов;

6) сохраняющиеся  в   переходный период факторы,  характерные  для планово-распределительной экономики65.

Перечень криминогенных  факторов экономической преступности разными учеными формулируется  по-разному,  нередко  бессистемно,  так  что трудно проводить сравнительный анализ имеющихся различий и совпадений.

Например, авторы учебного пособия "Криминологическая  характеристика и  предупреждение  экономических преступлений" взяли  за основу своей концепции деление причин на общую (полную,  совокупную) и специфическую (конкретную),  а также условия и обстоятельства совершения конкретных преступлений.  Они в  качестве  полной причины экономических преступлений считают деформации:

- в отношениях собственности;

- в распределительных  отношениях;

- в товарно-денежных  отношениях;

- в отношениях управления.

Специфические или конкретные причины,  по их мнению, связаны с  содержанием  экономической политики,  с учетом реальных потребностей общества, с особенностями социального климата и т.д. Общие причины преступности  они связывают с самим переходом к рынку,  а специфические - с политикой проводимых реформ66.

В послании  Президента Федеральному собранию на 1998 г. пункт 5 раздела 4 посвящен защите экономики от преступности. В качестве причин ее резкого роста названы:

- неразвитость форм  правового  регулирования   реформируемой экономики;

- размытость границ  деятельности государства в экономической  сфере;

- неподготовленность государственных (в частности, правоохранительных и судебных) органов к деятельности в принципиально новой экономической обстановке67;

- побочные явления  энергии экономической свободы68.

Думается, что это далеко неполный перечень причин, вызвавших  криминальный бум. Более того, есть более важные, выше рангом криминогенные факторы. Среди них:

- колоссальная социальная  дезорганизация,  вызванная  новым  переворотом всей жизни страны; первоначальным накоплением капитала;

- номенклатурный (но зато  мирный) характер захвата государственной собственности;

- включение  в   предпринимательство многих криминальных  элементов;

- коррупция и т.д.

Впервые официально на высоком  уровне признано,  что проблема экономических преступлений и коррупции из числа полицейских,  какой она является в большинстве стран,  перешла у нас в разряд политических. В  послании  Президента утверждается,  что преступный мир, по существу,  бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию.  Появилось  немало хорошо организованных преступных групп со своими мозговыми центрами,  исполнителями, "судами", "силовыми подразделениями".  Эти преступные структуры расширяют свое влияние,  фактически осуществляют "регулирование" некоторых хозяйственных  отношений,  даже "защиту" собственников,  но уже по своим криминальным правилам69.

Конкретные проявления  причин  экономической  преступности в различных сферах,  явлениях экономической жизни имеет немало своеобразия, например,  в сфере приватизации. Материалы правоохранительных органов и средств массовой информации  свидетельствуют  о крупных злоупотреблениях  в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности. По мнению 114 работников МВД и ФСБ РФ правонарушения  чаще всего встречаются при приватизации объектов торговли (77% опрошенных), промышленности (49%), жилищно-коммунального хозяйства (45%), строительства (35%).

Чаще всего такие  правонарушения совершаются на стадиях  проведения инвентаризации производственных и непроизводственных фондов (41%), определения начальной цены при продаже объекта на аукционе (по  конкурсу) или величины уставного капитала акционерного общества (48%), оформления сделки приватизации (42%).

Респонденты считают, что  субъектами правонарушений в процессе приватизации чаще всего являются должностные лица местной  администрации (54%),  комитетов  по управлению государственным имуществом (34%),  самого приватизируемого предприятия (31% опрошенных).  44% респондентов непосредственно сталкивались со случаями, когда члены комитетов по управлению имуществом включали в  состав пайщиков приватизируемых объектов своих родственников.  Признаками, свидетельствующими о наличии коррупционных связей в  процессе приватизации, по мнению респондентов, в большинстве случаев являются: включение в состав пайщиков приватизируемых  объектов родственников и  знакомых должностных лиц органов власти и управления (59%), протекция либо необоснованное затягивание рассмотрения заявки на приватизацию (32%), завышение материального износа приватизируемого имущества (35%), суммы выкупа арендованного имущества (28%), фальсификация данных инвентаризации фондов приватизируемого предприятия, имущества (27%)70.

В качестве основных обстоятельств,  способствующих коррупционным и иным правонарушениям в процессе приватизации,  респонденты назвали: недостатки существующего уголовного,  административного, трудового и финансового законодательства  (54%),  неэффективность государственного и  общественного контроля за соблюдением законодательства о приватизации (44%),  недостаточно четкую регламентацию отдельных вопросов, регулирующих порядок и способы проведения приватизации (40%),  достаточно высокую степень защищенности коррумпированных лиц  (45%),  отсутствие специальных методов выявления, предупреждения и раскрытия правонарушений в процессе  приватизации (51%),  отсутствие  четкого определения коррумпированных преступлений (61%).

Как показало анкетирование,  подавляющее большинство сотрудников  органов внутренних дел и безопасности с недоверием относятся к проводимой приватизации. Поэтому 87% опрошенных считают целесообразной проверку законности всех актов приватизации имевших место в 1990-93 г.г. с последующей их отменой в случае обнаружения достоверно установленных фактов взяточничества и других преступных злоупотреблений.  Более половины респондентов (58% против 34%) считают необходимым установить контроль за доходами и расходами граждан.

На совершение экономических  преступлений оказывают влияние  и криминогенные факторы,  общие  для  всех умышленных преступлений. Среди них можно назвать правовой нигилизм,  ослабление нравственности, потерю ценностных ориентиров, терпимость к преступлениям, неоправданный либерализм к преступникам, безответственность, чувство вседозволенности, неправильное понимание демократии и свободы и т.д.

 

Глава 2: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

 

 

 

§1. Общая характеристика системы предупреждения экономической преступности

 

 

 

Демонтаж системы социализма,  переход к рыночной экономике  и к разнообразию форм собственности,  включающую и частную, требует коренного пересмотра  системы предупредительного  воздействия на экономические преступления.  Однако  при этом следует учитывать, что в  переходный  период,  когда вместе сосуществуют и будут существовать старые и новые формы экономической жизни, требует гибкого сочетания  старых  и новых форм и методов предупредительного воздействия на экономические правонарушения.

В  горбачевский период - период перестройки, затянулось топтание на месте и не был принят умеренный  вариант перехода к регулируемой рыночной экономике. Слишком долго продолжался поиск новых подходов к развитию социализма с "человеческим лицом".

И тогда из трех  вариантов  экономической реформы:  консервативного, умеренно-радикального и радикального в России был принят последний вариант.  При  умеренном  варианте реформ предполагалось,  комплексом крупных единовременных мер дать мощный импульс  формированию рынка  и  сразу  же создать механизмы регулирования этого процесса, поэтапно снять контроль над ценами, дополнить это сильной системой социальной поддержки населения, которая уже в подготовительный период должна была обеспечить увязку динамики доходов и цен. Комплекс единовременно проводимых реформ включал: введение пакета законов,  преобразующих отношения собственности, налоговую и кредитную  систему;  реформу оплаты труда;  реформу социального обеспечения, перестройку системы трудоустройства и введение пособий по безработице, индексирование фиксированных доходов с учетом роста стоимости жизни;  введение системы твердых,  регулируемых и свободных цен;  перестройку  материально-технического обеспечения производства71.

Проектировалось, что  вслед за этим государство получит  возможность регулировать процессы перестройки в экономике, используя  в сочетании гибкую политику цен  и доходов, государственные заказы и лимиты, финансово-кредитные рычаги. Маневрируя ценами и доходами, можно было поддерживать стимулы производства и избежать чрезмерного напряжения в обществе.  Если это приведет  к  повышению  темпа инфляции,  то в ход пойдут жестокие финансовые меры,  ограничение кредита денежной массы. Таким образом, этот вариант, допуская регулируемый рост цен и доходов, позволял остановить нарастание дефицита и спад производства, открывал реальный путь к формированию рынка. Этот вариант предусматривал и предупреждение криминогенных послесловий перехода к рыночной экономике.

Информация о работе Уголовная ответственность юридических лиц