Шпаргалки по "Уголовно-исполнительному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные/зачетные вопросы по "Уголовному праву"

Файлы: 28 файлов

КУРСОВАЯ возр псих.doc

— 214.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

направление.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

изменение вида.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

юрпомощь.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

режим особых условий.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

21.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

21.

К - система наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

В зависимости  от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

  • Международный:
  • государственный,
  • общественный контроль.

Международный контроль предусмотрен Всеобщей декларацией  прав человека ( 1948 г. ), Международным  пактом о гражданских и политических правах ( 1966 г. ), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ). Существуют четыре формы международного контроля.

Первая –  периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая –  сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания.

Третья –  индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая –  посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена  Совета Европы.

Государственный контроль. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Общественный  контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации.

Контроль Уполномоченного  по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный  по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность  Уполномоченного в этой сфере  регламентирована Федеральным конституционным  законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и  органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает  жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства  и иностранных граждан, в том  числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам в РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Получив жалобу Уполномоченный имеет право:

а) принять жалобу осужденною или иного лица к рассмотрению;

б) разъяснить осужденному средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

в) направить  жалобу государственному органу, например в Главное управление исполнения наказаний Минюста РФ, для разрешения жалобы по существу;

г) отказать в  принятии жалобы к рассмотрению.

При проведении проверки по жалобам о нарушениях прав человека в местах отбывания  наказания Уполномоченный вправе без  специального на то разрешения и беспрепятственно посещать их, запрашивать и получать от органов и учреждений, исполняющих наказания, вышестоящих органов управления ими сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы.

В случае необходимости  Уполномоченный получает объяснения должностных  лиц и государственных служащих по вопросам, подлежащим выяснению  в ходе рассмотрения жалобы. Уполномоченный вправе принять решение о самостоятельной или совместной с компетентными органами проверке деятельности исправительных учреждений, других органов, исполняющих наказания, а также их руководителей и иных должностных лиц.

При рассмотрении жалоб осужденных Уполномоченный может  знакомиться с уголовным делом, приговор по которому вступил в законную силу, а также с прекращенными  производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении  уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами, в том числе руководителями уголовно-исцолнительной системы, администрацией учреждении и органов, исполняющих наказания.

Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным довольно разнообразны. Это могут быть:

  • обращения в суды общей юрисдикции с обжалованием незаконных действий должностных лиц учреждении и органов, исполняющих наказания,
  • обращения к компетентным органам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека при исполнении наказания.

Действенной формой реагирования Уполномоченного на нарушения  прав человека при исполнении наказания  являются специальные доклады. Так, 10 октября 2000 года Уполномоченным по правам человека в РФ был направлен Президенту РФ, в Государственную Думу РФ, Правительство РФ, заинтересованные министерства и ведомства специальный доклад “О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации”.

Кроме того, вопросы  соблюдения прав человека в деятельности учреждений и органов, исполняющих  наказания, рассматриваются в ежегодных  докладах Уполномоченного о своей деятельности, направляемых Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в “Российской газете”, специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в “Российской газете” и в других изданиях.

            Судебный контроль за деятельностью  учреждений и органов, исполняющих наказания

Уголовно-исполнительный кодекс впервые выделил в качестве самостоятельного вида контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 20).

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует четырех видов.

Первый из них  — судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого  производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

При производстве гражданских дел деятельность администрации  учреждений и органов, исполняющих  наказания, может являться непосредственно  предметом спора сторон по гражданскому делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 4 ст. 98 УИК РФ). Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания (ст. 102 УИК РФ). Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражданских дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Второй вид  судебного контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:

а) контроль при  рассмотрении уголовных дел в  суде;

б) контроль при  рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Контролирующие  функции суда проявляются при  рассмотрении уголовных дел о  преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных  лиц учреждений и органов, исполняющих  наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется  в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к  исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.

Согласно ч. 1 ст. 20 УИК РФ судебный контроль может  осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания  наказания.

Это такие случаи, как:

  • условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УИК);
  • освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УИК);
  • освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидами 1 или 11 группы (ч. 3 ст. 26 УИК);
  • освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, ст. 177 УИК).

Контрольные функции  суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. К числу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (для военнослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягким наказанием по основаниям и в порядке, установленным в ст. 80 и ст. 81 УК РФ, ст.ст. 175, 176 УИК РФ; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, оставшейся части наказания более мягким наказанием (ст. 82 УК РФ, ст.177 УИК РФ). К числу последних – замену исправительных работ лишением свободы (ст. 50 УК РФ, ст. 46 УИК РФ); штрафа – обязательными работами, исправительными работами или арестом (ст. 46 УК РФ, ст. 32 УИК РФ) и т. д. К этой же группе следует отнести решение суда о возвращении осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, в соответствующее учреждение для отбывания неотбытой части наказания.

Суд контролирует решение вопросов, связанных с  изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие  вопросы могут возникать при  исполнении только лишения свободы.

Последняя группа – это вопросы, связанные с  местом и временем отбывания (исполнения) наказания. Согласно ч. 7 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, в суд сообщается об окончании их исполнения.

В суд, вынесший приговор, сообщается об исполнении смертной казни.

Третий вид  судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ).

Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужденными непосредственно судье. На основании п. “г” ч. 1 ст. 24 УИК судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения.

Предложения и заявления  осужденных рассматриваются судом  в обычном для всех государственных  органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, установлен особый процессуальный порядок, который согласно ч. 2 ст. 20 УИК РФ применяется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Такие случаи обжалования  предусмотрены Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и конкретизированы в главе 24 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными законодательными актами могут быть обжалованы действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:

  • в результате которых нарушены права и свободы гражданина,
  • созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод,
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность,
  • незаконное привлечение к ответственности.

условия.doc

— 90.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

свидания.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

переписка.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

мн контроль.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалки по "Уголовно-исполнительному праву"