Уголовно-исполнительное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:50, курс лекций

Описание работы

Вопросы:
Понятие уголовно-исполнительного права как науки, учебной дисциплины и отрасли права. Предмет и метод уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительное законодательство, его структура. Цели, задачи и принципы законодательства
Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

Файлы: 1 файл

Уголовно-исполнительное право.docx

— 63.30 Кб (Скачать файл)

Уголовно-исполнительное право


Литература:

  1. Два кодекса
  2. Задачник

Уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное законодательство

Вопросы:

  1. Понятие уголовно-исполнительного права как науки, учебной дисциплины и отрасли права. Предмет и метод уголовно-исполнительного права.
  2. Уголовно-исполнительное законодательство, его структура. Цели, задачи и принципы законодательства
  3. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени

Понятие УИП как науки, учебной дисциплины и отрасли  права

Термин УИП (законодательство) появился только в 90х годах после  принятия ряда нормативных актов, которые  изменили саму систему уголовных  наказаний.

УК РФ 1922 года – Исправительно-трудовой кодекс 1924 года

УК ПФ 1926 – ИТК 1933 года

УК РФ – ИТК 1970 года

УК РФ 1996 –  УИК 18 декабря 1996 года

 

УИП как учебная дисциплина изучает порядок исполнения всех видов уголовных наказаний, порядок  освобождения от наказания, контроль за условно осужденными, вопросы помощи осужденным освобождаемым от наказания; а также законодательство зарубежных стран.

УИП как наука – это  система идей, взглядов, представлений  о прошлом, настоящем и будущем  данной отрасли права.

УИП как отрасль права  – это самостоятельная отрасль, и она выделяется в самостоятельную  отрасль права по предмету и методу регулирования.

Предмет:

  1. Отношения по порядку (режим) исполнения и отбывания  наказания. Термин исполнение – относится  к органам и учреждением исполняющим  наказание, а термин отбывание относится  к осужденным.
  2. Отношения, возникающие при осуществлении принудительных мер воспитательного и принудительного характера, однако эта группа отношений регулируется УПК.
  3. Отношения, связанные постпенитенциарным воздействием, то есть речь идет о контроле за поведением лиц освобождаемых от наказания и за условно осужденными.

Метод:

Основной метод – императивный, то есть метод предполагающий неравенство  субъектов отношений.

Уголовно-исполнительное законодательство

Статья 3 и 4 УИК

Структура законодательства:

  1. Общепризнанные  международные нормы и принципы
  2. Конституция
  3. УК РФ
  4. УПК РФ
  5. УИК РФ
  6. Федеральные законы
    1. ФЗ об учреждениях и органах исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы от 21 июля 1993 года
    2. ФЗ о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления от 26 июля 1995
    3. Кодексы РФ – пример: трудовой и гражданский
  7. Указы президента – например указ о помиловании
  8. Постановления государственной думы – постановления об амнистии
  9. Постановления правительства
  10. Приказы министерства юстиции, приказы министерства обороны
  11. Акт толкования права - Постановление пленума ВС РФ от 12 ноября 2001 года «о назначении видов исправительных учреждений»

Цели:

  1. Исправление осужденных – понятие исправления  раскрывается в статье 9 УИК РФ (там  же, перечислены средства исполнения осужденных). Исправление – формирование нового отношения к жизни. Примеры  средств:
    1. Труд
    2. Профессиональная подготовка
    3. Самодеятельность
    4. И многие другие
  2. Предупреждение совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Задачи:

  1. Законодательство  регулирует порядок и условия  отбывания наказания
  2. Определяет средства исправления (часть 2 статьи 9 УИК)
  3. Охраняет права, свободы и законные интересы осужденных
  4. Нормы УИК признаны оказывать помощь осужденным в социальной адаптации

Принципы:

Принципы только продекларированы. Две группы принципов:

  1. Общеправовые или конституционные принципы
    1. Законность
    2. Равенство осужденных перед законом.
  2. Отраслевые, специальные принципы
    1. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний
    2. Принцип рационального применения мер принуждения
    3. Рациональное применение средств исполнения
    4. Стимулирование правопослушного поведения осужденных
    5. Соединение наказания с исправительным воздействием.

Действие закона в  пространстве и во времени

Статья 6 УИК РФ

В пространстве – на всей территории РФ

Во времени – к осужденному  применяется тот закон который  действует во время отбывания  и исполнения наказания, таким образом в УИК нет нормы об обратной силе закона.

Учреждения  и органы, исполняющие наказания, контроль за их деятельностью

Вопросы:

  1. Органы, исполняющие наказания
  2. Учреждения, исполняющие наказания
  3. Контроль за учреждениями, исполняющими наказания, виды контроля:
    1. Контроль государственных органов власти (статья 19 УИК РФ)
    2. Судебный контроль (статья 20 УИК РФ)
    3. Ведомственный контроль (статья 21 УИК РФ).
    4. Прокурорский надзор (статья 22 УИК РФ)
    5. Содействие общественных организаций работе учреждений исполняющих наказание (статья 23 УИК РФ)
    6. Международный контроль

Органы, исполняющие  наказания

  1. Президент – издает акты помилования, кроме  того смотри статью 24 УИК РФ
  2. Министерство юстиции
  3. Министерство обороны

Учреждения, исполняющие  наказания

К учреждениям министерства юстиции относятся две федеральные  службы:

  1. Федеральная служба судебных приставов (исполняет штраф)
  2. Федеральная служба исполнения наказания:
    1. Уголовно-исполнительная инспекция. Исполняет исполнительные работы, обязательные работы, лишение права; контролирует условно осужденных и женщин к которым применена отсрочка наказания.
    2. Исправительные центры – исполняют ограничения свободы
    3. Исправительные учреждения:
    4. Арестный дом – исполняет арест

Учреждения министерства обороны:

  1. Дисциплинарная воинская часть – отбывание в дисциплинарной воинской части
  2. Командование воинской части - исполняет ограничения по военной службе
  3. Гауптвахты для военнослужащих – исполняют арест для военнослужащих
  4. Контроль за поведением условно осужденных военнослужащих в течении испытательного срока осуществляется командованием тех воинских частей в которых военнослужащий проходит службу
  5. Военнослужащие, осужденные к обязательным работам, штрафам, лишению права занимать должности отбывают эти наказания в условиях дальнейшего прохождения военной службы по правилам главы 4,5,6 УИК РФ
  6. Военнослужащие осужденные к лишению свободы подлежат увольнению с военной службы, лишение свободы исполняется по правилам раздела 4 УИК РФ.

Контроль

Контроль органов  государственной власти (статьи 19 и 24 УИК РФ)

  1. Президент – его роль применительно к  деятельности учреждений исполняющих  наказание находит свое выражение  в частности в одобрении концепции  реорганизации уголовно-исполнительной системы (о федеральной целевой  программе «развитие уголовно-исполнительной программы (2007 - 2016)»)
  2. Депутаты федерального собрания – парламентские расследования, они проводятся и создаются с целью изучения и принятия мер по улучшению положения осужденных
  3. Уполномоченный по правам человека
  4. Правительство РФ
  5. Министерство юстиции и министерство обороны.

Судебный контроль

  1. Суд в стадии исполнения приговора рассматривает  и решает две группы вопросов:
    1. Уголовно-процессуальные. Это вопросы освобождения от наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены наказания назначенного приговором на другой более строгий вид наказания
    2. Гражданско-процессуальные. Это вопросы: брачно-семейные отношения, наследственные, и иные гражданско-правовые.
  2. Суд рассматривает жалобы  осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов исполняющих наказания
  3. В соответствии с частью 3 статьи 359 УПК РФ суд вынесший приговор обязан следить за тем чтобы приговор был приведен в исполнение.

Ведомственный контроль

Контроль министерства юстиции  и министерства юстиции.

Формы контроля:

  1. Анализ статистической отчетности учреждений, исполняющих наказания
  2. Ревизии и проверки производственной и финансово-хозяйственной работы этих учреждений
  3. Инспектирование учреждений, исполняющих наказания
  4. Рассматривают предложения, заявления и жалобы должностных лиц этих учреждений и осужденных, проверяют их на соответствие закону.

Прокурорский надзор (статья 22 УИК РФ и Закон о прокуратуре  РФ)

  1. Согласно  статье 32 закона о прокуратуре РФ предметом прокурорского надзора  в данной сфере  являются:
    1. Законность нахождения  осужденных в местах отбывания наказания
    2. Соблюдение учреждениями, исполняющими наказания прав и обязанностей осужденных
    3. Законность исполнения наказаний несвязанных с лишением свободы
  2. Полномочия прокурора в этой сфере определены статьей 33 закона о прокуратуре РФ:
    1. В любое время имеют права посещать учреждения, исполняющие наказания
    2. Имеют право опрашивать осужденных
    3. Имеют право знакомиться с материалами, на основании которых лицо осуждено
    4. Имеют право проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений
    5. Имеют право требовать объяснения должностных лиц
    6. Имеют право вносить представления, санкционировать некоторые действия должностных лиц учреждений, исполняющих наказания, например санкция на задержание заключенных уклоняющихся от отбывания наказания и выносить постановления.
    7. Имеет право возбуждать уголовные дела и дела о правонарушениях
    8. Имеет право отменять дисциплинарные взыскания
    9. Имеет право освобождать своими постановлениями осужденных из штрафного изолятора или дисциплинарного, Помещения камерного типа (ПКТ) и одиночной камеры

Общественный контроль

Это контроль институтов гражданского общества за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказания. Этот контроль могут осуществлять:

  1. Органы местного самоуправления – они осуществляют не столько контроль, сколько оказывают содействие исполнению наказаний несвязанных с лишением свободы (они определяют объекты, организации на которых осужденные будут трудиться)
  2. Общественная палата РФ (ФЗ от 04.04.05 об общественной палате)
  3. Общественные наблюдательные комиссии, которые образуются в субъектах РФ – они осуществляю контроль в местах принудительного содержания (ФЗ от 10.06.08)
  4. Общественные объединения и религиозные организации оказывают содействие учреждениям, исполняющим наказания и осужденным.
  5. Средства массовой информации – часть 4 и 5 статьи 24.
  6. Правозащитные неправительственные организации
  7. В исправительных учреждениях создаются:
    1. Попечительский совет
    2. Родительский комитет

Международный контроль

  1. Периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека, в том  числе при исполнении наказания, в ООН.
  2. Сообщения иностранных государств о нарушении гражданских и политических прав осужденных, применении к ним пыток и других жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания

Индивидуальные жалобы лиц  находящихся под юрисдикцией  России по вышеуказанным случаям (эта  форма нашла отражение в части 4 статьи 12 УИК РФ, в которой предоставлено  право осужденным обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека). Прежде всего этот орган – Европейский суд.

Правовое  положение осужденных

Вопросы:

        1. Правовой статус осужденных. Понятие
        2. Основные права и обязанности осужденных

Правовой статус осужденных. Понятие

Это его правовое положение  во время отбывания наказания, то есть его права обязанности и  законные интересы. Основу правового  статуса осужденного составляет его статус гражданина РФ (часть 1,2 статьи 10 УИК РФ).

Основные права и  обязанности осужденного

Делятся на две группы:

  1. Общие права и обязанности всех осужденных независимо от вида наказания (статьи 11-15 УИК РФ)
  2. Специальные права и обязанности осужденного в зависимости от конкретного вида наказания (особенная часть УИК РФ)

Особенная часть УИК

Исполнение  наказаний несвязанных с лишением свободы

Приказ Минюста № 38 от 12 апреля 2005 года инструкция о порядке  исполнения наказаний без изоляции от общества.

Вопросы:

  1. Виды наказаний несвязанных с лишением свободы и учреждения исполняющие их
  2. Субъекты реализующие наказания несвязанные с лишением свободы: их права и обязанности
  3. Права и обязанности осужденных
  4. Исчисление сроков наказаний несвязанных с лишением свободы
  5. Меры взыскания и поощрения применяемые к осужденному

Виды наказаний несвязанных  с лишением свободы и учреждения исполняющие их

 

Эти наказания условно  можно разделить на следующие  группы:

  1. Наказания отбытие которых связано с обязательной трудовой деятельностью: исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы.
  2. Наказания непосредственно несвязанные с трудовой деятельностью: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специальных званий

Информация о работе Уголовно-исполнительное право