Государственная измена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Проблема ответственности за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.
Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение. Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует оно и в теории уголовного права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ
1.1Место состава преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ в системе преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты от государственной измены в Российской Федерации
1.3 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
1.4 Субъект и субъективная сторона преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ
2.Проблемы применения ст.275 УК РФ
2.1 Теоретические и практические проблемы применения ст.275 УК РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИЗМЕНА.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

                    Санкт-Петербургский Университет МВД РФ

Заочный факультет

 

Кафедра Уголовного права

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу: Уголовное право России

Тема: «Измена»

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:                       Слушатель  факультета заочного обучения                                    605-я учебная группа 

капитан полиции

Герасимов Николай Александрович

ГУ МВД России по г. Санкт- Петербургу и ЛО

 

 

 

                                         

 

 

                                          

                                          Санкт-Петербург

                                                    2013

                                                           Содержание

 

 

 

                                     Введение

 

Проблема ответственности  за государственную измену и на сегодняшний день является актуальной, хотя общее количество таких преступлений незначительно. При большой общественной опасности данного преступления противодействие им является одним из важных направлений деятельности правоохранительных органов.

Применение уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за  государственную измену имеет важное политическое и предупредительное значение.

Современное законодательство не формулирует общего понятия преступления – государственная измена. Отсутствует  оно и в теории уголовного права.

Проблема уголовно-правовой охраны государственной власти изучалась в разное время такими известными учеными, как: Г.З. Анашкин, А.Е. Беляев, Д.И. Богатиков, И.А. Бушуев, В.А. Владимиров, А.С. Горелик, П.И. Гришаев, П.Ф. Гришанин, СВ. Дьяков, Л. Д. Ермакова, А.Э. Жалинский, Н.И. Загородников, Б.В. Здравомыслов, А.Н. Игнатов, А.А. Игнатьев, М.П. Карпушин, В.Ф. Кириченко, B.C. Клягин, Т.А. Костарева, В.И. Курляндский, В.М. Лебедев, В.В. Лунеев, М.П. Михайлов, А.В. Наумов, В.В. Сверчков, Н.Н. Смирнова, Е.А. Смирнов, Ю.В. Солопанов, Н.С. Таганцев, Г.Г. Тельберг, М.В. Турецкий, Д.О. Хан-Магомедов, А.В. Шведко, М.И. Якубович.

В настоящее время проблеме преступления государственная измена в монографической литературе уделяется существенно меньше внимания, чем преступлениям против многих других объектов уголовно-правовой охраны.

При этом единственным крупным  изданием с комплексным уголовно-правовым и криминологическим анализом преступлений против государства является труд СВ. Дьякова «Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность», изданный в 1999 году.

Работы указанных авторов  имеют важное научное и практическое значение, но не исчерпывают всех вопросов темы.

Объектом исследования являются проблемы в области уголовно-правовой борьбы с преступлениями связанных с государственной изменой.

Предмет исследования - современное  и ранее действовавшее отечественное  уголовное законодательство об ответственности  за преступления против государства  и практика применения норм, затрагивающих  вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства в сфере государственной тайны.

Цель исследования – провести уголовно-правовой анализ преступления, предусмотренного ст.275 УК РФ.

  Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

исследование исторического  опыта регламентации уголовной  ответственности за преступления против государства в России;

изучение и оценка уголовно-правовой политики в области борьбы с  с указанным преступлением.

анализ норм Конституции  Российской Федерации и различных отраслей законодательства, соприкасающихся с проблемами уголовно-правовой охраны государственной власти;

юридический анализ признаков состава данного преступления;

 внесение научно  обоснованных предложений и рекомендаций  по совершенствованию норм, устанавливающих уголовную ответственность за данное преступление.

Методологической основой  исследования является диалектический метод как всеобщий метод научного познания. В процессе работы используются также формальнологический, исторический, системный, сравнительно-правовой, статистический и иные научные методы.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, уголовное законодательство и иные отрасли российского права, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы охраны основ конституционного строя и безопасности государства.

Теоретической основой  исследования являются достижения отечественной  научной мысли в области уголовного права и криминологии: труды Н.А. Беляева, Г.И. Борзенкова, В.А. Владимирова, П.И. Гришаева, В.В. Есипова, Б.В. Здравомыслова, А.Ф. Истомина, М.И. Ковалева, Н.И Коржанского, Г.А. Кригера, Л.Л. Кругликова, В.Н. Кудрявцева, Б.А. Куринова, В.И. Курляндского, В.В. Лунеева, Б.С. Маньковского, В.Д. Меньшагина, Б.А. Миренского, А.В. Наумова, А.А. Пионтковского,B.C. Прохорова, А.И. Рарога, Н.С. Таганцева, B.C. Тадевосяна, В.Я. Тация, А.Н. Трайнина, B.C. Устинова, В.М. Чхиквадзе, М.Д. Шаргородского и других ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Уголовно-правовая характеристика преступления предусмотренного ст.275 УК РФ

        1.1Место состава преступления, предусмотренного  ст.275 УК РФ в системе преступлений  против основ конституционного  строя и безопасности государства

Родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом X УК, следует считать совокупность (систему) общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, нормальное функционирование государственных органов, относящихся к различным ветвям власти, а также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Наиболее опасными из преступлений, входящих в данный раздел, являются посягательства, предусмотренные  гл. 29 УК, поскольку они затрагивают  основы общественного, политического и государственного строя Российской Федерации, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность. Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства.

В некоторых составах самостоятельным признаком выступает  предмет преступления. Например, при  шпионаже (ст. 276 УК) предметом являются сведения, составляющие государственную  тайну (а при определенных условиях и иные сведения); при утрате документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), в качестве предмета выступают указанные документы, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну1.

Объективная сторона  почти всех преступлений против основ  конституционного строя и безопасности государства характеризуется действиями. И лишь разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) и утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), могут совершаться как действиями, так и бездействием. Составы этих двух преступлений сконструированы как материальные, а составы остальных - как формальные, и признаются оконченными с момента совершения описанных в законе действий, независимо от наступления каких-либо вредных последствий.

Субъективная сторона  почти всех преступлений рассматриваемой группы характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК) может быть как умышленным, так и неосторожным; состав утраты документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК), характеризуется только неосторожной формой вины. Некоторые составы в качестве обязательного признака субъективной стороны включают специальную цель: прекращения государственной или политической деятельности потерпевшего (ст. 277 УК), свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ (ст. 279 УК), подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 УК). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) характеризуется специальным мотивом - месть за государственную или иную политическую деятельность потерпевшего1.

Субъект преступлений против основ конституционного строя и  безопасности государства - лицо, достигшее  возраста 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта: гражданин РФ (ст. 275 УК), иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 276 УК), лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 УК), лицо, имеющее допуск к государственной тайне (ст. 284 УК).

Вопрос о классификации  анализируемой группы преступлений является дискуссионным. В.В. Лунеев делит  их на преступления против основ конституционного строя (ст. ст. 277 - 280, 282 УК) и преступления против безопасности государства (остальные)1, М.И. Ковалев выделял посягательства на внешнюю (ст. ст. 275, 276, 283 и 284 УК) и внутреннюю безопасность Российской Федерации (ст. ст. 277 - 282 УК)2. Последнюю классификацию С.В. Дьяков дополняет третьей группой (против экономической безопасности), включающей одно преступление - диверсию (ст. 281 УК)3.

Выделение двух и даже трех групп в системе преступлений против основ конституционного строя  и безопасности государства представляется неполным, так как направленность некоторых преступлений на тот или иной объект зависит от фактического содержания деяния, поэтому определение непосредственного объекта как классификационного критерия не является абсолютным. Например, разглашение государственной тайны может причинить серьезный вред только внутренней безопасности, не затрагивая внешней безопасности страны. И наоборот, террористические акты, вооруженные мятежи и межнациональные столкновения способны серьезно подорвать именно внешнюю безопасность государства.

Поскольку выделяемые учеными группы преступлений как посягающие только на внешнюю или только на внутреннюю безопасность на самом деле явно неоднородны и требуют большей дифференциации, в зависимости от непосредственного объекта их можно классифицировать на следующие виды:

1) преступления против  внешней безопасности РФ (ст. ст. 275, 276 УК);

2) преступления, посягающие  на основы политической системы  РФ (ст. ст. 277 - 279 УК):

3) посягательства на  экономическую безопасность и  обороноспособность РФ (ст. 281 УК);

4) посягательства на  общественные отношения, обеспечивающие  недопущение экстремистской деятельности (ст. ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК);

5) преступления, посягающие  на сохранность государственной  тайны (ст. ст. 283, 284 УК).

 

1.2 Современное состояние уголовно-правовой защиты  от государственной измены в Российской Федерации

 

Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки со стороны иностранных спецслужб  в современных условиях развития международных экономических отношений  усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как энергоресурсного мирового лидера, ее внутренним и внешнеполитическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим социально-экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка.

Геополитические интересы у разных стран различны. Объективно существует борьба этих интересов, которая, безусловно, порождает процессы разведывательной деятельности против своих соперников в отстаивании этих интересов. О том, что здесь первенствует далеко не идеология, а скорее экономика, свидетельствуют факты ведения разведывательной деятельности, например Израиля против США, Великобритании против Германии, Франции против Германии и Великобритании и т.п1. В условиях нового мирового порядка вчерашние политические союзники являются сегодня экономическими соперниками. Экономический шпионаж как сфера тайной деятельности по сбору, анализу, хранению и использованию особо ценной конфиденциальной информации охватывает все сферы рыночной экономики. Фактические обстоятельства тайной деятельности спецслужб государств-союзников друг против друга неоднократно появляются на первых полосах многих западных изданий.

Иностранные государства продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую разведку, наращивают ее возможности.

Одновременно эти страны активно укрепляют собственное  законодательство, направленное на противодействие  промышленному шпионажу, защиту перспективных технологий.

Столь же массированно продолжаются и устремления иностранных спецслужб  к государственным тайнам России. Об этом свидетельствует, например, доклад о роли и задачах разведывательного  сообщества США, который представила американская общественная организация - Совет по международным отношениям (Council for Foreign Relations), в состав которой входят бывшие государственные деятели, видные ученые и бизнесмены. В этом докладе, в частности, отмечается, что эффективный сбор разведывательной информации будет оставаться критически важной задачей в оказании помощи представителям американской администрации при разработке и проведении в жизнь политики в невоенной сфере, имеющей непосредственное отношение к национальной безопасности США. Поскольку будущее не обещает стать эпохой всеобщего мира и безопасности, разведывательная информация будет также иметь большое значение и для военного руководства страны при выработке стратегии противостояния опасностям, не только вытекающим из агрессии, но и возникающим в результате развала империй и государств1.

Информация о работе Государственная измена