Государственная измена и шпионаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Государственная измена признается законодателем одним из наиболее опасных преступлений против внешней безопасности России и относится в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений. Суть государственной измены заключается в том, что субъект оказывает помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России . Под иностранным понимается любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества).

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 44.53 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Государственная измена

 

 

 

Объектом посягательства Государственной измены (ст. 275 УК РФ) является внешняя безопасность.

Государственная измена признается законодателем одним из наиболее опасных преступлений против внешней  безопасности России и относится  в соответствии с классификацией к группе особо тяжких преступлений. Суть государственной измены заключается  в том, что субъект оказывает  помощь иностранному государству, иностранной  организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России1. Под иностранным понимается любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть государственными (разведка, армия, спецслужбы и пр.) и негосударственными (например, частные фирмы, концерны, общества). Представителем иностранного государства или иностранной организации может быть как официальное, так и неофициальное лицо, уполномоченное иностранным государством или организацией на совершение определенных действий. В ст. 275 УК РФ предусмотрена ответственность за следующие виды государственной измены: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи в проведении против России враждебной деятельности2.

Первым видом государственной  измены законодатель называет шпионаж, о котором речь пойдет в следующей главе. Другим видом государственной измены является выдача государственной тайны, которая заключается в передаче или сообщении соответствующих сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям3. По характеру действий выдача сведений, содержащих государственную тайну, ничем не отличается от их передачи при шпионаже. Обычно эти два вида измены различаются по субъекту. При выдаче виновный не собирает и не похищает сведения, составляющие государственную тайну, а располагает ими по службе или работе. Представляется, что выдача и передача сведений, составляющих государственную тайну, понятия тождественные. Целесообразность выделения такого вида измены, как выдача государственной тайны, при наличии шпионажа вызывает сомнения. При шпионаже передача сведений не ограничена их предварительным собиранием или похищением.

Помимо шпионажа и выдачи тайны в ст. 275 УК РФ говорится  об ином оказании помощи иностранному государству, которое заключается  в совершении различных деяний, направленных на содействие в проведении разведывательной деятельности, вербовку агентов, укрывательство иностранных, шпионов или террористов и снабжение их фальшивыми документами, а так же ведение враждебной деятельности. Не имеет значения, совершены ли такие действия по заданию иностранной организации или их представителя либо по собственной инициативе.

Понятие "враждебная деятельность" предполагает осуществление любой  деятельности в ущерб внешней  безопасности России. Следовательно, при  наличии предварительной договоренности с российским гражданином об оказании помощи иностранному агенту в совершении последним, например, диверсионного  акта, нет необходимости ссылаться  на статью, регламентирующую институт соучастия, поскольку такие действия уже являются оказанием помощи в  проведении враждебной деятельности.

Рассматриваемый вид государственной  измены считается оконченным с момента  совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб России.

Если российский гражданин  по заданию иностранной разведки совершит преступление против основ  конституционного строя или безопасности государства, например, посягательство на жизнь государственного или общественного  деятеля, диверсию или иное преступление, то его действия должны квалифицироваться  по совокупности преступлений - по ст. 275 УК РФ как измена в виде оказания помощи в проведении враждебной деятельности и ст. 277 или 281 УК РФ. Тем самым  конкретизируется та помощь, которая  оказывается иностранному государству  в проведении враждебной деятельности против России4.

Последствия (реальный ущерб, нанесенный внешней безопасности России) не включены законодателем в число  обязательных признаков состава  государственной измены. Поэтому  их ненаступление по причинам, не зависящим  от изменника (например, в связи с  его намеренной дезинформацией со стороны  служб безопасности), не влияет на квалификацию его действий.

Субъективная сторона  государственной измены характеризуется  умышленной виной, причем умысел может  быть только прямым. Виновный в государственной измене всегда сознает опасность своих действий и возможность причинения ущерба внешней безопасности России и желает совершить такие действия.

Мотивы преступления могут  быть различные, как идеологические, так и политические, экономические  и социальные, но на квалификацию преступления они не влияют.

При государственной измене собирание, похищение и хранение сведений, содержащих государственную тайну, должно преследовать цель передачи таких сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

В остальных случаях в  отношении цели государственной  измены высказываются разные мнения. Одни авторы полагают, что цель не включена законодателем в число обязательных признаков состава измены; другие, что "ряд форм государственной  измены могут быть совершены только с целью подрыва и ослабления государства (оказание помощи иностранному государству или иностранной  организации в проведении враждебной деятельности)"; третьи ничего не говорят  о цели, но отрицают влияние мотивов  измены на квалификацию. Думаю, ограничивать состав измены (даже одного ее вида) наличием цели подрыва и ослабления власти ни теоретически, ни практически необосновано, так как в понятие умысла при  измене включается осознание того, что изменником совершаются действия в ущерб внешней безопасности России. Поэтому более правильно  утверждение: "Подлежит установлению направленность умысла - нанести ущерб  внешней безопасности. При этом мотивы и цели могут быть самыми разнообразными"5.

Субъектом государственной  измены может быть только достигший 16 лет гражданин России. В отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства, являющихся соучастниками (организаторами, подстрекателями и  пособниками) гражданина России, совершившего государственную измену, высказываются  различные мнения. Одни ученые полагают, что такие лица могут быть соучастниками (кроме исполнителя) лица, совершающего государственную измену, другие, - не могут6. Столь однозначно решить данный вопрос нельзя. Государственная измена всегда предполагает наличие той или иной связи с иностранными гражданами, так как она осуществляется путем оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в отношении России. Кроме того, иногда действия иностранцев - организаторов, подстрекателей и пособников подпадают под признаки ст. 276 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 275 УК РФ (со ссылкой на ст. 33) не влекут. В оставшихся случаях теоретически можно представить соучастие иностранца в государственной измене. Например, приехавший в Россию под видом туриста передает свои документы изменнику, чтобы обеспечить его беспрепятственный выезд из страны. Эти действия иностранца можно расценить как пособничество в государственной измене7.

В примечании к ст. 275 УК РФ сформулировано специальное основание  освобождения от уголовной ответственности  лица, виновного в государственной  измене, при условии, если: а) оно  добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом  способствовало предотвращению дальнейшего  ущерба интересам России; б) в его  действиях не содержится иного состава  преступления. Согласно примечанию к  ст. 275 УК РФ дальнейший ущерб может  быть предотвращен путем добровольного  и своевременного сообщения органам  власти или иным образом. Добровольно - означает, что сообщение сделано  по свободному решению виновного  при сознании возможности не прибегать  к деятельному раскаянию. То, что  ему стало известно о производстве следственных действий, связанных с  его деянием, не исключает его  действия как добровольные при наличии  признака своевременности.

Под своевременностью понимается сообщение об изменнических действиях  до того, как они стали систематическими и причинили значительный и невосполнимый  ущерб внешней безопасности России.

При наличии указанных  в примечании условий освобождение является окончательным и безусловным. При нарушении какого-либо из условий  виновный от уголовной ответственности не освобождается, но его поведение может быть оценено как обстоятельство, смягчающее наказание.

Примечание к ст. 275 УК РФ представляет собой поощрительную  норму, призванную сыграть профилактическую роль в отношении такого опасного преступления, как государственная  измена и некоторых других (ст. 276 и 278 УК РФ).

В качестве вывода по данной главе можно сказать, что понятие  государственной измены является собирательным  и довольно – таки оценочным. Оно  включает в себя несколько способов совершения, которые потом выделяются в отдельные статьи Уголовного Кодекса  Российской Федерации и так же различные мотивы, которые по своей  сути не влияют на квалификацию, но могут  наложить отпечаток на степень тяжести  наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Шпионаж

 

 

 

Понятие шпионажа по сравнению  с Кодексом 1960 г. не претерпело существенных изменений: в число признаков  шпионажа добавлено наряду с похищением, собиранием и передачей сведений хранение с целью передачи, а равно  исключено указание на военную тайну, поскольку сведения, составляющие военную  тайну, - неотъемлемая часть сведений, составляющих государственную тайну.

Как и государственная  измена, шпионаж представляет собой посягательство на внешнюю безопасность государства. Однако, если при государственной измене деяние осуществляется как бы изнутри - гражданином России, то шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК РФ, совершают только иностранные граждане и несколько реже - лица без гражданства8.

Предметом шпионажа являются те же сведения, что и при государственной  измене - это: 1) сведения, содержащие государственную  тайну и 2) иные сведения при определенных, указанных в ст. 276 УК РФ обстоятельствах.

Сведения, составляющие государственную  тайну, характеризуются следующими признаками: имеют важное значение для безопасности России; содержатся в определенных носителях; подлежат засекречиванию; перечень их устанавливается  правовыми актами; могут содержаться  в строго определенных законом областях.

С объективной  стороны шпионаж (так же, как и  шпионаж при государственной  измене) совершается путем передачи, а равно собирания, похищения  и хранения с целью передачи указанных  в ст. 276 УК РФ сведений. Способы собирания таких сведений могут быть вполне легальными: изучение специальной литературы, анализ периодической печати, личное добавление, систематизирование сообщений средств массовой информации и т.д., либо нелегальными: несанкционированное подключение к техническим средствам связи, противоправное копирование документов, подслушивание с помощью технических средств и т.д.

Передача - это сообщение  любым способом сведений адресанту; собирание - действия, направленные на получение интересующей субъекта информации; похищение - незаконное изъятие документов или предметов, содержащих или являющихся носителями интересующей субъекта информации; хранение - временное обладание указанными выше документами или предметами9. Чаще всего хранение осуществляется лицом, собирающим или похищающим сведения, содержащие государственную тайну. В отдельных случаях хранение может осуществляться лицом, не собиравшим и не похищавшим эти сведения.

Из всех способов совершения шпионажа наибольшую опасность представляет передача сведений иностранному государству, иностранной организации либо их представителям для использования  в ущерб внешней безопасности России. Собирание, похищение и хранение сведений по существу являются подготовительной деятельностью к передаче. Однако, учитывая повышенную степень опасности  рассматриваемого деяния, законодатель счел их оконченным преступлением10.

Если речь идет об иных сведениях, а не о сведениях, содержащих государственную  тайну, объективная сторона предполагает только их собирание и передачу. Это могут быть любые сведения, однако их собирание и передача рассматриваются  как шпионаж при условии, что  они собираются и (или) передаются, во-первых, по заданию иностранной разведки, и, во-вторых, для использования в  ущерб внешней безопасности России. Отсутствие одного из этих признаков исключает возможность рассматривать такое деяние как шпионаж. Собирание и передача таких сведений чаще совершаются российскими гражданами нежели иностранцами и рассматриваются тогда при наличии указанных условий как государственная измена в форме шпионажа.

С субъективной стороны шпионаж  может быть совершен только с прямым умыслом. Субъект сознает характер собираемых, похищаемых, хранимых с  целью передачи сведений, особенности  адресата передачи и желает передать эти сведения данному адресату. При  собирании, похищении и хранении сведений, содержащих государственную  тайну, обязательным признаком состава  шпионажа должна быть цель передачи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением, что цель шпионажа не является обязательным его признаком.

В отношении второго вида шпионажа (собирание и передача иных сведений) высказывалось мнение о  наличии специальной цели - использование  собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности России. Более правильным представляется мнение, согласно которому достаточно осознания предназначения сведений для использования в ущерб  внешней безопасности России.

Информация о работе Государственная измена и шпионаж