Государственная измена (шпионаж)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ государственной измены и шпионажа

Содержание работы

Введение 3
1. Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства 4
2. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России 8
2.1 Уголовная ответственность за государственную измену 8
а. Объективная сторона государственной измены 8
б. Субъективная сторона государственной измены 11
2.2. Уголовная ответственность за шпионаж 13
а. Объективная сторона шпионажа 13
б. Субъективная сторона шпионажа 15
Заключение 17
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному праву (осоенной части)Государственная измена Шпионаж.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение           3

 

1. Преступления против  основ конституционного строя  и 

     безопасности государства        4

 

2. Преступления, посягающие  на внешнюю безопасность России  8

 

2.1 Уголовная ответственность  за государственную измену  8

 

а. Объективная сторона  государственной измены   8

 

б. Субъективная сторона государственной измены   11

 

2.2. Уголовная ответственность  за шпионаж     13

 

а. Объективная сторона  шпионажа      13

 

б. Субъективная сторона шпионажа      15

 

 

Заключение          17

 

 

Список использованной литературы      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации  особую актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями в мире, произошедшими  в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом  сообществе; во-вторых, с кардинальными  изменениями во внутренней политике: разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением политического и идеологического  многообразия, переходом России от фактически унитарного государства  к реальной федерации. Наряду с положительными факторами, приблизившими нашу страну к становлению гражданского общества, реформирование выявило ряд негативных явлений: рост преступности, ухудшение демографической обстановки, обнищание значительной части населения, развитие националистических, сепаратистских сил, утрату многих социальных гарантий, которые были доступны гражданам в советские времена.

Динамизм социальных и  геополитических процессов, происходящих в современной России и в ее окружении, настолько стремителен, что законодатели и теоретики  не успевают осмыслить жизненные  потребности возрождения нашей  страны. Формационные изменения, смена  идеологических ценностей поставили  перед наукой конституционного права  необходимость выработки путей  того, как России сохраниться в  качестве мировой державы, постоянного  члена Совета Безопасности ООН, как  обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет нашего государства, развитие федерализма, защитить права  и свободы граждан, самобытность российских народов.

Национальная безопасность неразрывно связана с деятельностью  государства. Только оно может, опираясь на свой аппарат, властные органы, деятельность которых поставлена в жесткие  рамки и подкрепляется соответствующими правовыми актами, обеспечить покой  граждан, создать благоприятные  условия для их жизни и деятельности. Никакие другие социальные силы не смогут выполнить этой задачи.

Обеспечение собственной  безопасности, а также безопасности своих граждан является одной  из основных задач любого государства.

Целью работы является анализ государственной измены и шпионажа.

 

1. Преступления  против основ конституционного  строя и безопасности государства.

 

К преступлениям против основ  конституционного строя и безопасности государства действующее законодательство относит в основном те преступления, ответственность за совершение которых  предусматривалась в Уголовном  кодексе 1960 г. в главе "Государственные  преступления". Этой главой начиналась особенная часть Кодекса.

Рассматриваемая группа преступлений выделена в раздел X Уголовного Кодекса Российской Федерации «Преступления против государственной власти»1 по признаку видового объекта, каковым являются основы конституционного строя и безопасность государства.

Основы  конституционного строя - это совокупность общественных отношений, присущих нашему обществу и закрепленных в разделе первом Конституции Российской Федерации, провозглашающем исходные принципы конституционного строя, правовой статус личности, основы экономических отношений и политической системы Российской Федерации.

Основы  безопасности государства - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней опасности. Жизненно важными интересами признается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивают существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства2

Основы безопасности государства  предполагают защищенность не только конституционного строя, но и суверенитета, территориальной неприкосновенности, обороноспособности и других жизненно важных интересов от возможных посягательств  на них.

Суверенитет государства  означает его независимость во внешних  и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета является основным принципом международных отношений, закрепленным в Уставе ООН и других международных актах. Во внутренних делах суверенитет означает верховенство Конституции РФ и принятых во исполнение ее федеральных законов.

Неприкосновенность территории предполагает сохранение в целостности  территории, находящейся под суверенитетом  России, в пределах государственной  границы Российской Федерации. Государственной  является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также  договорами Российской Федерации с  сопредельными государствами.

Обороноспособность - совокупность экономических, военных, технических, научных, идеологических возможностей государства и его вооруженных сил по обеспечению защиты от нападения извне, его суверенитета и территориальной неприкосновенности.3

Видовым объектом преступлений против государственной власти, обусловившим объединение рассматриваемых деяний в самостоятельную классификационную  группу, как уже отмечалось, являются основы конституционного строя и  безопасности государства.

Непосредственными объектами  этих преступлений в зависимости  от характера действий выступают  внешняя или экономическая безопасность государства, обороноспособность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и пр.

Объективная сторона преступлений против основ конституционного строя  и безопасности государства заключается  в совершении активных действий. Исключение составляет такое преступление, как  утрата документов, содержащих государственную тайну, которая возможна путем, как действия, так и бездействия (ст. 284 УК РФ). Подавляющее большинство преступлений данной группы признаются законодателем оконченными с момента совершения описанного в статье действия (безотносительно к факту наступления последствий). Такая конструкция составов является показателем повышенной степени опасности рассматриваемых преступлений.

С субъективной стороны преступления данной группы предполагают наличие  только умышленной вины (исключение составляет упоминавшаяся выше ст. 284 УК РФ). В  некоторых случаях обязательным признаком субъективной стороны  является цель. Так, диверсия осуществляется в целях подрыва экономической  безопасности и обороноспособности Российской Федерации (ст. 281 УК РФ)4.

Субъектом этих преступлений являются достигшие 16 лет граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства. В виде исключения субъектом государственной  измены (ст. 275 УК РФ) может быть лишь гражданин России, а шпионажа (ст. 276 УК РФ) - только иностранные граждане и лица без гражданства. Отдельные  преступления совершаются только специальным  субъектом. Так, субъектом разглашения  государственной тайны (ст. 283 УК РФ) выступает только то лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, были доверены или стали известны по службе.

Лица, не достигшие 16-летнего  возраста, к ответственности за преступления против основ конституционного строя  и безопасности государства не привлекаются. Если же в их действиях содержится состав другого преступления, за которое  установлена ответственность с 14 лет, они отвечают за это преступление.

Степень опасности рассматриваемых  преступлений очень высока, о чем  свидетельствует отнесение законодателем  более половины составов к числу  особо тяжких преступлений.

Исходя из непосредственного  объекта посягательства преступления против основ конституционного строя  и безопасности государства можно  подразделить на преступления, посягающие на:

1) внешнюю безопасность (государственная  измена - ст. 275, шпионаж - ст. 276);

2) лиц, осуществляющих  государственную или общественную  деятельность (посягательство на  жизнь государственного или общественного  деятеля - ст. 277);

3) внутреннюю безопасность  или политическую систему России (насильственный захват власти  или насильственное удержание  власти - ст. 278; вооруженный мятеж  - ст. 279; публичные призывы к насильственному  изменению конституционного строя  Российской Федерации - ст. 280);

4) экономическую безопасность  и обороноспособность (диверсия - ст. 281, разглашение государственной  тайны - ст. 283, утрата документов, содержащих государственную тайну  - ст. 284);

5) провозглашенный Конституцией  принцип равенства граждан независимо  от расы, национальности и вероисповедания  (возбуждение национальной, расовой  или религиозной вражды - ст. 282).

В основу указанной классификации  положен один критерий - непосредственный объект.

В доктрине уголовного права  имеются и иные классификации  рассматриваемых преступлений. Некоторые  авторы выделяют преступления, создающие  угрозу:

    • внешней безопасности (государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну)
    • внутренней безопасности (все остальные).

Предлагается эти две  группы преступлений дополнить третей группой - преступлениями, посягающими  на экономическую безопасность, включив  в нее одно преступление - диверсию.

В основном ученые единодушны по поводу того, какие преступления являются посягательствами на внешнюю  безопасность. Таковыми признаются государственная  измена и шпионаж5.

 

 

 

2. Преступления, посягающие  на внешнюю безопасность России

 

Как уже было сказано выше, к числу преступлений, посягающих на внешнюю безопасность России, относятся  государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ).

Посягательства на внешнюю  безопасность характеризуются повышенной степенью опасности, что и обусловило отнесение их к числу особо  тяжких преступлений.

Обеспечение внешней безопасности является одним из важнейших направлений  деятельности современного государства.

Непосредственным объектом государственной измены и шпионажа является внешняя безопасность, которая  слагается из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности.6 Государственная измена и шпионаж могут посягать одновременно на суверенитет, обороноспособность и территориальную неприкосновенность России и на отдельные слагаемые (компоненты) внешней безопасности, например, только на обороноспособность.

 

2.1 Уголовная  ответственность за государственную  измену

 

а. Объективная  сторона государственной измены

 

Государственная измена – самое опасное по законодательству России преступление из всех преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и совершается оно в пользу какого-либо иностранного государства.

 

Статья 275 УК. Государственная  измена.

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной  тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации  или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без таковой.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.7

Непосредственным объектом государственной измены выступает  внешняя безопасность, под которой  понимается состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности  и обороноспособности от внешнего враждебного  воздействия.

Информация о работе Государственная измена (шпионаж)