Государственная измена (шпионаж)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ государственной измены и шпионажа

Содержание работы

Введение 3
1. Преступления против основ конституционного строя и
безопасности государства 4
2. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность России 8
2.1 Уголовная ответственность за государственную измену 8
а. Объективная сторона государственной измены 8
б. Субъективная сторона государственной измены 11
2.2. Уголовная ответственность за шпионаж 13
а. Объективная сторона шпионажа 13
б. Субъективная сторона шпионажа 15
Заключение 17
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Курсовая по уголовному праву (осоенной части)Государственная измена Шпионаж.docx

— 48.85 Кб (Скачать файл)

В послевоенное время при  поимке государственного изменника  проводили следственные действия и  показательные суды.

Но в современном Уголовном Кодексе, за совершенные преступления против государства по статьям 275 и 276 УК, могут освободить от ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Вместе с тем не во всех случаях соучастия со специальным  субъектом деяние квалифицируется  по одной статье Особой части УК. Такое положение обусловлено, во-первых, спецификой конструкции уголовно-правовой нормы и, во-вторых, различными статусами  субъектов, хотя и совершающих одно и то же деяние. Так, помощь иностранному резиденту со стороны российского  гражданина в собирании шпионских  сведений будет квалифицирована  таким образом: иностранный резидент несет ответственность за шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, а российский гражданин отвечает за шпионаж как  разновидность государственной  измены – ст. 275 УК. Специфика конструкции  нормы ст. 275 УК заключается в том, что там, в качестве специального субъекта преступления прямо назван гражданин РФ.

Таким образом, мы можем заключить, что Уголовный Кодекс Российской Федерации в целом соответствует  современному обществу, поскольку в  нем соблюдены принципы укрепления законности, демократизма, гуманизма  и справедливости.

Сегодня, в начале XXI века, система взглядов на обеспечение  в нашем государстве безопасности личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз  во всех сферах жизнедеятельности, отраженная в Концепции национальной безопасности Российской Федерации19, должна учитывать такие новые для относительно молодого Российского государства угрозы, как рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма на территории России. Эти угрозы национальной безопасности России, наряду с состоянием отечественной экономики, несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризацией российского общества и криминализацией общественных отношений, ростом коррупции, составили основные направления разработки механизмов обеспечения национальной безопасности нашей Родины20.

Успешное развитие и само существование России как суверенного  государства невозможно без обеспечения  ее национальной безопасности. Право  не может и не должно оставаться в стороне от решения проблем  безопасности государства. Более того, в этом ему должна принадлежать ведущая  роль.

В настоящее время наблюдается  формирование новых региональных и  локальных моделей межгосударственного  соперничества. Следствием этого стала  новая вспышка национальных конфликтов. Во многих регионах мира произошел  сдвиг в направлении к совместной обороне, к многосторонним мерам безопасности. Стремление стран избежать межгосударственных конфликтов и огромных затрат на оборону способствует укреплению коллективных мер оборонного характера, международному военному сотрудничеству и координации.

Угрозы государственной  безопасности становятся все более  разнообразными, перестают быть исключительно  военными. Усиливается тенденция  к институализации, к укреплению и распространению механизмов коллективной безопасности (многостороннего оборонного механизма).

Таким образом, преступления против основ конституционного строя  и безопасности государства на сегодняшний  день являются одними из особо тяжких.

Сильное государство во все  времена характеризовалось крепкой  основой конституционного строя  и обеспеченной безопасностью. В  настоящее время в России продолжается формирование правового государства, которое предполагает защиту личности, общества и государства. С правовой точки зрения, в целях предупреждения роста преступлений против государственной  власти, в том числе государственной  измены и шпионажа, необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства в данной сфере отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992.- № 15.-ст. 769.
  2. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000.- № 2.-ст. 170.
  3. Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями от 24 января 1998 г., 6 июня, 10 сентября 2001 г., 29 мая 2002 г., 3 марта 2005 г., 11 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 декабря 1995.- № 49.- ст. 4775.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002.- № 22.- ст. 2031.
  5. Асланов Р.М. Преступления против государственной власти. СПб. / Р.М. Асланов. Юридический центр Пресс. 2002. 278с.
  6. Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 29-33.
  7. Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" / С.С. Козлов, В.А. Тимошенко. ООО "Новая правовая культура". 2006. 234с.
  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. Юрайт-Издат.- 2006. 786с.
  9. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2007. – 754 с.
  10. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).
  11. Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под редакцией А.И. Рарога. – М.: Полиграф Опт, 2004. – 895 с.
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации.– М.:ЭКСМО, 2010. – 255с.
  13. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2008. – 155 с
  14. Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций /А.Ф. Сизый. – Чебоксары.: Салика, 2001. – 275 с.

1 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996.- № 25 ст. 2954.

2 Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992.- № 15.-ст. 769.

3 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 3, 6 июля, 4 декабря 2006 г.)  // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 1996.- № 23.- ст. 2750.

4 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова), 3-е изд., пер. и доп. Юрайт-Издат. 2006. С. 567.

5 Асланов Р.М. Преступления против государственной власти. СПб.  / Р.М. Асланов. Юридический центр Пресс. 2002. С. 312.

6 Кузьмин Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире  / Э.Л. Кузьмин // Журнал российского права. 2006. № 3. С. 25-28

7 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2010. – 255 с

8 Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. в редакции Федерального закона РФ от 6 октября 1997 г

9 Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под редакцией А.И. Рарога. – М.: Полиграф Опт, 2004. – 895 с.

10 Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под редакцией А.И. Рарога. – М.: Полиграф Опт, 2004. – 895 с.

11 Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2007. – 754 с.

12 Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия)  / Л.Н. Васильева // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 29-33.

13 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2010. – 255 с

14 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2010. – 255 с

15 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). - 3-е изд., перераб. и доп. Юрайт-Издат.- 2006. 786с.

16 Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"  / С.С. Козлов, В.А. Тимошенко. ООО "Новая правовая культура". 2006. 234с.

17 Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2007. – 754 с.

18 Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2010. – 255 с

19 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации"  // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000. № 2. ст. 170.

20 Васильева Л.Н. Транснациональные преступления как угроза национальной безопасности России (конвенционные механизмы противодействия) [Текст] // Журнал российского права. 2005. № 10. С.29-33.


Информация о работе Государственная измена (шпионаж)