Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 09:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломной работы является выяснение правовой природы, оснований, целей применения принудительных мер медицинского характера, установление их места в системе средств уголовно-правового принуждения, а также определение отраслевой принадлежности норм, регулирующих порядок исполнения принудительных мер медицинского характера к психически больным.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
определить понятие и правовую природу принудительных мер медицинского характера, применяемых к психически больным;
рассмотреть порядок процессуального производства по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения;
исследовать проблемы прекращения производства по уголовному делу по применению принудительных мер безопасности и лечения
разработать положения по совершенствованию уголовно-правового регулирования принудительных мер медицинского характера и рекомендаций по совершенствованию практики их применения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................…..….с. 5
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ...............…....................................................................с. 10
1.1. Понятие и основания применения принудительных мер безопасности и лечения…………………………………………………..………………………………….….с. 10
1.2. Виды принудительных мер медицинского характера и их правовой режим...............................................................................................................…..........................с. 17
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ЛЕЧЕНИЯ …………………………………………………………………………………..….с. 25
2.1. Особенности производства предварительного следствия по уголовному делу.................................................................................................................….………………...с. 25
2.2. Проблемы прекращения производства по уголовному делу по применению принудительных мер безопасности и лечения…………………………………………………………..………....…..с. 30
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ...……...…...........................с. 35
3.1. Производство в суде первой инстанции по применению принудительных мер безопасности и лечения...................................................................………..............…............................................................с. 35
3.2. Прекращение или изменение принудительных мер безопасности и лечения................................................................................................................................................….с. 41
3.3. Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения ……………...……..………..…………………………………………с. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................…............................с. 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................…...........................с. 56

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ ПРАВИЛЬНАЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)
  • совершение общественно опасного деяния лицом в состоянии невменяемости либо наступление у лица после совершения преступления психического расстройства;
  • лицо в силу характера содеянного и своего психического расстройства представляет опасность для себя или окружающих. (см. Приложение 1)

Особо необходимо отметить, что поскольку основания  должны быть установлены и отражены в материалах дела и в постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера здесь подразумевается и достаточная совокупность фактических данных (доказанность обстоятельств), свидетельствующих, что лицо может совершить действия, угрожающие причинением иного существенного вреда либо опасностью для самого себя или окружающих лиц, если не применить к нему принудительных мер медицинского характера. Когда таких данных нет, или их недостаточно, нет и оснований для применения принудительных мер медицинского характера.

Из указанной  формулы видно, что уголовно-процессуальные основания принудительных мер медицинского характера в части установления опасности лица также носят прогностический  характер (дают возможность сделать  лишь предположение). Возможность эта должна вытекать из материалов уголовного дела (не только из заключения судебно-психиатрической экспертизы, но и из других доказательств).

По мнению М.С. Строговича, «сами предположения  должны опираться на доказательства, вытекать из них, а не быть простыми догадками» [40, c. 170].

Лишь при  этом условии может быть обеспечено законное и обоснованное применение принудительных мер медицинского характера  и ограждение граждан от неправомерного ограничения их прав действием этих мер.

Следует различать общественную опасность вообще и общественную опасность преступления. Категория общественной опасности выражает весь тот ущерб, который причиняется (или ставится под угрозу причинения) обществу, ущерб, не зависящий от социальных и нравственных качеств лица, его причинившего, и вины.

Общественная  опасность деяния, совершенного субъектом  с признаками психического отклонения, определяется характером деяния, способом его совершения, средствами, орудиями, которые были при этом использованы.

Вопрос об общественной опасности психически больного довольно детально разрабатывался в судебно-психиатрической литературе, где о потенциальной опасности больного предлагается судить по двум параметрам: по психическому состоянию и по характеру совершенного деяния [28, c. 79]. Причем разрабатываются варианты их различных соотношений.

С.Н. Шишков считает, что общественную опасность в  рассматриваемом случае можно определить, как «риск (высокую степень вероятности) совершения больным нового общественно  опасного деяния… чем выше вероятность его совершения и чем тяжелее предполагаемый деликт, тем выше степень общественной опасности больного» [47, c. 73].

Этому можно  возразить, поскольку в одних  случаях психически больной, даже совершивший  тяжкое преступление, в силу заболевания не может совершить повторно общественно опасное деяние, а в других случаях, у больного, при незначительном по тяжести деянии, клинические проявления заболевания могут обусловить высокую общественную опасность и вероятность повторного совершения общественно опасного деяния [29, c. 53].

Общественная  опасность характеризуется юридическим  и медицинским критерием. Юридический  критерий охватывает тяжесть совершенного общественно опасного деяния, поведение  больного до и после его совершения, социально-психологические установки лица и т.п.

Медицинский критерий характеризуется клинической формой психического заболевания, его глубиной и сложностью, динамикой протекания болезни и т.п.

При определении  общественной опасности больного учитываются  клинико-психопатологические признаки (в частности, бредовые идеи определенного содержания, направленные против конкретных лиц и сопровождающиеся аффективной напряженностью с идеями ревности, преследования сексуального воздействия, периодические психотические состояния, сопровождающиеся агрессивностью и др.) и социально-психологические признаки (признаки социальной дезадаптации, наличие криминального поведения до болезни, подверженность асоциальному влиянию).

На основе совокупности этих признаков можно сказать  об опасности не только на момент освидетельствования, но и сделать прогнозирование на будущее. В связи с этим, мы убеждены в обоснованности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, которые на момент освидетельствования в результате временного улучшения состояния не представляют опасности, но с учетом характера течения болезни и выработанных психиатрией критериев нельзя исключить возможность повторения общественно опасного деяния в будущем.

Для понимания  патологических механизмов опасных  действий, их болезненной мотивации, для определения степени опасности больных необходимо выяснять взаимосвязь психопатологической симптоматики с действиями психически больных.

Так, например, такие состояния, как бредовые синдромы, импульсивные побуждения, галлюцинации обусловливают главным образом агрессивные действия психически больных (против жизни и здоровья личности, хулиганство). В ряде случаев, когда прямая причинно-следственная связь между симптомами болезни и опасными действиями отсутствует, решающее значение приобретают внешние отрицательно действующие условия [44, c. 25].

Ряд авторов  в связи с тем, что практически  принудительные меры медицинского характера  применяются по сравнительно неширокому кругу деяний, предусмотренных УК (посягательство на жизнь, здоровье, имущество, половую свободу, общественный порядок), предлагают в уголовном законе закрепить перечень таких деяний.

Представляется, что такой перечень в любом  случае будет неполным, поскольку  лица, страдающие психическими расстройствами, могут совершить многие из запрещенных уголовным законом деяний, поскольку это обусловлено болезненными проявлениями психики.

И по данным судебных психиатров, в отношении большинства  опасных действий какого-либо предпочтения и сродства между опасными деяниями и формами психических расстройств нет.

Таким образом, понятие опасности лица для себя или других лиц является также, как  и понятие оснований назначения принудительных мер медицинского характера, комплексным, включает в себя ряд  признаков, имеющих в своей совокупности правовое значение.

Итак, рассмотренные  выше основания применения принудительных мер медицинского характера составляют уголовные и уголовно-процессуальные предпосылки данного правоприменительного процесса.

Совершенно  очевидно, что для недопущения  ошибок на практике очень важно, чтобы толкование понятия оснований применения принудительных мер медицинского характера, как и других основных понятий данного института, было единым, четким, соответствующим точному смыслу закона.

 

 

    1. Виды принудительных  мер медицинского характера и их правовой режим

 

Реализация принудительных мер  безопасности и лечения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» [6] и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими оказание психиатрической помощи (утвержденными приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 ноября 1999 г. № 337 Положением о проведении психиатрического освидетельствования [7], Положением о госпитализации больных в психиатрические стационары [9], Положением о сохранении информации о психическом состоянии граждан [10], а равно пакетом нормативных актов, утвержденных постановлением Министерства  здравоохранения Республики Беларусь от 18 апреля 2001 г. № 26 «Oб организации принудительного лечения психически больных со строгим и усиленным наблюдением» и др.) [11].

 При характеристике принудительных  мер безопасности и лечения  необходимо отметить, что УК 1999 г., в отличие от УК 1960 г. помимо  стационарного лечения психически  больных допускает их амбулаторное принудительное лечение и наблюдение психиатра по месту жительства.

 Для осуществления  принудительных мер безопасности  и лечения в условиях стационара  в системе лечебных учреждений  органов здравоохранения организуются  и специальные психиатрические больницы либо отделения в общих психиатрических больницах трех видов: психиатрические больницы (отделения) с обычным, усиленным и строгим наблюдением.

Перечисленные лечебные учреждения служат решению одних  и тех же задач:

  • вo-первых, наблюдения за больными, их лечения и приспособления к условиям общежития,
  • во-вторых, предотвращения совершения психически больными новых общественно опасных деяний.

         Различаются  эти три вида психиатрических  больниц (отделений) интенсивностью  наблюдения за находящимися в них лицами и мерами безопасности при их содержании.

Поскольку принудительное лечение  как амбулаторное, так и в стационарное применяется независимо от желания  психически больного, право его назначения принадлежит только суду.

Разбирательство уголовного дела, поступившего в суд для применения принудительных мер безопасности и лечения, происходит в судебном заседании с обязательным участием прокурора и защитника. Суд извещает о назначении дела к разбирательству законных представителей лица, совершившего общественно опасное деяние, вызывает потерпевших, свидетелей, а в необходимых случаях  и экспертов.

Суд вправе вызвать  в судебное заседание лицо, и отношении  которого рассматривается уголовное  дело, если этому не препятствует характер его заболевания.

В судебном заседании  должны быть исследованы доказательства, устанавливающие или опровергающие  совершение данным лицом общественно  опасного деяния, предусмотренного уголовным  законом, заслушано заключение экспертов  о психическом состоянии данного  лица и исследованы другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения вопроса о применении принудительных мер безопасности и лечения [2, ч. 2 ст. 446 ].

В случае доказанности совершения данным лицом общественно опасного деяния в состоянии невменяемости или  того, что это лицо после совершения преступления заболело психической болезнью, делающей невозможным назначение или исполнение наказания, суд выносит определение о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения с их указанием [2, ч. I ст. 448 ].

Лицам, совершившим  общественно опасное деяние в  состоянии невменяемости, принудительные меры безопасности и лечения должны назначаться лишь тогда, когда психические  расстройства связаны с возможностью причинения эти ми лицами нового существенного  вреда либо с опасностью их для себя или других лиц.

Принудительное лечение не может  применяться к лицу, признанному  невменяемым в отношении совершенного им деяния, уголовная ответственность  зa которое наступает при наличии административной или дисциплинарной преюдиции.

Такие дела подлежат прекращению за отсутствием состава преступления. О принятом решении суд извещает органы здравоохранения для организации  ими необходимого наблюдения за психически больным и его лечения.

Принудительное амбулаторное наблюдение и лечение у психиатра по месту жительства назначается психически больному, который по характеру совершенного общественно опасного деяния и психическому расстройству не представляет опасности для себя и окружающих и не нуждается в больничном содержании. Суд также учитывает возможность осуществления такого лечения вне стационарных условий и организации надзора за психически больным в амбулаторных условиях

Внестационарная (амбулаторная) психиатрическая  помощь оказывается в виде лечебно-профилактической помощи и диспансерного наблюдения, которое предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья гражданина путем регулярных осмотров врачем-психиатром и оказание необходимой медицинской или социальной помощи.

Данная мера позволяет сохранить  привычный для больного образ жизни, продолжение трудовой деятельности, контакт с семьей и близкими, что, как правило, позитивно сказывается на лечении.

Проведение амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра исключаются  когда характер и тяжесть психического расстройства сочетаются с опасностью психически больного для самого себя и окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда.

Принудительное лечение в психиатрической  больнице – это госпитализация в  психиатрический стационар. Суд  должен установить, что данное лицо нуждается именно в стационарном психиатрическом лечении. Об этом могут свидетельствовать характер психического расстройства, обусловленные этим расстройством нарушения поведения, неблагоприятное течение этого расстройства, невозможность лечения, ухода за больным, его содержания и наблюдения за ним в иных условиях, кроме стационарных.

Принудительное лечение в психиатрической  больнице (отделении) с обычным наблюдением назначается психически больным, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении, но не требуют интенсивного наблюдения.

Этот вид принудительного лечения  может назначаться больным при  отсутствии выраженных тенденций к  грубым нарушениям режима, но при вероятности  повторения психоза или при недостаточной  критической оценке пациентом своего состояния.

Информация о работе Анализ судебной практики применения, изменения и прекращения принудительных мер безопасности и лечения